Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
 

Елена КУЦЕНКО

Дорога четвертая,
идущая по мостам из самых важных мыслей

Случалось ли вам, многократно перечитывая любимую книгу, каждый раз находить в ней ответы на волнующие именно сегодня вопросы и удивляться, что не замечал этих мыслей раньше? На протяжении всей педагогической жизни такой книгой была для меня гуманная педагогика Амонашвили.
Прочитанные в студенческие годы книги «Здравствуйте, дети» и «Как живете, дети?» оставили впечатление чего-то удивительного и недосягаемого, а автор представлялся жителем педагогического Олимпа наравне с Песталоцци и Ушинским.
А в конце восьмидесятых я после работы в традиционной советской школе попала в нарождающуюся авторскую: можно было пробовать, нащупывать свой путь в образовании. И вдруг как подарок судьбы – командировка в Тбилиси, к Амонашвили. Из промозглой, хлюпающей мокрым снегом Москвы – в мягкую, пряную, улыбчивую тбилисскую осень. Неопавшие листья и теплынь в конце ноября создавали ощущение нереальности. И впервые увиденные мной прямо на дереве тепло светящиеся в листве лимоны, и сизо-оранжевые горы хурмы, полыхающие на каждом углу... И такое же небывалое ощущение тепла, энергии и праздника в самой школе.
В начале урока Шалвы Александровича меня вдруг как обухом по голове: «Урок-то будет по-грузински. Я же ничего не пойму!» Но уже спустя несколько минут с изумлением поняла, что не страдаю от незнания языка, я чувствую и понимаю этот урок. И то, ради чего сюда приехала, – собственно педагогика – не заключается лишь в словах, ее язык интернационален.
Я никогда не пыталась воспроизвести, повторить тот урок – да это и не нужно, зато поняла, как мне строить свои собственные. Хотя упражнения, приемы и фрагменты использую в классе до сих пор, и они неизменно остаются самыми любимыми у всех поколений моих учеников.
Следующая встреча – по заданию редакции взять первое в моей жизни интервью для первого номера «Школы для учителя». Случайно узнала, что Шалва Александрович ведет семинар для учителей в школе на окраине Москвы. Еду и битых полчаса разыскиваю нужную школу среди башен-близнецов спального района. Протискиваюсь в класс, где давно идет семинар, и, испытывая непреодолимое желание провалиться сквозь землю, с тоской думаю, как буду просить о встрече доктора наук, почетного академика... Но занятия он ведет так, что к концу я совершенно перестаю бояться, хотя мне по-прежнему стыдно за опоздание и еще обидно, что пропустила начало.
С учителями он разговаривает так же, как с ребятами в классе: доброжелательно, серьезно, вдохновенно, обращаясь к каждому.
По дороге домой меня посетила несбыточная идея: как уезжающим в какую-нибудь Африку полагается обязательная прививка, так и всем молодым учителям, в какую бы школу они ни шли работать, нужно начинать с семинара Амонашвили. Как с прививки против равнодушия, жесткости, консерватизма.
«А немолодым и считающим себя опытными – тем более», – подумалось на следующий день, когда я, выполняя семинарское задание на уроке, почувствовала, как он заиграл, просвечивая лимонным и оранжевым сквозь утвержденные стандарты и рутину многолетней практики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru