БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Людмила РЫБИНА
Дебора Ароновна ФАРБЕР
Тонкая механика взросления
Мы говорим: дети растут, дети
меняются...
Но знаем ли мы, как это происходит?
Что же нужно для создания
здоровьесберегающих технологий обучения? Для
начала хотя бы побольше знать о ребенке, о его
возможностях.
О результатах почти тридцатилетних исследований
Института возрастной физиологии рассказывает
академик РАО, доктор биологических наук,
профессор Дебора Ароновна ФАРБЕР.
В чем причина школьных трудностей? Когда
учебная нагрузка становится чрезмерной? Что мы
знаем о функциональных возможностях организма
ребенка в процессе воспитания и обучения?
Правильно ли подается материал, когда какой
материал лучше подавать и как? Для того чтобы
ответить на эти и многие другие вопросы, надо как
можно больше знать о самом ребенке.
Учеба – прежде всего познавательная
деятельность. А познавательная деятельность –
прежде всего восприятие окружающего мира и
контакты с ним. Здесь целый круг
психофизиологических и нейрофизиологических
проблем.
Возрастная физиология – молодая наука. Но
накопленные данные сегодня позволяют понять, как
развивается мозг ребенка и что с ним происходит
на протяжении всего периода взросления – от
рождения до достижения зрелости. Это можно
показать на примере тех процессов, которые лежат
в основе познавательной деятельности.
Результаты исследований, проведенных в
Институте возрастной физиологии РАО на
протяжении 30 лет, могут сегодня стать тем
материалом, с которым будут работать педагоги и
психологи.
В этих исследованиях одновременно
использовались психологические методы,
психофизиологические, педагогические
характеристики детей, но базировались они на
достижениях современной нейрофизиологии,
инструментальном методе регистрации и изучения
биотоков мозга.
Основной ритм электрической активности мозга
взрослого человека, называемый альфа-ритмом,
рассматривается как физиологическая основа
информационных процессов, он обеспечивает
взаимодействие структур мозга при восприятии и
обработке информации. Другой ритм – бета-ритм –
связан с эмоциями и мотивациями.
Наблюдая и анализируя ритмы деятельности мозга,
можно увидеть, что происходит в
эмоционально-мотивационной и
информационно-семантической сферах,
рассмотреть, как они изменяются с возрастом и
какие имеют индивидуальные характеристики.
Развитие мозга ребенка – это не равномерный,
направленный в одну сторону поступательный
процесс. В онтогенезе есть периоды постепенного
развития, есть моменты замедления, а есть и точки
регресса, когда одни функции словно возвращаются
в своем развитии назад, давая возможность
развиваться другим, более актуальным в этот
период. Если мы не учитываем этого, то все наши
благие намерения, все наши воздействия могут
приводить не к тем результатам, какие мы
прогнозируем.
Сенсорная составляющая познавательной
деятельности – восприятие сигналов – есть у
ребенка еще до рождения. Например, его реакции на
звук подробно описаны в популярной литературе.
Восприятие уже настроено на обслуживание
контактов с внешним миром.
Реальными физиологическими методами показано,
что с момента рождения ребенка можно
зарегистрировать так называемые вызванные
потенциалы – ответы различных участков коры
больших полушарий на зрительные, слуховые,
тактильные стимулы. У новорожденного эти
потенциалы характеризуются важной особенностью:
регистрируются только в тех участках коры, куда
непосредственно приходит сигнал. Это значит, что
система еще локальная и механизм, обеспечивающий
взаимодействие разных структур, пока незрел.
Ощущения возможны, но обработка информации на
очень низком уровне.
Уже к третьему месяцу жизни ребенка вызванные
потенциалы можно зарегистрировать и за
пределами проекционной коры в задних
ассоциативных областях, где идет дальнейшая
обработка информации.
Ранний период особо чувствителен к контактам с
внешним миром, к информации. По информационным
каналам активируется, начиная с младенческого
возраста, эмоциональная сфера ребенка. В
физиологии все целесообразно: пока еще нет
полноценной обработки информации, которая
существует у взрослого, она восполняется
эмоционально. Это важно учитывать при работе с
детьми дошкольного возраста. Привлекательность,
эмоциональность подаваемого материала важна
вплоть до младшего школьного возраста.
Что же дальше происходит с информационными
каналами? Что происходит в развитии мозга
ребенка? Очень существенный скачок в организации
его деятельности происходит к шести-семи годам. У
пятилетнего энцефалограмма носит еще
полиморфный характер: альфа-ритм не доминирует, в
обработке информации важная роль принадлежит
эмоциональной сфере. В шесть лет (с
индивидуальным разбросом до полутора лет) этот
ритм, отражающий созревание нейронного аппарата
коры больших полушарий, становится доминирующей
формой активности мозга, причем изменения
нарастают не постепенно, а резко, скачком.
Создаются условия для взаимодействия областей
коры в информационных процессах. К шести-семи
годам выявляется четкая специализация этих
областей. Что значит специализация в восприятии
информации? Это значит, что идет выработка новых
эталонов, весь процесс восприятия
осуществляется более точно и более действенно.
Ребенок шести-семи лет переходит на другой
информационный уровень, этот период очень важный
в развитии. Это, видимо, подходящее время для
начала обучения. Но когда же начинать учить
детей, если опираться на развитие мозга, – в
шесть или в семь лет? Действительно, в шесть лет у
большинства детей происходит скачок в
способности обрабатывать поступающую
информацию, обусловленный тем, что альфа-ритм
становится доминирующим. Но нельзя не учитывать,
что чрезвычайно велик индивидуальный разброс. Те
дети, у которых альфа-ритм уже преобладает,
успешно осваивают школьную программу. Но у
других энцефалограмма еще ближе к
энцефалограмме пятилетних. На большом материале
нами проверено, что именно эти дети будут иметь
трудности в обучении. Они пришли в школу
недостаточно зрелыми, и дальше энцефалограмма у
них не меняется и в семь и в восемь лет остается
незрелой. Тормозит ли ее развитие раннее начало
систематического обучения, связанное с
неадекватными для этого конкретного ребенка
нагрузками? Есть сведения о том, что при
чрезмерной нагрузке на зрительно-моторную
деятельность показатели ее не только не
улучшаются, но ухудшаются.
Есть и противоположные данные. Исследователи
сравнили развитие мозга у детей одного возраста,
которые учились в школе и которые в этом же
возрасте еще не учились. У тех, кто учился,
развитие мозга шло успешнее.
Исследования показывают, что в течение первого
полугодия первого класса от сентября к декабрю
энцефалограмма на год молодеет – становится
менее зрелой. Что это – природная
физиологическая задержка, предусмотренная
сценарием онтогенеза, или ответ организма на
нагрузку? Для всех без исключения детей начало
учебы в школе – период трудных перестроек.
Зрительно-пространственная координация, столь
важная для успешной учебы, у части детей в шесть
лет уже складывается по достаточно зрелому типу,
а у других еще не готова к началу обучения.
Механизмы произвольного внимания начинают
формироваться в этом же возрастном диапазоне.
Избирательная деятельность мозга регулируется
системой, которую А.Лурия называл «третий блок»
– блок регуляции и контроля. Кора оказывает
регулирующее влияние на глубинные структуры
мозга, а высшим центром этой регуляции является
лобная область – высшее достижение эволюции, и
созревание этой области происходит поздно,
развитие здесь идет до 19–20 лет. Это именно тот
аппарат, где на основе всей поступающей
информации принимаются решения, строятся
гипотезы, а затем отсюда осуществляется
регулирующее влияние на все другие структуры.
Механизмы произвольной регуляции деятельности,
произвольного внимания формируются довольно
долго. У взрослого перед определенной
деятельностью формируются локальные
функциональные объединения областей коры,
которые будут участвовать в этой деятельности. В
7–8 лет эти объединения носят генерализованный,
неэкономичный характер. Способы экономичной
работы пока еще не выработаны. Это тоже надо
учитывать. Детский мозг напрягается гораздо
больше, чем взрослый, для решения аналогичной
задачи.
К 9–10 годам все структуры мозга в своем развитии
выходят на очень хороший уровень. А дальше
наступает еще один ответственный период: в
деятельности мозга происходят определенные
отрицательные сдвиги.
Когда мы только начинали работать с детьми этого
возраста, медики-экспериментаторы в тревоге
показывали энцефалограммы, думая, что у ребенка
эпилепсия и иные глубинные нарушения. Но для
этого возраста такое состояние мозга – норма. В
период начала полового созревания
активизируется одна из мозговых структур, –
гипоталамус, который вместе с гипофизом образует
систему регуляции эндокринной функции. Очень
высокая активность гипоталамо-гипофизарной
системы не дает возможности коре головного мозга
управлять глубинными структурами. Все опять
рассогласовывается, выходит на тот уровень,
какой был у ребенка в младшем школьном возрасте.
Нагрузка у подростка в этом возрасте большая, а
функциональные возможности по сравнению с 9 – 10
годами объективно снижены. У него снижено
произвольное внимание, ему непросто выделять
главное, делать выбор, управлять своими эмоциями,
отсюда нередко бывает плаксивость,
эмоциональное напряжение, раздражительность. А
мы хотим, чтобы он реагировал на все, как
взрослый. Любой учитель, да и любая мама считают,
что одиннадцатилетний ребенок умнее и
выносливее, чем восьмилетний, а ему труднее
учиться, режим для него должен быть более
щадящим, нагрузка – меньше. При неадекватных
условиях, в которые поставлен младший подросток,
наступает нередко дезадаптация, проявляющаяся в
девиантном поведении, употреблении наркотиков,
алкоголя. А если ребенок начнет злоупотреблять
алкоголем в этом возрасте, то в его
энцефалограмме, как показали специальные
исследования, наблюдаются очень существенные
изменения и показатели прогрессивного развития
отсутствуют. Трудные старшие подростки – это
только результат неправильного подхода к
младшим подросткам. В 10–11 лет трудно самому
подростку, и если мы этого не видим, то через
некоторое время становится трудно уже нам с ним.
Но кора больших полушарий продолжает
развиваться, несмотря на эти особенности в
работе головного мозга подростка, нейронная
организация совершенствуется, идет серьезная
скрытая работа, но функции мозга объективно
нарушены.
Сейчас мы планируем глубже исследовать развитие
мозга старших подростков и юношей. Уже можно
сказать, что еще в 17–18 лет у мальчиков процессы,
связанные с половым созреванием, еще не
закончились и деятельность мозга по ряду
показателей отличается от взрослого. А за этим
важные социальные проблемы, например, служба в
армии.
Можно подробнее говорить о развитии внимания,
восприятия, избирательности, помехоустойчивости
(она очень низкая в младшем школьном возрасте), но
главное здесь одно: развитие – процесс не
линейный. Не все идет так, как мы привыкли думать:
от хорошего к лучшему, от плохо организованного к
более организованному. Есть периоды плавного
развития, есть периоды быстрого,
скачкообразного. Периоды резких переходов очень
пластичны. Важно и то, что в процессе созревания
мозга есть большой индивидуальный разброс. Здесь
уместно вспомнить понятие о зонах ближайшего
развития, введенное Выготским. Надо пользоваться
периодами, когда одни дети уже вышли на более
высокий уровень функционального развития, а
другие движутся к нему. Не опираться на реальные
возможности организма нельзя. Организм – это не
только наш с вами объект изучения, он сам по себе
субъект, и с ним необходима двусторонняя связь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|