Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Елена КУЦЕНКО

Школа без углов

Архитектурное и образовательное пространство красноярской школы № 124

Множество копий переломано в спорах о наиболее перспективных направлениях модернизации школы. С чего начинать, чтобы дети в школе росли инициативными, самостоятельными и ответственными? С переквалификации учителей? С содержания образования? С уклада жизни в школе?
Со стен! – считают педагоги красноярской школы № 124. Как театр начинается с вешалки, так и образование начинается с порога школы. Наверное, нужно быть дипломированным архитектором, как директор красноярской школы Ольга Гурина, чтобы понять, как важен архитектурный облик здания, в котором подрастают дети. Она считает, что само устройство безликой типовой “коробки” с одинаковыми классами и параллельно-перпендикулярными линиями школьной жизни задает жесткий стиль подчинения.
Подлинная же самостоятельность, умение строить и преобразовывать собственную жизнь и деятельность начинается с конструирования и переустройства пространства вокруг себя.
Поэтому школьная дверь оформлена как вход в замок – так и манит войти внутрь; а там – разноцветные лестницы, арки, колонны, переходы, укромные уголки... Обитатели школы – и дети, и взрослые – убеждены: организованное таким образом пространство помогает им избавиться от жесткой регламентации в отношениях друг с другом и с учебным материалом.
Уже пять лет коллектив школы реализует проект “Архитектоника педагогической среды” в содружестве с Институтом образовательной политики “Эврика”. В этом году школа стала одним из центров повышения квалификации и один из первых семинаров проводит для вас.

Инновационная работа школы строится на основе проектной деятельности в четырех направлениях:

архитектура физического пространства;
уклад школьной жизни. Архитектура социальных отношений;
архитектура учебного пространства;
освоение детьми первого года обучения сложно организованного пространства.

У каждого из этих подпроектов есть внешний координатор – педагог, работающий вне школы, как, например, Татьяна Нечипуренко, директор городского Дома творчества, или Мария Миркис, преподаватель Красноярского университета. Люди, приходящие из других образовательных учреждений, могут взглянуть на происходящее в школе непредвзято, оценить его новизну, обогатить школьную жизнь неожиданными идеями; кроме того, привлекая к сотрудничеству новых людей, школа не замыкается в себе, а расширяет круг друзей и партнеров.
Каждая из четырех творческих групп формируется на основе свободного выбора. В каком из подпроектов участвовать, учителя, завучи, директор выбирают самостоятельно, ориентируясь на собственные интересы, а не на разнарядку, иерархию или предметную профессиональную направленность.

Архитектура эксперимента

Наша школа двухэтажная, разделена на два крыла: левое и правое. На разных этажах идет разная жизнь. В левом крыле всегда оживленно. Интересно постоять у аквариума с рыбами. Рядом актовый зал. На маленьких площадках любят играть первоклассники и второклассники. А мы, когда учились в третьем классе, ставили сценки. Например, около дерева показывали “Ворону и лисицу”.
В правом крыле менее оживленно, хотя там тоже есть аквариум, первоклассники и даже арка. Туда приходят и учителя.
Однажды случилось вот что: кончились уроки и за моей одноклассницей пришли родители. А ее нигде не было, хотя куртка висела в раздевалке. Девочку искали по всей школе и нашли у аквариума в левом крыле.
Что хотелось бы изменить в школе № 124? Мы хотим сделать правое крыло тоже оживленным. А арку собираемся оформить как Вселенную. Чтобы там были планеты, Солнце. В общем, вся Солнечная система. На лестнице вдоль ступенек можно расположить подводный мир, наземный и воздушный. А над всем этим будет солнце.
Это рассказ пятиклассницы о своей школе.
Обживание физического пространства школы – своего рода модель, проба освоения других пространств: образовательного, социального.
Поэтому одно из направлений проектной работы посвящено первому году жизни в школе малышей-первоклассников. С ними проводится специальная работа, направленная на то, чтобы дети прижились в новом для себя здании, освоили его, захотели и научились использовать возможности разных уголков школы. С ними работают все: и взрослые, и школьники. Например, малыши могут написать для старшеклассников просьбу или заявку и положить в специально устроенный почтовый ящик.
А освоив пространство, начинают его преобразовывать. В школе ни один стенд, плакат или рисунок не делается только взрослыми. Все поделки, тексты, рисунки – плоды совместного творчества педагогов и детей. Поэтому в сентябре школа пуста, за лето меняется лишь цветовая гамма, чтобы не приедалась и радовала каждый год по-новому. А в течение учебного года стены, колонны, переходы постепенно заполняются игрушками, композициями, картинками – всем, что создается по ходу осуществления проектов.
Четыре проекта распределены по четвертям учебного года. Каждый готовится целую четверть и реализуется в виде “Дня творчества”, правда, “день” на самом деле растягивается на неделю.

Урок на лестнице

Школьная жизнь многообразна. Разве можно праздник, перемену, защиту проекта, урок в первом и седьмом классе проводить в одинаковых прямоугольных помещениях?
Если в классе пять углов, а одна стена полукруглая, урок просто не сможет быть скучным, унылым и монотонным. Необычная форма помещения располагает к тому, чтобы и парты поставить не обязательно “в затылок” друг к другу, а полукругом или сдвинуть для групповой работы “островками” – в зависимости от содержания и формы занятия. Директор школы с улыбкой рассказывает, что может, не приходя на урок, по расстановке парт очень многое о нем узнать.
Только подумайте, в каком страшном сне завучу традиционной школы может привидеться урок, проходящий на лестнице! Разве что после стихийного бедствия. И напрасно. Лестница по сравнению с классом предоставляет новые возможности: рассесться можно амфитеатром, чтобы всем все-все было видно, – это раз. Движение по ступенькам задает ритм: попробуйте почитать стихи, спускаясь, и все стихотворные размеры почувствуете в движении собственного тела – это два.
Если хоть однажды попробовать, окажется, что есть и три, и четыре...
Необычная атмосфера урока помогает раскрепоститься даже учителям с большим стажем работы в традиционной школе, они постепенно переходят от привычной трансляции знаний к творческому сотрудничеству с учениками.
То есть многообразие архитектурных форм становится дополнительным образовательным ресурсом как для детей, так и для взрослых.

Школа, из которой не хочется уходить

Жизнь школьника не ограничивается учебными занятиями. В ней должно быть место для игры, тайны, уединения, созерцания. А поскольку и дома, и во дворе условий для этого, прямо скажем, не много, школа берет на себя обустройство и этой части детской жизни.
Ребенок знает, что сможет найти место, чтобы посекретничать или побыть наедине с собой, поиграть и повозиться с малышами. Уютные уголки, отгороженные арками, множество небольших светильников, аквариумы, представляющие собой мир, куда нельзя попасть, а можно только наблюдать извне, – все устроено так, чтобы жизнь в школе стала как можно более разнообразной, эмоционально насыщенной, свободной.

Жизнь в отсутствие дверей

Очень важно, чтобы детям все время было интересно продвигаться в своем развитии дальше, а учеба и праздники были в радость. И этому тоже стены помогают. Чтобы войти в актовый зал, вам не придется открывать дверь: ее просто нет. Зато есть арка, занавешенная тяжелыми портьерами. Они задернуты неплотно и словно приглашают заглянуть, а потом и войти внутрь.
Главная деталь актового зала – колонна. Несколько лет назад, когда школа только начиналась, эта квадратная уродина, торчащая посередине зала, постоянно мешала. Убрать было нельзя – потолок рухнет. Вместо этого изменили форму – сделали колонну круглой, и она сейчас же превратилась в необходимый атрибут, центр любого праздника, ее украшают рисунками и водят вокруг хороводы.
Выбрав такой уклад жизни, важно понимать, что тут нет неважных и несущественных мелочей. Вплоть до того, что директор Ольга Гурина долго убеждала работников столовой, что у детей должен быть выбор, а убедив, показывала, как можно красиво расположить салат на тарелке. Ведь серое болотце обязательной каши на завтрак, конечно, мелочь но если это повторяется каждый четверг в течение десяти лет...

Форма и содержание

Недостаточно изменить форму школьных помещений – классов, рекреаций, зала, библиотеки. Постепенно меняются и их функции. Например, библиотека становится не просто вместилищем книг, но и местом для встречи с миром культуры, миром читающих и пишущих людей. Кроме обычного для любой школы библиотечного каталога, есть еще список домашних книг учителей и учеников. Ребенок может найти необходимую книгу и попросить почитать, но для этого нужно договориться с владельцем, вернуть ее вовремя, чтобы тебе поверили в следующий раз.
Ни для кого не секрет, что дети стали меньше читать. Зато появилось много аудио- и видеозаписей. Их каталог тоже есть в библиотеке. Для того чтобы на уроках можно было использовать не только тексты классических произведений, но и фильмы, записи спектаклей. Тем самым обогащается содержание урока, он становится многоплановым: можно обсудить разное видение текста художником, режиссером, драматургом; поговорить о том, что такое кадр, мизансцена.
Имея под рукой такие возможности, учителю становится скучно оставаться в рамках старой методики, в прежней роли транслятора ограниченной информации.
Джаз как часть образовательного пространства?

Изменяются и отношения между учителем и учеником: все обитатели школы называют себя детско-взрослым сообществом.
Пространство школы – и физическое, и социальное – выстроено так, чтобы создавать ощущение незавершенности, сделать творчество заманчивым и увлекательным.
В школе уже несколько лет существует театр импровизаций “Дети” под руководством Сергея Колдаева. В спектаклях участвуют и ребята, и взрослые. Талантливых не отбирают: ставят пьесу или сказку всем классом, а классный руководитель играет, например, корову.
И не случайно в названии театра упомянута импровизация. Это ключевое слово для понимания происходящего в школе. По мнению педагогов школы, дети должны научиться красиво и со вкусом импровизировать – это проявление внутренней свободы и уверенности в себе.
Наверное, поэтому в школе так популярен клуб любителей джаза – воплощения импровизации. Руководят им солисты “Свободного балета” Игорь Краглик и Борис Терешкин. Что может привлечь в школу молодых успешных солистов балета, лауреатов международного конкурса? Наверное, только возможность творчества, свободной импровизации в работе с детьми.
Помимо театра и джаза ребята могут выбрать импровизацию в области живописи или скульптуры.
И, конечно, усилия всех импровизаторов объединяются в момент подготовки очередного проекта, спектакля например.
Импровизация живет не только в детском творчестве и не только во внеурочное время. В школе принято, чтобы дети говорили не “можно мы сделаем...”, а “давайте сделаем вместе”. Тут уж учителю приходится импровизировать, в том числе и на уроке.

Практикум по сотворению мира

Как же, собственно, происходит осуществление проекта?
В прошлом году творческая группа предложила проектирование выдуманных, небывалых миров. Например, двухмерный мир, населенный “плоскатиками” – от слова плоскость.
Вся школа, со второго по седьмой класс, разделилась на разновозрастные микрогруппы: в каждую входили ребята всех возрастов. Координаторами были свои педагоги, приглашенные учителя и старшеклассники из соседней школы, гости из педагогического училища, университета, внешние координаторы.
Попробуйте придумать мир с жесткими ограничениями, обитатели которого могли бы жить, двигаться, общаться... Это совсем не просто.
А труднее всех пришлось учителям-консультантам. Даже самые строгие из них не могли с уверенностью сказать, как правильно. В мире, который творится здесь и сейчас, неприменимы привычные знания. А взрослый и ребенок равны в позиции изобретателя.
Каждая группа выбирала себе место в школе для работы, а когда проект был готов, двадцать восемь листов разместились в самых подходящих, на взгляд авторов, местах школы.
Каждый “День творчества” обязательно носит интегративный характер: ведь мир вокруг хотя и многогранный, но единый.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru