Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Людмила РЫБИНА
Дебора Ароновна ФАРБЕР

Тонкая механика взросления

Мы говорим: дети растут, дети меняются...
Но знаем ли мы, как это происходит?

Что же нужно для создания здоровьесберегающих технологий обучения? Для начала хотя бы побольше знать о ребенке, о его возможностях.
О результатах почти тридцатилетних исследований Института возрастной физиологии рассказывает академик РАО, доктор биологических наук, профессор Дебора Ароновна ФАРБЕР.

В чем причина школьных трудностей? Когда учебная нагрузка становится чрезмерной? Что мы знаем о функциональных возможностях организма ребенка в процессе воспитания и обучения? Правильно ли подается материал, когда какой материал лучше подавать и как? Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, надо как можно больше знать о самом ребенке.
Учеба – прежде всего познавательная деятельность. А познавательная деятельность – прежде всего восприятие окружающего мира и контакты с ним. Здесь целый круг психофизиологических и нейрофизиологических проблем.
Возрастная физиология – молодая наука. Но накопленные данные сегодня позволяют понять, как развивается мозг ребенка и что с ним происходит на протяжении всего периода взросления – от рождения до достижения зрелости. Это можно показать на примере тех процессов, которые лежат в основе познавательной деятельности.
Результаты исследований, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО на протяжении 30 лет, могут сегодня стать тем материалом, с которым будут работать педагоги и психологи.
В этих исследованиях одновременно использовались психологические методы, психофизиологические, педагогические характеристики детей, но базировались они на достижениях современной нейрофизиологии, инструментальном методе регистрации и изучения биотоков мозга.
Основной ритм электрической активности мозга взрослого человека, называемый альфа-ритмом, рассматривается как физиологическая основа информационных процессов, он обеспечивает взаимодействие структур мозга при восприятии и обработке информации. Другой ритм – бета-ритм – связан с эмоциями и мотивациями.
Наблюдая и анализируя ритмы деятельности мозга, можно увидеть, что происходит в эмоционально-мотивационной и информационно-семантической сферах, рассмотреть, как они изменяются с возрастом и какие имеют индивидуальные характеристики. Развитие мозга ребенка – это не равномерный, направленный в одну сторону поступательный процесс. В онтогенезе есть периоды постепенного развития, есть моменты замедления, а есть и точки регресса, когда одни функции словно возвращаются в своем развитии назад, давая возможность развиваться другим, более актуальным в этот период. Если мы не учитываем этого, то все наши благие намерения, все наши воздействия могут приводить не к тем результатам, какие мы прогнозируем.
Сенсорная составляющая познавательной деятельности – восприятие сигналов – есть у ребенка еще до рождения. Например, его реакции на звук подробно описаны в популярной литературе. Восприятие уже настроено на обслуживание контактов с внешним миром.
Реальными физиологическими методами показано, что с момента рождения ребенка можно зарегистрировать так называемые вызванные потенциалы – ответы различных участков коры больших полушарий на зрительные, слуховые, тактильные стимулы. У новорожденного эти потенциалы характеризуются важной особенностью: регистрируются только в тех участках коры, куда непосредственно приходит сигнал. Это значит, что система еще локальная и механизм, обеспечивающий взаимодействие разных структур, пока незрел. Ощущения возможны, но обработка информации на очень низком уровне.
Уже к третьему месяцу жизни ребенка вызванные потенциалы можно зарегистрировать и за пределами проекционной коры в задних ассоциативных областях, где идет дальнейшая обработка информации.
Ранний период особо чувствителен к контактам с внешним миром, к информации. По информационным каналам активируется, начиная с младенческого возраста, эмоциональная сфера ребенка. В физиологии все целесообразно: пока еще нет полноценной обработки информации, которая существует у взрослого, она восполняется эмоционально. Это важно учитывать при работе с детьми дошкольного возраста. Привлекательность, эмоциональность подаваемого материала важна вплоть до младшего школьного возраста.
Что же дальше происходит с информационными каналами? Что происходит в развитии мозга ребенка? Очень существенный скачок в организации его деятельности происходит к шести-семи годам. У пятилетнего энцефалограмма носит еще полиморфный характер: альфа-ритм не доминирует, в обработке информации важная роль принадлежит эмоциональной сфере. В шесть лет (с индивидуальным разбросом до полутора лет) этот ритм, отражающий созревание нейронного аппарата коры больших полушарий, становится доминирующей формой активности мозга, причем изменения нарастают не постепенно, а резко, скачком. Создаются условия для взаимодействия областей коры в информационных процессах. К шести-семи годам выявляется четкая специализация этих областей. Что значит специализация в восприятии информации? Это значит, что идет выработка новых эталонов, весь процесс восприятия осуществляется более точно и более действенно.
Ребенок шести-семи лет переходит на другой информационный уровень, этот период очень важный в развитии. Это, видимо, подходящее время для начала обучения. Но когда же начинать учить детей, если опираться на развитие мозга, – в шесть или в семь лет? Действительно, в шесть лет у большинства детей происходит скачок в способности обрабатывать поступающую информацию, обусловленный тем, что альфа-ритм становится доминирующим. Но нельзя не учитывать, что чрезвычайно велик индивидуальный разброс. Те дети, у которых альфа-ритм уже преобладает, успешно осваивают школьную программу. Но у других энцефалограмма еще ближе к энцефалограмме пятилетних. На большом материале нами проверено, что именно эти дети будут иметь трудности в обучении. Они пришли в школу недостаточно зрелыми, и дальше энцефалограмма у них не меняется и в семь и в восемь лет остается незрелой. Тормозит ли ее развитие раннее начало систематического обучения, связанное с неадекватными для этого конкретного ребенка нагрузками? Есть сведения о том, что при чрезмерной нагрузке на зрительно-моторную деятельность показатели ее не только не улучшаются, но ухудшаются.
Есть и противоположные данные. Исследователи сравнили развитие мозга у детей одного возраста, которые учились в школе и которые в этом же возрасте еще не учились. У тех, кто учился, развитие мозга шло успешнее.
Исследования показывают, что в течение первого полугодия первого класса от сентября к декабрю энцефалограмма на год молодеет – становится менее зрелой. Что это – природная физиологическая задержка, предусмотренная сценарием онтогенеза, или ответ организма на нагрузку? Для всех без исключения детей начало учебы в школе – период трудных перестроек.
Зрительно-пространственная координация, столь важная для успешной учебы, у части детей в шесть лет уже складывается по достаточно зрелому типу, а у других еще не готова к началу обучения.
Механизмы произвольного внимания начинают формироваться в этом же возрастном диапазоне. Избирательная деятельность мозга регулируется системой, которую А.Лурия называл «третий блок» – блок регуляции и контроля. Кора оказывает регулирующее влияние на глубинные структуры мозга, а высшим центром этой регуляции является лобная область – высшее достижение эволюции, и созревание этой области происходит поздно, развитие здесь идет до 19–20 лет. Это именно тот аппарат, где на основе всей поступающей информации принимаются решения, строятся гипотезы, а затем отсюда осуществляется регулирующее влияние на все другие структуры. Механизмы произвольной регуляции деятельности, произвольного внимания формируются довольно долго. У взрослого перед определенной деятельностью формируются локальные функциональные объединения областей коры, которые будут участвовать в этой деятельности. В 7–8 лет эти объединения носят генерализованный, неэкономичный характер. Способы экономичной работы пока еще не выработаны. Это тоже надо учитывать. Детский мозг напрягается гораздо больше, чем взрослый, для решения аналогичной задачи.
К 9–10 годам все структуры мозга в своем развитии выходят на очень хороший уровень. А дальше наступает еще один ответственный период: в деятельности мозга происходят определенные отрицательные сдвиги.
Когда мы только начинали работать с детьми этого возраста, медики-экспериментаторы в тревоге показывали энцефалограммы, думая, что у ребенка эпилепсия и иные глубинные нарушения. Но для этого возраста такое состояние мозга – норма. В период начала полового созревания активизируется одна из мозговых структур, – гипоталамус, который вместе с гипофизом образует систему регуляции эндокринной функции. Очень высокая активность гипоталамо-гипофизарной системы не дает возможности коре головного мозга управлять глубинными структурами. Все опять рассогласовывается, выходит на тот уровень, какой был у ребенка в младшем школьном возрасте.
Нагрузка у подростка в этом возрасте большая, а функциональные возможности по сравнению с 9 – 10 годами объективно снижены. У него снижено произвольное внимание, ему непросто выделять главное, делать выбор, управлять своими эмоциями, отсюда нередко бывает плаксивость, эмоциональное напряжение, раздражительность. А мы хотим, чтобы он реагировал на все, как взрослый. Любой учитель, да и любая мама считают, что одиннадцатилетний ребенок умнее и выносливее, чем восьмилетний, а ему труднее учиться, режим для него должен быть более щадящим, нагрузка – меньше. При неадекватных условиях, в которые поставлен младший подросток, наступает нередко дезадаптация, проявляющаяся в девиантном поведении, употреблении наркотиков, алкоголя. А если ребенок начнет злоупотреблять алкоголем в этом возрасте, то в его энцефалограмме, как показали специальные исследования, наблюдаются очень существенные изменения и показатели прогрессивного развития отсутствуют. Трудные старшие подростки – это только результат неправильного подхода к младшим подросткам. В 10–11 лет трудно самому подростку, и если мы этого не видим, то через некоторое время становится трудно уже нам с ним.
Но кора больших полушарий продолжает развиваться, несмотря на эти особенности в работе головного мозга подростка, нейронная организация совершенствуется, идет серьезная скрытая работа, но функции мозга объективно нарушены.
Сейчас мы планируем глубже исследовать развитие мозга старших подростков и юношей. Уже можно сказать, что еще в 17–18 лет у мальчиков процессы, связанные с половым созреванием, еще не закончились и деятельность мозга по ряду показателей отличается от взрослого. А за этим важные социальные проблемы, например, служба в армии.
Можно подробнее говорить о развитии внимания, восприятия, избирательности, помехоустойчивости (она очень низкая в младшем школьном возрасте), но главное здесь одно: развитие – процесс не линейный. Не все идет так, как мы привыкли думать: от хорошего к лучшему, от плохо организованного к более организованному. Есть периоды плавного развития, есть периоды быстрого, скачкообразного. Периоды резких переходов очень пластичны. Важно и то, что в процессе созревания мозга есть большой индивидуальный разброс. Здесь уместно вспомнить понятие о зонах ближайшего развития, введенное Выготским. Надо пользоваться периодами, когда одни дети уже вышли на более высокий уровень функционального развития, а другие движутся к нему. Не опираться на реальные возможности организма нельзя. Организм – это не только наш с вами объект изучения, он сам по себе субъект, и с ним необходима двусторонняя связь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru