ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПОЛЯХ ДИСКУССИИ
Алексей Лавров, заместитель руководителя
департамента межбюджетных отношений
Министерства финансов РФ
Можно найти компромисс между планом и
самостоятельностью
– Нынешние технологии не способствуют
хозяйственной самостоятельности школы. Шаг
влево – нарушение инструкций, шаг вправо –
разъяснение к этим инструкциям. Оставаться в
нынешнем статусе школам тоже нельзя. Можно найти
компромисс, сохраняя статус бюджетного
учреждения, но изменив процедуру бюджетного
планирования и формирования сметы. Сама
казначейская система вовсе не препятствует
самостоятельности бюджетного учреждения.
Директору все равно, где его счет – в банке или в
казначействе, если его обслуживают, а не
вмешиваются в его полномочия.
Если вмешиваются, то результат будет один:
никаких средств на внебюджетных счетах школы
никогда не появится.
Константин Титов, губернатор Самарской области
Если законы мешают, их нужно переписать
– Можно лавировать в режиме старых инструкций и
предписаний. Но если мы хотим двигать страну в
рыночную экономику, мы должны эти инструкции
просто порвать и написать совершенно новые. А
если нам мешают законы, мы должны их переписать
так, чтобы лучше было не Минфину и не
федеральному казначейству, а ученику и учителю.
Сегодня нас часто критикуют за то, что мы выбрали
неверное направление, бросив основные средства
на повышение зарплаты учителей в ущерб
содержанию школьных зданий и обеспечению
учебными пособиями. Я хочу заверить вас, что это
не так. Только хорошо обеспеченный, хорошо
подготовленный учитель в состоянии дать те
знания и навыки ученику, которые помогут ему
состояться в жизни.
Задача реформы образования – вывести школу
из-под диктата местных властных структур. Школа
должна стать демократическим институтом,
основой гражданского общества, где человек
приобретает все навыки самоуправления.
Анастасия Зырянова, заместитель председателя
департамента образования Пермской области по
финансово-экономическим вопросам
Директор должен иметь право
перераспределять деньги в школьном бюджете
– Норматив – это не панацея от всех бед, а
механизм для повышения эффективности имеющихся
в отрасли ресурсов. У нас в Пермской области
существуют так называемые нормативы минимальной
бюджетной обеспеченности по типам и видам
образовательных учреждений, на основании
которых формируется бюджет нижестоящего уровня.
Это принцип нормативного планирования. До школ
средства доводятся по смете.
Смысл норматива в том, что директор знает, какая
сумма ему будет выделена на следующий год и ее
взаимосвязь с числом учащихся в его школе, что в
свою очередь запускает механизмы управления
качеством. Однако при сметном финансировании
возможность прозрачного формирования бюджета
школы тоже существует. Никто не говорит, что
роспись по статьям бюджетной классификации
является окончательной. Директор может
произвести перераспределение между статьями,
обратившись в образовательные и финансовые
органы. Мы готовим пилотные проекты по
нормативному финансированию. Мы уже приступаем к
решению важной и болезненной для нас проблемы –
реструктуризации сети сельских школ, но с учетом
всех социальных, демографических и политических
последствий. У нас очень большие расстояния
между деревнями (до 70 км) и плохие дороги.
Владимир Лившиц, секретарь ЦК профсоюзов
работников образования
Начинать надо с законодательства
– Финансовые отношения в образовании
регулируются не по законам, а по понятиям. Мы
должны занять наступательную позицию в решении
проблем нашей отрасли. Чем быстрее будет наведен
порядок в законодательной сфере, тем больше
возможностей появится для перехода на
нормативное финансирование.
Материалы подготовила Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|