Уже несколько раз мы становимся
свидетелями странной борьбы между Министерством
образования и аппаратом Правительства РФ
Многие даже и не знают, что
государственное управление народным хозяйством
в Российской Федерации сохранило структуру,
созданную еще в СССР при Сталине. Почти каждому
ведомству, министерству или комитету
соответствует департамент непосредственно в
правительстве. Это и есть аппарат правительства,
структура его все время меняется, но остается
непременным условие дублирования в подготовке
материалов. В партийные времена наверху этой
лестницы стоял, конечно, партийный орган, а затем
– аппарат правительства, после них – собственно
министерство. Это давно известный принцип –
разделяй и властвуй.
Такая расстановка сил дает сегодня возможность
вице-премьерам, курирующим ту или иную сферу,
иметь собственную позицию по любому вопросу,
быть независимыми от ведомства. Кроме того, когда
на заседании правительства обсуждается тот или
иной вопрос, у премьера и его заместителей всегда
есть возможность иметь материалы для
обоснования позиции собственно правительства, а
не только правительства как собрания министров.
И если возникает необходимость «настройки»
правительства (термин М.Касьянова) или усиления
руководства той ли иной отрасли, то в нужный
момент возникает правительственная позиция,
альтернативная ведомственной.
Но в отличие от партийных времен расстановка сил
не задана изначально. В отсутствие
идеологической доминанты два органа
государственного управления образованием время
от времени соперничают друг с другом.
Ситуация выглядела бы проще, если бы, как в других
отраслях, существовал соответствующий орган
реального управления образованием в
Администрации Президента РФ.
Но сфера образования считается столь
незначительной, вопросы там столь несущественны,
а объем финансовых потоков и, следовательно,
интересы тех, кто может направлять эти потоки и
контролировать их, настолько мизерны, что
никакого специального органа управления
образованием в Администрации президента нет. Нет
и советника президента по вопросам образования.
Вот и получается, что министерство и департамент
время от времени начинают конфликтовать.
Может, это и хорошо? Я имею в виду не сами
разногласия, а то, что мы, люди, не посвященные в
подоплеку противоречий, можем соотносить разные
точки зрения внутри самих властных структур.
Может, это и есть демократия?
Так или иначе, а после того, как профильный
думский комитет тщательно согласовал с
Министерством образования несколько версий
законопроекта по государственным стандартам и
внес этот законопроект в Думу на пленарное
обсуждение, вдруг как гром среди ясного неба
нарисовался отзыв правительства на этот
(согласованный с Министерством образования)
законопроект. С резкой критикой и категорическим
несогласием его поддержать.
Дети в таких случаях говорят: «Ничего себе!»
Разделять, конечно, разделяй, но ведь властвовать
надо.
А получается, уже сейчас можно говорить о том, что
президентское указание – в течение этого года
принять государственные стандарты – оказалось
невыполненным. За оставшееся в 2001 году время
можно только внести законопроект в Думу на
пленарное обсуждение, да и то, судя по настрою
правительственного департамента, эта попытка
закончится провалом – так было и с поправкой об
отсрочке от призыва городским учителям.
В интервью нашей газете начальник отдела
образования правительственного Департамента
культуры, науки и образования Геннадий Васин
сделал ряд резких заявлений, одно из которых
кажется нам справедливым. Г-н Васин утверждает:
“В тексте есть и еще ряд ошибок, которые
необходимо исправить, чтобы он соответствовал
хотя бы Закону «Об образовании». По крайней мере
довольно странно связывать норматив
финансирования со “знаниями, умениями и
навыками”, которые должны быть заложены в
стандарте. Когда мы говорим о финансировании,
речь должна идти о социальном стандарте, а не об
образовательном”.
И действительно, если увязывание финансового
норматива с условиями образовательной
деятельности кажется нам совершенно
оправданным, то попытка связать ЗУНы с
финансовым нормативом видится нам слишком
простым решением.
Нам кажется, что финансовый норматив в
образовании – это не оплата минимального уровня
образования, как полагают некоторые депутаты
Думы. Норматив, с нашей точки зрения, – это
финансирование минимально необходимого уровня
условий образовательной деятельности.
Таким образом, мы не можем сказать, что
расхождения между позицией министерства,
думского комитета и департамента правительства
носят характер только аппаратной интриги.
Но в любом случае эти расхождения так или иначе
сыграют свою роль при возникновении кадрового
вопроса.
А учитывая резко возросшие объемы
финансирования в системе образования, просто
гигантские по сравнению с прошлыми годами,
стремительно возрастающую политическую
значимость образования, можно предположить, что
желающих занять должность министра образования
стало в последний год на порядок больше, чем было.
И это уже не только ректоры, пытающиеся сохранить
свою экзаменационную ренту, но и политики
гораздо более крупного масштаба. Важен ли для них
стандарт, или это средство ведения политической
игры, которая началась не сегодня, – просто
сегодня мы оказались ее зрителями.
…Как интересно: десять лет мы выступаем против
этих пресловутых государственных стандартов, а
даже и предположить не могли, что понимание
вредоносности стандарта связано вовсе не с его
сущностью, а с борьбой за контроль над системой
образования и ее ресурсами.
А ведь дело вполне может закончиться тем, что
будет внесена поправка в статью 7 Закона РФ «Об
образовании» и будет изменена сама суть
стандарта или его вовсе уберут за ненадобностью
и невозможностью разработать и принять. Это
единственная возможность «обнулить» ситуацию.
Как много странного на свете, друг Горацио…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|