ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
На
всех педагогических конференциях, семинарах, где
мне удалось побывать, непременно находился кто-нибудь,
сетующий на засилье массовой культуры.
Действительно, рассуждения о ней давно стали
общим местом, так что даже неловко
присоединяться к и так уже многоголосому стону: в
чести покемоны, Барби и прочая “попса”, а как же
вечные ценности культуры?
Честно говоря, перемывание покемонских костей
моими учениками на каждой перемене не приводит
меня в восторг. Однако с некоторых пор и не
ужасает. Что толку сокрушаться, если жизнь вокруг
складывается именно так. Да, многие выбирают
зрелища, одежду, чтение, отдых так, чтоб было
модно и не требовало напряжения, душевного труда.
Но я решила для себя: постараюсь понять как можно
лучше происходящее и в меру сил изменять то, что
считаю неприемлемым.
По-моему, нужно быть закоренелым донкихотом,
чтобы бороться со всей окружающей средой. Хотя
соблазн побороться и позапрещать велик: статус
учителя, особенно в начальной школе, располагает.
Недавно один мой третьеклассник, занимающийся в
спортивной секции, увидев наклейку-“татуировку”
на руке одноклассницы, задумчиво протянул: “А у
нас из команды за это выгоняют... Даже хороших
игроков”.
“И правильно!” – чуть не вырвалось у меня. Но,
поймав завистливый взгляд, брошенный на
девчоночье запястье с отвратительным (по-моему)
сизым пятном, подумала, что согласиться с
тренером не могу, хотя отношение его к
татуировкам полностью разделяю. В педагогике
далеко не всегда “с глаз долой” означает, что и
“из сердца вон”.
Тому, что ярко и заманчиво, свои ценности нужно не
противопоставлять, а сопоставлять их,
предъявлять то, что важно и интересно для тебя. Не
навязывая.
Прежде всего потому, что такой образ жизни и
взаимоотношений – тоже культурная ценность. Для
меня ценно ненасилие, и я не откажусь от него ни
из каких благих намерений. А вместо запретов
попробую взрастить у детей привычку и склонность
читать и ценить настоящую литературу. Я не могу
передать детям любовь и умение читать, размышляя,
иначе как изо дня в день рассказывая о том, что
сейчас читаю, что поняла на этот раз в читаной-перечитаной
книге. Самое главное – не имитировать, а
приобщать к собственной работе души в “реальном
времени”.
Мы читаем сейчас “Буратино”. В разговорах с
ребятами слышу вопросы, интересовавшие и меня в
детстве, но до сих пор у меня нет ответа, и я не
скрываю этого от учеников. Кое-что ребята
объясняют нетривиально, по-своему. А я искренне
благодарю за интересную мысль и признаюсь, что
мне она не приходила в голову.
Зато вчера, как мне кажется, наконец поняла, о чем
же “Золотой ключик”. (Раньше “за деревьями” –
сюжетом, характерами, художественными приемами
– не видела “леса”.) И тут же похвасталась в
классе, не забыв упомянуть, что произошло это
после ...надцатого перечитывания.
– О чем? Скажите, о чем? – загалдели мои
десятилетние со-читатели.
– Расскажу после выходных, – пообещала я, – а вы
пока тоже подумайте. Конечно, расскажу. И они,
конечно, не поймут. Мысль о том, что счастье
изначально находится рядом, в комнате, где ты
родился, но, чтобы подобрать к нему ключик, нужно
пройти сквозь обман, предательство, познать
победу и потерю друзей... Понять в десять лет это
невозможно. А ценность разговора в следующий
понедельник будет не в том, чтобы ребята
“усвоили” то, что я скажу, а чтобы увидели, как
важно это внезапное и долгожданное понимание для
меня. И почувствовали причастность: ведь
благодаря им я взялась перечитывать давно,
казалось бы, знакомую книжку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|