ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Школа без углов
Архитектурное и образовательное пространство
красноярской школы № 124
Множество копий переломано в спорах о наиболее
перспективных направлениях модернизации школы.
С чего начинать, чтобы дети в школе росли
инициативными, самостоятельными и
ответственными? С переквалификации учителей? С
содержания образования? С уклада жизни в школе?
Со стен! – считают педагоги красноярской школы №
124. Как театр начинается с вешалки, так и
образование начинается с порога школы. Наверное,
нужно быть дипломированным архитектором, как
директор красноярской школы Ольга Гурина, чтобы
понять, как важен архитектурный облик здания, в
котором подрастают дети. Она считает, что само
устройство безликой типовой “коробки” с
одинаковыми классами и
параллельно-перпендикулярными линиями школьной
жизни задает жесткий стиль подчинения.
Подлинная же самостоятельность, умение строить и
преобразовывать собственную жизнь и
деятельность начинается с конструирования и
переустройства пространства вокруг себя.
Поэтому школьная дверь оформлена как вход в
замок – так и манит войти внутрь; а там –
разноцветные лестницы, арки, колонны, переходы,
укромные уголки... Обитатели школы – и дети, и
взрослые – убеждены: организованное таким
образом пространство помогает им избавиться от
жесткой регламентации в отношениях друг с другом
и с учебным материалом.
Уже пять лет коллектив школы реализует проект
“Архитектоника педагогической среды” в
содружестве с Институтом образовательной
политики “Эврика”. В этом году школа стала одним
из центров повышения квалификации и один из
первых семинаров проводит для вас.
Инновационная работа школы строится на основе
проектной деятельности в четырех направлениях:
архитектура физического пространства;
уклад школьной жизни. Архитектура социальных
отношений;
архитектура учебного пространства;
освоение детьми первого года обучения сложно
организованного пространства.
У каждого из этих подпроектов есть внешний
координатор – педагог, работающий вне школы, как,
например, Татьяна Нечипуренко, директор
городского Дома творчества, или Мария Миркис,
преподаватель Красноярского университета. Люди,
приходящие из других образовательных
учреждений, могут взглянуть на происходящее в
школе непредвзято, оценить его новизну,
обогатить школьную жизнь неожиданными идеями;
кроме того, привлекая к сотрудничеству новых
людей, школа не замыкается в себе, а расширяет
круг друзей и партнеров.
Каждая из четырех творческих групп формируется
на основе свободного выбора. В каком из
подпроектов участвовать, учителя, завучи,
директор выбирают самостоятельно, ориентируясь
на собственные интересы, а не на разнарядку,
иерархию или предметную профессиональную
направленность.
Архитектура эксперимента
Наша школа двухэтажная, разделена на два крыла:
левое и правое. На разных этажах идет разная
жизнь. В левом крыле всегда оживленно. Интересно
постоять у аквариума с рыбами. Рядом актовый зал.
На маленьких площадках любят играть
первоклассники и второклассники. А мы, когда
учились в третьем классе, ставили сценки.
Например, около дерева показывали “Ворону и
лисицу”.
В правом крыле менее оживленно, хотя там тоже
есть аквариум, первоклассники и даже арка. Туда
приходят и учителя.
Однажды случилось вот что: кончились уроки и за
моей одноклассницей пришли родители. А ее нигде
не было, хотя куртка висела в раздевалке. Девочку
искали по всей школе и нашли у аквариума в левом
крыле.
Что хотелось бы изменить в школе № 124? Мы хотим
сделать правое крыло тоже оживленным. А арку
собираемся оформить как Вселенную. Чтобы там
были планеты, Солнце. В общем, вся Солнечная
система. На лестнице вдоль ступенек можно
расположить подводный мир, наземный и воздушный.
А над всем этим будет солнце.
Это рассказ пятиклассницы о своей школе.
Обживание физического пространства школы –
своего рода модель, проба освоения других
пространств: образовательного, социального.
Поэтому одно из направлений проектной работы
посвящено первому году жизни в школе
малышей-первоклассников. С ними проводится
специальная работа, направленная на то, чтобы
дети прижились в новом для себя здании, освоили
его, захотели и научились использовать
возможности разных уголков школы. С ними
работают все: и взрослые, и школьники. Например,
малыши могут написать для старшеклассников
просьбу или заявку и положить в специально
устроенный почтовый ящик.
А освоив пространство, начинают его
преобразовывать. В школе ни один стенд, плакат
или рисунок не делается только взрослыми. Все
поделки, тексты, рисунки – плоды совместного
творчества педагогов и детей. Поэтому в сентябре
школа пуста, за лето меняется лишь цветовая
гамма, чтобы не приедалась и радовала каждый год
по-новому. А в течение учебного года стены,
колонны, переходы постепенно заполняются
игрушками, композициями, картинками – всем, что
создается по ходу осуществления проектов.
Четыре проекта распределены по четвертям
учебного года. Каждый готовится целую четверть и
реализуется в виде “Дня творчества”, правда,
“день” на самом деле растягивается на неделю.
Урок на лестнице
Школьная жизнь многообразна. Разве можно
праздник, перемену, защиту проекта, урок в первом
и седьмом классе проводить в одинаковых
прямоугольных помещениях?
Если в классе пять углов, а одна стена
полукруглая, урок просто не сможет быть скучным,
унылым и монотонным. Необычная форма помещения
располагает к тому, чтобы и парты поставить не
обязательно “в затылок” друг к другу, а
полукругом или сдвинуть для групповой работы
“островками” – в зависимости от содержания и
формы занятия. Директор школы с улыбкой
рассказывает, что может, не приходя на урок, по
расстановке парт очень многое о нем узнать.
Только подумайте, в каком страшном сне завучу
традиционной школы может привидеться урок,
проходящий на лестнице! Разве что после
стихийного бедствия. И напрасно. Лестница по
сравнению с классом предоставляет новые
возможности: рассесться можно амфитеатром, чтобы
всем все-все было видно, – это раз. Движение по
ступенькам задает ритм: попробуйте почитать
стихи, спускаясь, и все стихотворные размеры
почувствуете в движении собственного тела – это
два.
Если хоть однажды попробовать, окажется, что есть
и три, и четыре...
Необычная атмосфера урока помогает
раскрепоститься даже учителям с большим стажем
работы в традиционной школе, они постепенно
переходят от привычной трансляции знаний к
творческому сотрудничеству с учениками.
То есть многообразие архитектурных форм
становится дополнительным образовательным
ресурсом как для детей, так и для взрослых.
Школа, из которой не хочется уходить
Жизнь школьника не ограничивается учебными
занятиями. В ней должно быть место для игры,
тайны, уединения, созерцания. А поскольку и дома,
и во дворе условий для этого, прямо скажем, не
много, школа берет на себя обустройство и этой
части детской жизни.
Ребенок знает, что сможет найти место, чтобы
посекретничать или побыть наедине с собой,
поиграть и повозиться с малышами. Уютные уголки,
отгороженные арками, множество небольших
светильников, аквариумы, представляющие собой
мир, куда нельзя попасть, а можно только
наблюдать извне, – все устроено так, чтобы жизнь
в школе стала как можно более разнообразной,
эмоционально насыщенной, свободной.
Жизнь в отсутствие дверей
Очень важно, чтобы детям все время было интересно
продвигаться в своем развитии дальше, а учеба и
праздники были в радость. И этому тоже стены
помогают. Чтобы войти в актовый зал, вам не
придется открывать дверь: ее просто нет. Зато
есть арка, занавешенная тяжелыми портьерами. Они
задернуты неплотно и словно приглашают
заглянуть, а потом и войти внутрь.
Главная деталь актового зала – колонна.
Несколько лет назад, когда школа только
начиналась, эта квадратная уродина, торчащая
посередине зала, постоянно мешала. Убрать было
нельзя – потолок рухнет. Вместо этого изменили
форму – сделали колонну круглой, и она сейчас же
превратилась в необходимый атрибут, центр любого
праздника, ее украшают рисунками и водят вокруг
хороводы.
Выбрав такой уклад жизни, важно понимать, что тут
нет неважных и несущественных мелочей. Вплоть до
того, что директор Ольга Гурина долго убеждала
работников столовой, что у детей должен быть
выбор, а убедив, показывала, как можно красиво
расположить салат на тарелке. Ведь серое болотце
обязательной каши на завтрак, конечно, мелочь но
если это повторяется каждый четверг в течение
десяти лет...
Форма и содержание
Недостаточно изменить форму школьных помещений
– классов, рекреаций, зала, библиотеки.
Постепенно меняются и их функции. Например,
библиотека становится не просто вместилищем
книг, но и местом для встречи с миром культуры,
миром читающих и пишущих людей. Кроме обычного
для любой школы библиотечного каталога, есть еще
список домашних книг учителей и учеников.
Ребенок может найти необходимую книгу и
попросить почитать, но для этого нужно
договориться с владельцем, вернуть ее вовремя,
чтобы тебе поверили в следующий раз.
Ни для кого не секрет, что дети стали меньше
читать. Зато появилось много аудио- и
видеозаписей. Их каталог тоже есть в библиотеке.
Для того чтобы на уроках можно было использовать
не только тексты классических произведений, но и
фильмы, записи спектаклей. Тем самым обогащается
содержание урока, он становится многоплановым:
можно обсудить разное видение текста художником,
режиссером, драматургом; поговорить о том, что
такое кадр, мизансцена.
Имея под рукой такие возможности, учителю
становится скучно оставаться в рамках старой
методики, в прежней роли транслятора
ограниченной информации.
Джаз как часть образовательного пространства?
Изменяются и отношения между учителем и
учеником: все обитатели школы называют себя
детско-взрослым сообществом.
Пространство школы – и физическое, и социальное
– выстроено так, чтобы создавать ощущение
незавершенности, сделать творчество заманчивым
и увлекательным.
В школе уже несколько лет существует театр
импровизаций “Дети” под руководством Сергея
Колдаева. В спектаклях участвуют и ребята, и
взрослые. Талантливых не отбирают: ставят пьесу
или сказку всем классом, а классный руководитель
играет, например, корову.
И не случайно в названии театра упомянута
импровизация. Это ключевое слово для понимания
происходящего в школе. По мнению педагогов школы,
дети должны научиться красиво и со вкусом
импровизировать – это проявление внутренней
свободы и уверенности в себе.
Наверное, поэтому в школе так популярен клуб
любителей джаза – воплощения импровизации.
Руководят им солисты “Свободного балета” Игорь
Краглик и Борис Терешкин. Что может привлечь в
школу молодых успешных солистов балета,
лауреатов международного конкурса? Наверное,
только возможность творчества, свободной
импровизации в работе с детьми.
Помимо театра и джаза ребята могут выбрать
импровизацию в области живописи или скульптуры.
И, конечно, усилия всех импровизаторов
объединяются в момент подготовки очередного
проекта, спектакля например.
Импровизация живет не только в детском
творчестве и не только во внеурочное время. В
школе принято, чтобы дети говорили не “можно мы
сделаем...”, а “давайте сделаем вместе”. Тут уж
учителю приходится импровизировать, в том числе
и на уроке.
Практикум по сотворению мира
Как же, собственно, происходит осуществление
проекта?
В прошлом году творческая группа предложила
проектирование выдуманных, небывалых миров.
Например, двухмерный мир, населенный
“плоскатиками” – от слова плоскость.
Вся школа, со второго по седьмой класс,
разделилась на разновозрастные микрогруппы: в
каждую входили ребята всех возрастов.
Координаторами были свои педагоги, приглашенные
учителя и старшеклассники из соседней школы,
гости из педагогического училища, университета,
внешние координаторы.
Попробуйте придумать мир с жесткими
ограничениями, обитатели которого могли бы жить,
двигаться, общаться... Это совсем не просто.
А труднее всех пришлось учителям-консультантам.
Даже самые строгие из них не могли с уверенностью
сказать, как правильно. В мире, который творится
здесь и сейчас, неприменимы привычные знания. А
взрослый и ребенок равны в позиции изобретателя.
Каждая группа выбирала себе место в школе для
работы, а когда проект был готов, двадцать восемь
листов разместились в самых подходящих, на
взгляд авторов, местах школы.
Каждый “День творчества” обязательно носит
интегративный характер: ведь мир вокруг хотя и
многогранный, но единый.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|