Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Начальная школа сегодня и завтра: зоны риска

Или слово в защиту индивидуального образовательного пространства

“Какое странное название, – подумаете вы, – разве начальная школа находится в зоне риска? И кто при этом рискует: школа? ученик? родители? общество?” Давайте разберемся.
Прежде всего отметим те требования, которые уже несколько десятилетий предъявляются школе со стороны общества и семьи, при этом критики не избегает и начальная ступень образования:
– школа остается в основном принудительной, авторитарной, опирающейся на повиновение учителю, не учитывает индивидуальность ребенка, не позволяет ученику высказать мнение, противоречащее принятому в учебнике или высказанному учителем, не развивает воображения и творческих способностей;
– обучение остается репродуктивным, что приводит к тому, что школьник действует в рамках трех ролей: слушатель, зритель, репродуктор. Это обрекает ученика на конформистскую (соглашательскую) деятельность, что препятствует развитию его критического мышления, самостоятельности и инициативности;
– школа не обеспечивает развитие той деятельности, которой занимается ребенок в ее стенах, ученик не умеет учиться, не владеет общеучебными умениями, не готов к самостоятельной познавательной деятельности. Теряется социальная значимость учебной деятельности, что в конечном итоге ведет к уменьшению интеллектуальной элиты общества.
Сделаем первый вывод: если школа не сумеет (или не захочет!) преодолеть эти недостатки, она, безусловно, попадает в зону риска; интерес к школе и учению будет продолжать снижаться, и это явление будет охватывать все большее число учеников, познавательные интересы и способности школьников будут находиться на критической отметке, дети не смогут продолжать образование, можно ожидать резкого падения успеваемости в среднем звене школы. А расплата за это – снижение темпов и качества развития общества.
Высказанные положения давно волнуют и самих педагогов, а процесс преодоления “болевых точек” начального образования идет уже несколько лет весьма интенсивно. Так, современные концепции начального образования выдвигают принцип личностно-ориентированного обучения. Это означает, что учитель должен отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого, индивидуализированного. Обратим внимание на слова “должен отказаться” – не отказался, а еще только раздумывает: принять сию точку зрения или погодить?!
Почему же реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем начального образования?
Во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и дает подчас весьма призрачные результаты внедрения. Это связано с тем, что педагог не может перестроиться, измениться психологически, принять не только разумом, но и сердцем право каждого ребенка быть личностью.
Во-вторых, часто учитель смутно представляет, что такое личностно-ориентированное обучение и не может его реализовать, то есть не умеет изменить свое взаимодействие с детьми так, чтобы учебная деятельность была значима для каждого ученика.
Прежде всего давайте разберемся в характеристике “личностно-ориентированное обучение” младших школьников. Будем рассматривать такой тип обучения как обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.
На самом деле все достаточно просто: школьник, окончивший начальную школу, должен существенно отличаться от самого себя не только уровнем полученной информации (“много знаю”), но положительным отношением к процессу познания: “люблю узнавать новое”, “учусь с удовольствием”, а также умением оценивать приобретенные знания: “знаю, чего не знаю”, “умею устранять причины незнания”.
На вопрос: “Кого называют образованным?” – многие учителя ответят: “Того, кто много знает” (такое представление об образованности присуще примерно 90 процентам учителей начальной школы). Однако наличие знаний, их объем, полнота – лишь один из показателей образованности человека. Рассмотрим для доказательства один пример.
Выпускнику начальной школы предлагают рассказать о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит ему “пять”, считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу “Свойства воды”. Результат плачевен: ребенок не справился с заданием. Что произошло? Ведь, казалось бы, ученик приобрел знания!
Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, как мертвый груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего нестандартных) учебных задач. Ну действительно, зачем человеку знания, если он не владеет ими. Выделим первый компонент развития: умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно значимого обучения – развитие мотивации учебной деятельности.
Обратимся к примеру. Почему дети делают при письме ошибки? Разве они не знают правила? Да нет! Это происходит по двум причинам: во-первых, школьник не знает, где применить данное правило, во-вторых, не умеет найти причину допущенной ошибки. Что делает учитель? Он предлагает детям тренироваться – много раз писать слово, в котором допущена ошибка (проводить работу над ошибками). Этот прием неэффективен, потому что здесь все зависит от памяти и ситуативной внимательности ученика, ведь не устранена причина появления ошибки.
Что же делать? В последнем письме Министерства образования РФ по контролю и оценке в начальной школе рекомендуется не исправлять ошибку, а подчеркнуть слово, в котором она допущена. Этот прием очень важен: ребенок поставлен в ситуацию, когда он сам у себя должен найти ошибку, выяснить ее причину и своей рукой исправить. Умение, а затем и привычка оценивать свою деятельность приводит к несомненному повышению успешности обучения.
Казалось бы, чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения весьма важны – они формируют у школьников мотив их деятельности.
Следующий важнейший компонент детского развития – сформированность умения добывать знания.
Сегодняшний младший школьник должен внимательно слушать (он – слушатель), внимательно смотреть (он – зритель) и все хорошо запомнить (он – репродуктор). В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, то есть “на уже созревшие плоды” (Д.Б.Эльконин), опирается на слабость ребенка, а не на его силу.
Действительно, восприятие и память – весьма важные психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем их преобладание, приоритет в педагогическом процессе уже в начальной школе определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения, а такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания навязываются ребенку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Причем чем ближе результат к данному педагогом образцу, тем выше отметка.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала человека и формирование новых социальных ролей “я – ученик”, “я – школьник”.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В этом случае меняет свой характер и восприятие, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Приведем пример из учебника “Окружающий мир” для 3 класса (авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. М.: Вентана-Граф, 2000 г.). В теме “Насекомые” дети работают с рубрикой учебника “Выскажи предположение”: «Рассмотри рисунки. Выскажи свое мнение: почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых можно назвать “прыгательные”, какие – “копательные”, какие – “плавательные”, а какие – “хватательные”?»
Обратите внимание: текста, который бы рассказывал о конечностях насекомых, в учебнике нет, есть только рисунки разных ног насекомых и вопросы для обсуждения. Очевидно, что такое задание побуждает учеников сопоставить особенности строения ног с местом обитания животного, вспомнить примеры насекомых, имеющих подобные конечности, и самостоятельно дать характеристику особенностей передвижений разных их представителей.
Процесс обучения должен предоставить ребенку возможность быть его активным равноправным участником и выступать в роли исследователя, который в ходе коллективного обсуждения открывает для себя законы того или иного научного знания.
Вот и вторая зона риска: школа не может ориентироваться на инструктивно-авторитарное обучение, рассчитанное на прямое подражание и копирование представленного учителем образца. Оно не развивает критическое мышление, а оставляет ребенка в рамках конформистской деятельности. Не преодолев этот недостаток школы, мы снова и снова будем воспроизводить общество соглашателей, что немедленно приведет к потере талантливых, неординарных, критических личностей.
И, наконец, обратимся к еще одной болевой точке начального образования: оценим подходы к индивидуализации и дифференциации обучения.
Сегодня уже не встретишь педагога начальной школы, который бы не понимал необходимости строить учебный процесс с учетом индивидуальности ребенка. Что мы должны для этого учесть в первую очередь? Три основных показателя определяют индивидуальность ребенка как ученика: темп обучаемости, трудности усвоения учебного материала, владение учебной деятельностью. Учитывая их, педагог должен обеспечить условия для того, чтобы ребенок мог работать в присущем ему темпе (не гнать одних и не удерживать других), анализировать причины возникающих у школьника трудностей и корректировать процесс обучения для их устранения, и особое внимание обратить на формирование тех компонентов учебной деятельности, которые у детей еще не развиты.
Для воплощения этого школа разделяет детей по уровню способностей и, чтобы не обижать отстающих, придумывает разные названия: класс выравнивания, здоровья, компенсирующего обучения, тем самым как раз и нарушая принципы личностно-ориентированного образования. Почему? Во-первых, потому, что успешное развитие ребенка осуществляется в условиях высокого интеллектуального фона обучения, то есть, говоря другими словами, отличнику так же в классе нужен отстающий, как неуспевающему отличник: у одного развивается критическое отношение к себе, а у другого постоянно есть образец, которому стоит подражать. Во-вторых, ребенок в классе отстающих привыкает к своему статусу – “каждый сверчок знай свой шесток”. Хотят взрослые или не хотят, но они определяют планку развития этих детей – всех устраивает удовлетворительный уровень.
Давайте для примера опросим детей класса выравнивания, пусть ответят на вопрос, какой урок у каждого самый любимый. Неожиданностей не будет: любимыми предметами дети назовут те, которые у них хорошо получаются. Это говорит об отсутствии сформированности важнейшего компонента познавательного интереса – волевого: человеку с развитой познавательной деятельностью свойственно умение преодолевать трудности, для него интересно не то, что получается, а то, что не получается. В процессе самостоятельного познания в этом случае развиваются инициатива, волевое усилие, желание одержать познавательную победу, приобрести новое знание. Кто будет спорить с утверждением, что такой человек более образован, способен и талантлив?
А для этого школа должна обеспечить постоянное индивидуальное образовательное пространство в разноуровневом интеллектуальном фоне, то есть в гетерогенном классе! Представляете, каким интересным может быть учебный диалог, если дети по-разному ориентируются в проблеме обсуждения: свое мнение высказывают все, никто никому не говорит “неправильно”, “не думаешь”, просто идет анализ разных точек зрения: “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем мнения других” – и коллективно выбираются существенные доказательства. Поскольку выслушиваются разные мнения и в обсуждении принимает участие весь класс (это обеспечивает своим руководством учитель), то все проявляют активность, интерес и стараются быть сообразительными.
Конечно, организовать учебный диалог в разноуровневом классе труднее, чем просто задавать детям вопросы и по очереди их опрашивать, но затраты учительского труда и энергии оплатятся сторицей: уровнем развития детей, личностно значимым отношением к деятельности. А чтобы учителю было легче, ему предлагаются методические пособия – как для детей, так и для него самого. Так, в учебно-методическом комплексе “Начальная школа XXI века” созданы специальные рабочие тетради, объединяющие задания разной степени сложности и обеспечивающие педагогическую помощь как тем, кто успевает хорошо, так и тем, кто по каким-то причинам неуспешен в обучении. Кроме того, в книге для учителя “Беседы с учителем” даются подробные рекомендации к проведению и оценке диагностики и подробные советы, что делать, если у ребенка возникает та или иная трудность.
Итак, начальная школа до тех пор будет находиться в зоне риска, пока не обеспечит создания индивидуального познавательного пространства каждому школьнику, пока будет ориентироваться на усредненное содержание, средний темп обучения, будет игнорировать особенности психического и личностного развития.

Наталья ВИНОГРАДОВА,
зав. “Центром начальной школы”,
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru