Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!

Энергичные танцы и игры
с элементами силовой борьбы

Рекомендуют некоторым детям семейные психологи

Пресс-секретари политических деятелей всегда предупреждают журналистов, явившихся брать интервью, что условные вопросы задавать нельзя. Нельзя интересоваться: что, мол, вы сделали бы в таком-то гипотетическом случае? Запрет понятен: это уже не интервью, а тестирование. В тестах же вопросы нередко обманчивы: прямо спрашивают об одном, а интересуются совсем другим.
Данный тест на агрессивность как раз из разряда таких обманчивых и тем самым рискованных. Ребенку предлагают вообразить себя в некоей ситуации и спрашивают, как он будет себя чувствовать и что предпримет. На самом деле его ответы не слишком важны, хотя и показательны. Важно то, что ребенок видит себя в предложенной ситуации...

Ситуация первая. Сосед по парте давно тебя раздражает. Ты схватил тяжелую книжку и треснул его изо всех сил. Он плачет и обещает пожаловаться учителю. Ты:
а) вновь хватаешь книжку и всыпаешь ему как следует;
б) знаешь, что тебя накажут, но доволен, что удалось отвести душу;
в) сам не понимаешь, как это случилось, пугаешься и просишь замолчать.

Ситуация вторая. Младший брат ( младшая сестра) тебе надоедает – канючит, просит что-то нарисовать, а ты занят. Ты хватаешь надоеду за шиворот, обзываешь всякими словами и пинками выталкиваешь из комнаты. Обиженный ноет под дверью. Ты:
а) выскакиваешь и даешь по шее;
б) приоткрываешь дверь и с удовольствием швыряешь в него альбом и карандаши;
в) падаешь на диван и с тяжелым сердцем ждешь последствий.

Ситуация третья. Молнию на куртке в очередной раз заело. Ты раздираешь дурацкую молнию, а потом, разозлившись, начинаешь рвать куртку. Но это нелегко сделать, она крепкая, не рвется. Ты:
а) хватаешь ножницы и кромсаешь ткань;
б) топчешь куртку ногами;
в) в растерянности смотришь на поломанную молнию.

Если ребенок не только увидел себя в этих ситуациях, но еще и выбрал ответы под буквой “а”, то скорее всего ситуации для него не гипотетические, а реальные и окружающие страдают от его агрессивности. Ответы под буквой “б” и “в” свидетельствуют, что у ребенка в реальных житейских обстоятельствах перекрыты пути легального, так сказать, выплеска отрицательных эмоций. Но в случае “б” нелегальный выплеск приносит ему облегчение, а в случае “в” – нет.
Семейные психологи советуют оставлять все-таки некий “разрешительный канал”, по которому ребенок имел бы право выпускать накопившуюся агрессивность на свободу, и рекомендуют состязательные игры с элементами силовой борьбы (“догони меня”, “перекричи меня”, “вытолкни меня из круга”). Прямо-таки идеальное средство – энергичный танец под громкую музыку.
Кстати, разобрав с ребенком данный тест, объясните ему, что это были вопросы-ловушки. И если подобный тест будет предлагать ему человек, которому он не доверяет, ребенок может отвечать на вопросы так: “Я не могу очутиться в предложенной ситуации, поэтому не знаю, что люди думают и чувствуют при таких обстоятельствах”.

Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru