ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Вопросы после семинара.
Интервью с Ольгой Гуриной
Множество копий переломано в спорах о наиболее
перспективных направлениях модернизации школы.
С чего начинать, чтобы дети в школе росли
инициативными, самостоятельными и
ответственными? С переквалификации учителей? С
содержания образования? С уклада жизни в школе?
Со стен! – считают педагоги красноярской школы №
124. Как театр начинается с вешалки, так и
образование начинается с порога школы. Наверное,
нужно быть дипломированным архитектором, как
директор красноярской школы Ольга Гурина, чтобы
понять, как важен архитектурный облик здания, в
котором подрастают дети. Она считает, что само
устройство безликой типовой “коробки” с
одинаковыми классами и параллельно-перпендикулярными
линиями школьной жизни задает жесткий стиль
подчинения.
Подлинная же самостоятельность, умение строить и
преобразовывать собственную жизнь и
деятельность начинается с конструирования и
переустройства пространства вокруг себя.
Поэтому школьная дверь оформлена как вход в
замок – так и манит войти внутрь; а там –
разноцветные лестницы, арки, колонны, переходы,
укромные уголки... Обитатели школы – и дети, и
взрослые – убеждены: организованное таким
образом пространство помогает им избавиться от
жесткой регламентации в отношениях друг с другом
и с учебным материалом.
Уже пять лет коллектив школы реализует проект
“Архитектоника педагогической среды” в
содружестве с Институтом образовательной
политики “Эврика”. В этом году школа стала одним
из центров повышения квалификации и один из
первых семинаров проводит для вас.
– Как вам удалось собрать или взрастить
команду единомышленников?
– Сначала было очень трудно. Архитектурное
образование было только у меня, а учителя
привыкли к жестким рамкам своей профессии. Когда
мы только начинали, организовались творческие
группы, но они больше напоминали обычные
методические объединения. Но участие в проектах
и постоянные творческие семинары постепенно
изменили состав групп, учителям стало
неинтересно оставаться в рамках предметности.
– Каким образом будут учиться слушатели,
приехавшие для повышения квалификации?
Обсуждая с учителями школы, как будет работать
наш центр повышения квалификации, мы решили
приезжающих к нам педагогов называть не
слушателями, а гостями. Мы же, хозяева, должны
организовать как можно лучше их жизнь и
образование. Сначала хотели бы предложить
знакомство со школой и теоретическими
положениями нашей концепции в лекционном режиме.
А потом гости смогут принять участие в
проектировании “Дня творчества” в любой из
творческих групп. Поработав в нашем проекте,
гости разъедутся, получив домашние задания.
Продумав дома возможное участие в проекте, снова
вернутся, чтобы участвовать в “Дне творчества”.
После этого, мы надеемся, педагоги захотят и
смогут приступить к проектированию
образовательного пространства в условиях
собственной школы.
– На какой срок рассчитана программа
образования учителей?
– На полтора года. Чтобы каждый смог участвовать
во всех подпроектах и почувствовал, понял, как
можно работать со всеми пространствами,
значимыми для школы: физическим,
образовательным, социальным. Чтобы хватило
времени не только для ознакомления с нашим
опытом, но и для проектирования в рамках
собственной школы, с нашей помощью, конечно.
– Не боитесь ли вы, что приедут люди не
слишком заинтересованные, по разнарядке, и будут
диссонировать с вашим укладом?
– К нам уже приезжали группы учителей, и даже те,
кто сначала скептически поглядывал, стоя в
сторонке, очень скоро увлекались происходящим и
принимали самое деятельное участие в проектах.
Кроме того, мы надеемся, стимулом будет то, что
все самостоятельно созданные проекты гостей
будут выставлены на нашем сайте в Интернете.
Ольга ГУРИНА,
директор школы № 124 г. Красноярска
Вопросы задавала Елена КУЦЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|