ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Дорога четвертая,
идущая по мостам из самых важных мыслей
Случалось ли вам, многократно
перечитывая любимую книгу, каждый раз находить в
ней ответы на волнующие именно сегодня вопросы и
удивляться, что не замечал этих мыслей раньше? На
протяжении всей педагогической жизни такой
книгой была для меня гуманная педагогика
Амонашвили.
Прочитанные в студенческие годы книги
«Здравствуйте, дети» и «Как живете, дети?»
оставили впечатление чего-то удивительного и
недосягаемого, а автор представлялся жителем
педагогического Олимпа наравне с Песталоцци и
Ушинским.
А в конце восьмидесятых я после работы в
традиционной советской школе попала в
нарождающуюся авторскую: можно было пробовать,
нащупывать свой путь в образовании. И вдруг как
подарок судьбы – командировка в Тбилиси, к
Амонашвили. Из промозглой, хлюпающей мокрым
снегом Москвы – в мягкую, пряную, улыбчивую
тбилисскую осень. Неопавшие листья и теплынь в
конце ноября создавали ощущение нереальности. И
впервые увиденные мной прямо на дереве тепло
светящиеся в листве лимоны, и сизо-оранжевые горы
хурмы, полыхающие на каждом углу... И такое же
небывалое ощущение тепла, энергии и праздника в
самой школе.
В начале урока Шалвы Александровича меня вдруг
как обухом по голове: «Урок-то будет по-грузински.
Я же ничего не пойму!» Но уже спустя несколько
минут с изумлением поняла, что не страдаю от
незнания языка, я чувствую и понимаю этот урок. И
то, ради чего сюда приехала, – собственно
педагогика – не заключается лишь в словах, ее
язык интернационален.
Я никогда не пыталась воспроизвести, повторить
тот урок – да это и не нужно, зато поняла, как мне
строить свои собственные. Хотя упражнения,
приемы и фрагменты использую в классе до сих пор,
и они неизменно остаются самыми любимыми у всех
поколений моих учеников.
Следующая встреча – по заданию редакции взять
первое в моей жизни интервью для первого номера
«Школы для учителя». Случайно узнала, что Шалва
Александрович ведет семинар для учителей в школе
на окраине Москвы. Еду и битых полчаса разыскиваю
нужную школу среди башен-близнецов спального
района. Протискиваюсь в класс, где давно идет
семинар, и, испытывая непреодолимое желание
провалиться сквозь землю, с тоской думаю, как
буду просить о встрече доктора наук, почетного
академика... Но занятия он ведет так, что к концу я
совершенно перестаю бояться, хотя мне
по-прежнему стыдно за опоздание и еще обидно, что
пропустила начало.
С учителями он разговаривает так же, как с
ребятами в классе: доброжелательно, серьезно,
вдохновенно, обращаясь к каждому.
По дороге домой меня посетила несбыточная идея:
как уезжающим в какую-нибудь Африку полагается
обязательная прививка, так и всем молодым
учителям, в какую бы школу они ни шли работать,
нужно начинать с семинара Амонашвили. Как с
прививки против равнодушия, жесткости,
консерватизма.
«А немолодым и считающим себя опытными – тем
более», – подумалось на следующий день, когда я,
выполняя семинарское задание на уроке,
почувствовала, как он заиграл, просвечивая
лимонным и оранжевым сквозь утвержденные
стандарты и рутину многолетней практики.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|