Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

На всех педагогических конференциях, семинарах, где мне удалось побывать, непременно находился кто-нибудь, сетующий на засилье массовой культуры. Действительно, рассуждения о ней давно стали общим местом, так что даже неловко присоединяться к и так уже многоголосому стону: в чести покемоны, Барби и прочая “попса”, а как же вечные ценности культуры?
Честно говоря, перемывание покемонских костей моими учениками на каждой перемене не приводит меня в восторг. Однако с некоторых пор и не ужасает. Что толку сокрушаться, если жизнь вокруг складывается именно так. Да, многие выбирают зрелища, одежду, чтение, отдых так, чтоб было модно и не требовало напряжения, душевного труда.
Но я решила для себя: постараюсь понять как можно лучше происходящее и в меру сил изменять то, что считаю неприемлемым.
По-моему, нужно быть закоренелым донкихотом, чтобы бороться со всей окружающей средой. Хотя соблазн побороться и позапрещать велик: статус учителя, особенно в начальной школе, располагает.
Недавно один мой третьеклассник, занимающийся в спортивной секции, увидев наклейку-“татуировку” на руке одноклассницы, задумчиво протянул: “А у нас из команды за это выгоняют... Даже хороших игроков”.
“И правильно!” – чуть не вырвалось у меня. Но, поймав завистливый взгляд, брошенный на девчоночье запястье с отвратительным (по-моему) сизым пятном, подумала, что согласиться с тренером не могу, хотя отношение его к татуировкам полностью разделяю. В педагогике далеко не всегда “с глаз долой” означает, что и “из сердца вон”.
Тому, что ярко и заманчиво, свои ценности нужно не противопоставлять, а сопоставлять их, предъявлять то, что важно и интересно для тебя. Не навязывая.
Прежде всего потому, что такой образ жизни и взаимоотношений – тоже культурная ценность. Для меня ценно ненасилие, и я не откажусь от него ни из каких благих намерений. А вместо запретов попробую взрастить у детей привычку и склонность читать и ценить настоящую литературу. Я не могу передать детям любовь и умение читать, размышляя, иначе как изо дня в день рассказывая о том, что сейчас читаю, что поняла на этот раз в читаной-перечитаной книге. Самое главное – не имитировать, а приобщать к собственной работе души в “реальном времени”.
Мы читаем сейчас “Буратино”. В разговорах с ребятами слышу вопросы, интересовавшие и меня в детстве, но до сих пор у меня нет ответа, и я не скрываю этого от учеников. Кое-что ребята объясняют нетривиально, по-своему. А я искренне благодарю за интересную мысль и признаюсь, что мне она не приходила в голову.
Зато вчера, как мне кажется, наконец поняла, о чем же “Золотой ключик”. (Раньше “за деревьями” – сюжетом, характерами, художественными приемами – не видела “леса”.) И тут же похвасталась в классе, не забыв упомянуть, что произошло это после ...надцатого перечитывания.
– О чем? Скажите, о чем? – загалдели мои десятилетние со-читатели.
– Расскажу после выходных, – пообещала я, – а вы пока тоже подумайте. Конечно, расскажу. И они, конечно, не поймут. Мысль о том, что счастье изначально находится рядом, в комнате, где ты родился, но, чтобы подобрать к нему ключик, нужно пройти сквозь обман, предательство, познать победу и потерю друзей... Понять в десять лет это невозможно. А ценность разговора в следующий понедельник будет не в том, чтобы ребята “усвоили” то, что я скажу, а чтобы увидели, как важно это внезапное и долгожданное понимание для меня. И почувствовали причастность: ведь благодаря им я взялась перечитывать давно, казалось бы, знакомую книжку.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru