БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Урок на шкале трудности
Оказывается, перегрузки зависят не от
объема учебного материала, а от десятков других
факторов,
на которые мы обычно не обращаем внимания
О здоровье школьников говорится много,
но до сих пор все разговоры, как правило,
заканчивались лишь уплотнением учебного графика
и новыми нагрузками для ребенка. Где-то правдами
и неправдами увеличивают число учебных часов, а
где-то интенсифицируют учебу: сокращают часы,
сохраняя или даже увеличивая объем учебного
материала.
Что греха таить, мы пока еще не привыкли
учитывать факторы, пагубно сказывающиеся на
детском здоровье. Приоритетной задачей было
научить любой ценой. В федеральном эксперименте
по совершенствованию структуры и содержания
общего образования приоритеты меняются.
По данным Института возрастной физиологии, в
первый класс приходят 20 процентов детей с
пограничными нарушениями психического развития,
а к концу первого учебного года их уже 70
процентов. Но есть и более кричащие цифры: у
жесткого, авторитарного учителя текущая
заболеваемость детей в течение учебного года в
пять раз выше.
В Положении о порядке проведения эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования записано, что учителя используют
педагогические технологии, способствующие
сохранению и укреплению здоровья детей. Впервые
при подготовке эксперимента разработано
физиологическое и психофизиологическое
сопровождение.
Оценка состояния здоровья детей будет вестись в
процессе всей работы, причем данные будут
собирать и от учителей, и от родителей, и от
старшеклассников, и от школьных врачей.
Еще до начала эксперимента подготовлены
рекомендации по нормализации учебного процесса.
Здесь учитываются объем учебной нагрузки, причем
и количество уроков, и время на приготовление
домашних заданий, и дополнительные занятия в
школе; рациональное расписание учебных занятий.
Как правильно составить расписание, пожалуй,
интересно будет узнать не только тем школам,
которые вступают в эксперимент.
Любой внимательный учитель, особенно в начальной
школе, знает, что на первом уроке детей еще нет, а
на последних – уже нет. То есть они сидят за
партами, но завладеть их вниманием невозможно, а
новый материал, пройденный на таких уроках, – это
только запрограммированные трудности в
дальнейшем.
Самые трудные предметы рекомендуется включать
вторыми или третьими, но не первыми и не
последними уроками. Нельзя ставить два или три
трудных урока подряд. Уроки физкультуры, труда,
пения, рисования, более эмоциональные и дающие
возможность двигаться, лучше использовать
четвертыми или пятыми, но не в самом конце
учебного дня.
Существует шкала Сивкова, определяющая
трудность уроков в баллах:
Математика, русский язык
для национальных школ .............11
Иностранный язык .................. 10
Физика, химия ..........................9
История ......................................8
Родной язык, литература ............7
Естествознание, география .........6
Физкультура ...............................5
Труд ...........................................4
Черчение ....................................3
Рисование ..................................2
Пение .........................................1
Утомительность урока определяется сочетанием
трех основных факторов: трудностью,
насыщенностью учебными элементами,
эмоциональностью. Так, например, на уроке чтения
в начальной школе реакция на учебную нагрузку
будет благоприятной, если при высоком уровне
трудности и насыщенности эмоциональность будет
средней. Или при высокой трудности насыщенность
средняя, а эмоциональность высокая. При
материале средней трудности можно дать высокую
насыщенность и провести урок эмоционально.
Не одинакова работоспособность детей в течение
недели: школьное расписание должно учитывать,
что дни самой высокой продуктивности – вторник и
среда. Нерационально давать большую нагрузку в
понедельник или в субботу.
В начале урока, учебного дня, недели, четверти,
года работоспособность повышается, затем
устанавливается на высоком уровне, при этом
постепенно развивается утомление. Затем
работоспособность снижается, причем здесь
специалисты выделяют три зоны: неполной
компенсации, конечного порыва и
прогрессирующего утомления. Поэтому вначале
надо давать облегченный материал, затем, когда
дети вработаются, можно давать новый сложный
материал, контрольные работы, предъявлять более
высокие требования. Так, на вторник и среду можно
планировать основную нагрузку, факультативные
занятия, кружки. Если интенсивные нагрузки
приходятся на то время, когда работоспособность
падает, это истощает организм и может сказаться
на здоровье.
Не надо интенсивно давать материал в первые 5–7
минут урока, необходимо позволить спокойно войти
в работу, также и в первые полтора месяца в
учебном году, первые две недели после каникул.
Так, с 15 октября до 20 декабря – время, оптимальное
для серьезной работы, она идет наиболее
эффективно и с наименьшим напряжением. Для
начальной школы этот период заканчивается даже
до 15 декабря. Все контрольные должны уложиться до
этого времени, а часто они только начинаются в
это время. Хорошо, что сейчас стали отпускать
детей на рождественские каникулы.
Специалисты утверждают, что для любого человека
февраль – самое тяжелое время года. А в
сложившейся практике на третью четверть часто
приходится самый тяжелый материал. Если же в
феврале поберечь силы детей, то потом успешно
можно поработать в марте и в апреле.
Понятно, что дети могут работать и в те периоды,
когда уже накопилось утомление, но организм при
этом платит очень высокую цену.
Исследования показывают, что с динамической
паузой дети могут работать достаточно
продуктивно на четвертом и даже на пятом уроке, а
с сокращенными переменами даже четвертый урок
уже практически бесполезен. А если понедельник
провести на воздухе, а четверг сделать
разгрузочным днем, то хорошая работа во вторник и
среду обеспечена, и в пятницу можно будет
рассчитывать на активную работу детей.
В условиях эксперимента родители
первоклассников будут заполнять карту
наблюдения за состоянием ребенка: охотно ли он
идет в школу, в каком состоянии приходит из школы,
на что жалуется, как спит, как реагирует на
школьные успехи, как относится к заданиям
учителя. Учителя – карту наблюдения за
поведением ребенка в школе. Есть и анкета для
самого малыша «Расскажи о школе», которую будут
заполнять родители со слов ребенка.
Для десятиклассников разработана анкета, по
которой оценивается напряженность ученика.
Заполнять ее будут сами старшеклассники.
Школы, не вступившие в эксперимент, тоже могли бы
воспользоваться всеми этими материалами (они
есть во всех управлениях образования), для того
чтобы посмотреть, насколько безболезненно для
здоровья детей проходит учеба.
Методические рекомендации по проведению
эксперимента не допускают нулевых и сдвоенных
уроков.
Детям 7–10 лет необходимо двигаться 4–5 часов в
день, причем два из них должны приходиться на
школьные часы за счет рациональной организации
перемен, динамической паузы, уроков физкультуры,
физкультминуток на уроках.
Домашние задания первоклассникам не задаются. Во
втором классе их выполнение должно занимать не
более одного часа; для третьеклассников – не
более полутора часов; для 4–5 классов – не более
двух часов. На выходные дни и каникулы домашних
заданий младшим школьникам задавать нельзя.
Исключение могут составлять лишь задания по
выбору и желанию ребенка.
В рекомендациях по организации
опытно-экспериментальной работы предполагается
отказ от преимущественно фронтальных форм и
опора на большую самостоятельность детей, однако
при этом выделяют следующие риски:
чтобы самостоятельная продуктивная работа детей
не превращалась в пустое времяпрепровождение,
деятельность детей должна быть обеспечена
разнообразным материалом, соответствующим ее
задачам; степень помощи учителя должна
соответствовать трудности решаемых задач и
возможностям детей;
противоположный риск состоит в подмене
самостоятельной работы бездумным выполнением
указаний учителя в случае, если он жестко
формулирует цели такой работы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|