ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Мониторинг + норматив = реформа образования?
Поскольку в условиях экономической реформы
главным в деятельности школы становится не
процесс, а результат, некоторые специалисты
рекомендуют рассчитывать нормативы с учетом
результатов деятельности школы (например,
среднего балла за единые государственные
экзамены).
Так, по прогнозам руководителя Центра
мониторинга и статистики образования Марка
Аграновича, ученики будут стремиться в те школы,
где средний балл за ЕГЭ окажется наиболее
высоким, и, следовательно, норматив для таких
учебных заведений должен быть выше.
“Введение нормативного подушевого
финансирования без мониторинга качества
образования не имеет смысла”, – убежден
советник по образованию московского офиса
Международного банка реконструкции и развития
Исаак Фрумин.
Весь вопрос состоит в том, каким образом
осуществляется этот мониторинг и насколько
показательны его результаты. Директор Центра
образовательной политики Государственного
университета – Высшей школы экономики Татьяна
Клячко напомнила о том, как подводились в этом
году итоги ЕГЭ: при подсчетах по либеральной
шкале количество двоек превысило 20%,
административным путем оно было доведено до 8%.
“Так что же мы меряем в процессе такого
мониторинга и что недофинансируем: недостаток
знаний или всеобщее вранье?” – обратилась к залу
с риторическим вопросом Татьяна Львовна.
И все-таки, несмотря на закулисную борьбу,
которая велась Министерством образования вокруг
единых экзаменов в этом году с целью создания их
привлекательного имиджа в глазах
общественности, шила в мешке не утаишь. Уже
сегодня представители министерства образования
Республики Чувашии открыто заявляют о том, что
уровень знаний выпускников сельских школ
согласно оценкам за ЕГЭ на 60% ниже, чем у их
городских сверстников.
Эта цифра свидетельствует о том, что учащиеся
малокомплектных сельских школ являются
заложниками заведомо неэффективной
образовательной системы. По подсчетам
экономистов, которые привел в своем выступлении
Марк Агранович, чем меньше школа, тем больше ей
требуется денег. Еще больше средств необходимо
добавить для того, чтобы повысить качество
образования в ней. Однако даже рост расходов на
малокомплектные школы не обеспечивает прироста
качества образования.
Материалы подготовила Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|