Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
 

Андрей ЕХНО,
учитель математики и физики
г. Краснодар

Дорога вторая,
проторенная с помощью доверия

Кто из педагогов не мечтает о том, чтобы улучшить отношение ребят к учебе? Для этого существуют разные способы: принести с собой на урок “экзотический” фрагмент учебного материала, занять ребят в школе после уроков интересным делом... Однако часто действия учителя напоминают восстание декабристов на Сенатской площади: “Для народа. Но без народа!”
Этим грешил и я, пока не убедился, что стучусь лбом о стену недоверия и враждебности между мной и моими “бармалейчиками”...
Лед тронулся, когда я пришел преподавать метематику в самый слабый и неуправляемый класс школы – 8”Д”, на котором большинство учителей, как говорится, поставили крест.
Итог первого урока – потеря голоса на четыре дня. На уроке ребята решали свои проблемы, не обращая внимания на мои робкие попытки что-то им рассказать.
На следующий день группа учеников этого класса за 20 минут до начала урока поздравила меня с наступающим Днем учителя. Когда я сиплым голосом спросил: “Неужели вам приятно делать человеку больно?” – общий ответ был вот какой: “Нас никто не любит, в наши способности никто не верит, нас считают дураками, от нас уходят учителя...” Не помню в деталях, как дальше складывался разговор, точно помню только, что мы решили встретиться после урока и обсудить причины неуспеха. Та вечерняя встреча оказалась не единственной, и примерно неделю спустя на стене школы появилась “Программа – уложение “6 статей, или Манифест от 8 октября”. Под манифестом крупными буквами красовалась подпись: «8”Д” класс и примкнувший к нему Андрей Викторович Ехно».
В чем же состояло содержание этого примечательного документа? Первая статья была такой: “Настоящим Манифестом подтверждаем, что мы не обормоты, но нам немного трудней учиться, чем остальным детям”. Суть другой статьи: “Мы убедительно просим учителей проявлять к нам доброту и человечность и прощать наши мелкие пакости. В ответ на это пакостей будет становиться все меньше”.
В конце создатели манифеста обратились к учителям с такими словами: “Мы верим, что под силу вам к учебе пробудить стремленье!”

Оценки: так просто и сложно

Появление манифеста вызвало неоднозначную реакцию у моих коллег. Учительница английского языка сказала ребятам: “Я очень рада тому, что вы написали. Теперь я могу относиться к вам по-другому, так как вижу, что вы сами хотите себя изменить”. Другие посмеивались: “Влюбил в себя дураков и радуется”. Некоторые сочувственно усмехались: “Дети будут выбивать из тебя оценки, а если не получится – ваша дружба закончится”.
Увы, я не могу утверждать, что они были на 100 процентов не правы. Прием лакировки отношений очень любим детьми, пришедшими в школу не за знаниями, а за хорошими аттестатами.
И все же я твердо придерживаюсь позиции: я не дружок, а старший друг! Дружба, если она настоящая, не терпит обмана и лицемерия. Завысив оценку ученику, я обману друга.
Поэтому я рассуждаю так: вышла у тебя единственная тройка или четверка по моему предмету – не беда! Я твой друг и смогу помочь тебе в решении учебных проблем.
Мне удалось установить еще одну закономерность в становлении наших с ребятами отношений: “Хорошие отношения часто начинаются с проблем”.
Один из моих учеников – Андрей, одаренный, сообразительный парень, отличался полным безразличием ко всему происходящему на уроках, а жил исключительно внеклассной жизнью школы.
В первой четверти он умудрился прогулять все тематические зачеты, контрольные и лабораторные работы по физике. Проблему четвертной оценки попытался решить слезами и с моим ответом “Ставить двойку тебе не буду, но унижать подачкой в виде тройки не хочу” получил испорченные осенние каникулы. Во второй четверти его прилежания и усидчивости хватило на три урока. Дальше Андрей решил не утруждать себя изучением физики и в конце четверти “доставлялся” ко мне для сдачи материала в сопровождении “конвоя” одноклассников.
В третьей четверти та же история продолжалась, пока в один из дней в дом Андрея не пришла “повестка”. В ней была просьба: прийти к учителю физики вместе с мамой. Также в повестке было сказано, что этот вызов связан не с учебными проблемами Андрея, а с перспективой его занятий в научном обществе.
Чтобы вовлечь Андрея в научно-исследовательскую деятельность, мне было нужно получить письменное согласие родителей на то, что их сын будет заниматься этой работой, а также на то, что он сможет выезжать за пределы города для участия в конференциях.
И вот вместе с Андреем пришла перепуганная мама, которая не могла поверить, что про ее сына учителя могут сказать что-то хорошее. Она с удивлением выслушала, как я раскрыл перед Андреем его дар исследователя и обрисовал перспективу работы в научном обществе при Малой академии наук учащихся Кубани.
В завершение разговора мама сказала: “Я двумя руками “за”, если у вас что-нибудь получится”.
Андрей вступил в научное общество и третью четверть окончил на твердую четверку. А учебный год герой закончил с четверкой по физике и несколькими наградами Малой академии наук учащихся Кубани, включая грамоту краевого департамента образования и науки за лучшую исследовательскую работу среди старшеклассников, которая была посвящена анализу имиджа учителя.
Не открою Америку, если скажу, что учителю невозможно одинаково относиться ко всем ученикам, что еще более затрудняет объективное оценивание. Ребенку же во много раз сложнее, чем взрослому, понять другого человека правильно.
Ребят, которые не стали отличниками или хорошистами из-за отметки по физике, я объединил в команду КВН и стал готовить их к игре против команды учителей. На репетициях дети смогли видеть меня не только как учителя, но и как человека, партнера по команде. Иногда я специально делал перерыв в репетициях, чтобы вместе с ребятами вспомнить: “А что у вас завтра по физике? Давайте посмотрим”. И постепенно ученики начинали оттаивать, вскоре они уже без стеснения стали обращаться ко мне за помощью.

Вечной дружбой связаны...

Вечная проблема школы – курение. С ребятами я об этом говорю так: “Сам не курю и вам не советую. Курите вы или нет – решать вам и родителям, но обманывать меня не стоит”.
В начале учебного года в тот самый класс, о котором я рассказывал вначале, пришел новенький – Олег Р. На мой вопрос, курит ли он, Олег ответил: “Нет, я не хочу болеть раком губы”. Но однажды, когда мы ехали в поезде, я, подойдя к тамбуру, где уединилась группа курильщиков, увидел, как Олег лихорадочно тушит окурок. С обидой спросил: “Олег, а как же рак губы?” А затем услышал за спиной слова ребят, обращенные к Олегу: “Мы же говорили тебе – Андрюхе “лапшу” не вешай”.
Прямота и искренность отношений необходимы для того, чтобы ребята делились с учителем своими проблемами, многие из которых так или иначе связаны со школьной жизнью. Задумываясь о смысле обучения, ребята порой ставят самые неожиданные вопросы. Восьмиклассники Мария М. и Андрей Ж., мечтающие получить юридическое образование, пришли ко мне как к учителю математики, чтобы штурмовать квадратные уравнения. Вдруг Андрей спросил: “Андрей Викторович, а для чего юристу ваша математика?” Пришлось на ходу превращать их в адвокатов, которым предстояло решить спор родителей 15-летней невесты и брачного агентства, подыскавшего для юной девушки 35-летнего жениха. Родители невесты выдвинули условия: между молодоженами допустима лишь двукратная разница в возрасте. Как быть адвокату, представляющему интересы агентства? Задача свелась к решению линейного уравнения.
Долг учителя – научить школьников учиться, дать ребятам прочные знания, позволяющие продолжить образование. Долг друга – помочь преодолеть возникающие в процессе обучения трудности (не преодолевая их за ребенка), сделать учебу интересной, стимулировать становление и развитие личности каждого человека, сидящего перед тобой за партой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru