Главные вопросы в новом
законопроекте остались без ответов.
Все силы ушли на компромисс...
С нашей точки зрения, в случае с проектом
закона «О государственном стандарте» компромисс
оказался не лучшей формой разрешения ситуации.
Об этом – более подробно.
Если данная редакция законопроекта будет
принята, то предельные нормы учебной нагрузки
учеников 11 класса в расчете на пятидневную и
шестидневную недели составят 33 и 36 часов. Точно
по «Санитарным нормам для школ и дошкольных
учреждений». Но в этом же документе есть пункт
2.9.19 о том, что «домашние задания даются учащимся
с учетом возможности их выполнения в следующих
пределах... 9–11 классы – до 4 часов».
В нормах пункт есть, а в законе – нет. Депутаты не
только не потрудились ограничить возможные
объемы домашних заданий – они вообще не сочли их
за учебу.
Итого: от 10 до 11 часов в день старшеклассник
учится. Почти в два раза больше, чем работает
учитель, для которого установлена «сокращенная
продолжительность рабочего времени – 36 часов в
неделю» (Закон «Об образовании»). Могут
возразить: где вы видели такого учителя? Все
работают по ночам, проверяют тетради, готовят
задания... Да, это есть. Но по закону ставка – 18
часов, остальное – именно для тетрадей, журналов
и всего прочего. Это право учителя, регулируемое
Кодексом законов о труде. А права учеников ничем
не защищены. Значит, не существуют?
Данную несправедливость законопроект был
призван исправить: одной из его целей была
названа «защита обучающихся от перегрузок и
сохранение их психического и физического
здоровья». Исправление состоялось на уровне
деклараций.
Спасибо!
Последовательная «защита» школьников от учебных
перегрузок нашла свое продолжение и в содержании
обязательной школьной программы. Авторы
законопроекта оставили в ней все существующие
предметы и добавили новых. Получилось 26
дисциплин. Очень даже основательно: основы
безопасности жизнедеятельности, культурологии,
правоведения, политологии, экономики,
психологии, философии... Все это новые учебные
предметы...
Процедура утверждения школьных дисциплин
федеральным законом громоздка и в
управленческом отношении неудобоварима. Если
министерство захочет расширить (или сократить)
обязательную школьную программу, придется
проводить поправку через Думу через три чтения...
Единственная польза, которую можно ожидать от
такой волокиты: внимание общественности
волей-неволей будет привлечено к проблемам
образования.
Кто станет преподавать выжившим в начальной и
средней школе ученикам все эти новации, пока
неясно. Во всяком случае, о грядущем открытии
десятка дополнительных факультетов в
педагогических вузах мы ничего не слышали. По
всей видимости, эти часы достанутся тем из
учителей, кому не хватает нагрузки по своему
предмету. О качестве такого
«модернизированного» образования умолчим.
Вот мы и добрались до самой главной проблемы,
которая должна была быть решена законом о
стандарте. О жесткой связке учительской зарплаты
и нагрузки учеников. И если уж действительно
бороться за «сохранение психического и
физического здоровья», то начинать надо было
именно с этого. Например, добиться выполнения
статьи 54 Закона «Об образовании», той самой, где
зарплата учителя приравнивается к средней по
промышленности, и отказаться от ЕТС, которая
мешает провести это повышение.
Резюмируя, можно сказать следующее: в процессе
согласования позиций остались нерешенными
несколько принципиальных вопросов. А без них
законопроект не более чем полуфабрикат,
заготовка. Как сказал Олег Смолин, он «немного
устраивает всех и одновременно не устраивает
никого».
Похоже, депутатам не хватает законодательной
смелости. Инициатива есть, смелости нет. Смогли
же на Украине прописать в Закон «Об образовании»
лимит рабочей недели, взятый из КЗОТа. И
санитарные нормы можно учесть, и суммировать
домашние и очные часы учебы, чтобы честно
признать, сколько учатся наши дети. Но...
Говоря одновременно о снижении нагрузок
учащихся и модернизации содержания образования,
неизбежно приходишь к мысли о необходимости
кардинально изменить это содержание. Но не за
счет добавления тех или иных компонентов, а через
качественный скачок. Но эта мысль ставит перед
нами такой монолит проблем, что кажется, проще ее
не замечать.
Что, в общем, и было сделано.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|