Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Мониторинг + норматив = реформа образования?

Поскольку в условиях экономической реформы главным в деятельности школы становится не процесс, а результат, некоторые специалисты рекомендуют рассчитывать нормативы с учетом результатов деятельности школы (например, среднего балла за единые государственные экзамены).
Так, по прогнозам руководителя Центра мониторинга и статистики образования Марка Аграновича, ученики будут стремиться в те школы, где средний балл за ЕГЭ окажется наиболее высоким, и, следовательно, норматив для таких учебных заведений должен быть выше.
“Введение нормативного подушевого финансирования без мониторинга качества образования не имеет смысла”, – убежден советник по образованию московского офиса Международного банка реконструкции и развития Исаак Фрумин.
Весь вопрос состоит в том, каким образом осуществляется этот мониторинг и насколько показательны его результаты. Директор Центра образовательной политики Государственного университета – Высшей школы экономики Татьяна Клячко напомнила о том, как подводились в этом году итоги ЕГЭ: при подсчетах по либеральной шкале количество двоек превысило 20%, административным путем оно было доведено до 8%.
“Так что же мы меряем в процессе такого мониторинга и что недофинансируем: недостаток знаний или всеобщее вранье?” – обратилась к залу с риторическим вопросом Татьяна Львовна.
И все-таки, несмотря на закулисную борьбу, которая велась Министерством образования вокруг единых экзаменов в этом году с целью создания их привлекательного имиджа в глазах общественности, шила в мешке не утаишь. Уже сегодня представители министерства образования Республики Чувашии открыто заявляют о том, что уровень знаний выпускников сельских школ согласно оценкам за ЕГЭ на 60% ниже, чем у их городских сверстников.
Эта цифра свидетельствует о том, что учащиеся малокомплектных сельских школ являются заложниками заведомо неэффективной образовательной системы. По подсчетам экономистов, которые привел в своем выступлении Марк Агранович, чем меньше школа, тем больше ей требуется денег. Еще больше средств необходимо добавить для того, чтобы повысить качество образования в ней. Однако даже рост расходов на малокомплектные школы не обеспечивает прироста качества образования.

Материалы подготовила Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru