ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Станет ли «Эврика» союзом учителей?
Это зависит от настроя самих
эвриканцев: есть ли у них потребность превращать
движение в организацию
Собственно, движение «Эврика» уже сейчас по
сути является союзом учителей.
Только пока не зарегистрированным союзом и не
имеющим фиксированного членства, без
соответствующих деклараций и меморандумов, без
руководящих органов и формальной программы
действий, без представительства в органах власти
и без законодательной инициативы и права
выдвигать кандидатов в выборные органы власти.
Всех этих атрибутов формальной организации,
атрибутов института общественного объединения у
«Эврики» нет.
А что есть?
Общественная образовательная сеть
Многолетняя история (с 1985 года) инновационной
деятельности: создание клубов творческой
педагогики, конкурса «Авторская школа»,
продвижение в школы педагогики сотрудничества,
проведение огромного количества проектных
семинаров, создание, по сути, общественной
образовательной сети – сети школ, в которых дети
учатся в общей образовательной идеологии.
Идеологии инновационной педагогики. Это значит,
что сама инновационность стала предметностью
образования. Стремление к обновлению, педагогика
развития как базовый принцип отношений между
ребенком и взрослым.
При этом только наивный или заблуждающийся
человек может полагать, что инновационная
педагогика является универсальной заменой
традиционных методов обучения.
– Так вы что же – против традиционной школы?
И почему это, как только появляется что-то другое,
непохожее на уже существующее, так сразу
возникает мрачная фигура практикующего резонера
с непробиваемой логикой:
– Вы что же, против порядка?
Нет, не против. Более того, мы считаем, что
инновационный слой в образовании вообще не
должен быть слишком массовым. Ученые утверждают,
что самое большее – 5% всей системы образования
может находиться в постоянном изменении. А все
остальное – если уж и меняться, то медленно,
медленно, чтобы, не дай Бог, не возникла паника
всеобщих перемен. Образование, конечно,
консервативно по своей основе, но если в системе
нет хотя бы маленькой части в состоянии перемен,
то нет и развития.
Но главное не в этом, главное не в условиях
развития системы образования, хотя и в них тоже.
Главное в том, что разные дети имеют право
претендовать на разные по своей природе системы
образования. Для одних сложившаяся веками
традиционная система образования подходит как
нельзя лучше. Таких, кстати говоря, не так уж и
много: каждый учитель знает, сколько детей в его
классе осваивают программу его учебного
предмета. А сколько учеников осваивают все
программы всех учебных предметов? Позволю себе
самую оптимистическую оценку: не более 25%. А
остальные?
Неспособные? Лентяи? Неудачники?
Да нет, для разных детей необходимы разные
системы образования: для кого-то, вполне
возможно, инновационный способ освоения жизни
дает больше возможностей для самореализации.
Для этого и существует инновационное
образование: чтобы у определенной части детского
сообщества была возможность получить
образование, в котором ребята раскрываются
наиболее полно.
Широко распространено ошибочное, с нашей точки
зрения, мнение, что инновационное образование
является лабораторией для массовой школы. Мол,
передовые педагогические идеи вначале пребывают
в инновационных школах, а после соответствующей
апробации получают распространение в массовом
образовании.
Есть и другая, тоже с нашей точки зрения
ошибочная, версия: инновационная школа – лучшая,
чем другие. Там и результаты должны быть лучше,
чем в обычной, и условия…
Нет, инновационное образовательное сообщество –
это сеть, в которой становящиеся потребности
граждан улавливаются учителями и директорами и
превращаются в их, учителей и директоров,
авторские проекты.
На самом деле инновационный авторский проект –
это всегда отзвук только-только возникающего в
обществе стремления учиться по-другому.
В этом смысле «Эврика» – общественная
образовательная сеть. В ней государственные
(муниципальные) школы стараются отражать
возникающие в обществе еле заметные и еще не
сформулированные самими гражданами
образовательные потребности.
И самое главное для возникновения союза учителей
«Эврика» – как раз наличие этой самой
общественной доминанты. «Эврика» ориентирована
на изменения в виде инициатив, а не на изменения в
виде циркуляров.
В этом смысле можно сказать, что эвриканское
сообщество пытается строить образовательную
деятельность авторскую, но ориентированную на
граждан, а не на ведомство. Это ни хорошо, ни
плохо, в этом нет ни противопоставления, ни
конфронтации, это такая особенность.
Особенность, позволяющая говорить о
существовании общественно-образовательного
движения.
А для чего движению становиться
организацией?
Прошедший Гражданский форум показал, что у
государства на самом деле нет равноценного
партнера для диалога в области образования,
образовательной политики и педагогики.
Гражданский форум в этом отношении был очень
показательным мероприятием: смоделировано
общество глазами государственников.
Еще раз мы смогли убедиться: общество не может
выступать в качестве равноправного
переговорщика в диалоге с государством, если
граждане не представлены своими добровольными
объединениями. Можно, конечно, открыть дверь на
улицу и крикнуть: «Эй, кто здесь общество –
заходи», но в этом случае мы получим птичий базар,
майдан, на котором из-за общего вопля не слышно
единичного голоса. Но что еще страшнее –
появление мужиков-горланов: так в средние века на
Руси называли любителей погорланить, привлечь
внимание к себе не содержательными и взвешенными
предложениями, а истерикой и кликушеством,
всегда готовых призвать к расправе над властью,
всегда готовых кричать:
– Долой! Нам не дают делать, что мы хотим!
Чиновники, бюрократы, враги не дают пролетарию
педагогического труда прорваться сквозь
ограждение, чтобы… добраться до самого главного
барина и вручить ему лично, чтобы разрешил,
предложение об окончательной победе мирового
гуманизма над косностью и равнодушием…
Я, конечно, утрирую, но на самом деле
институционализация
общественно-педагогического движения,
инновационной общественной линии в образовании
– не для того, чтобы от имени многих апеллировать
к власти. Вовсе не для этого, а для того, чтобы
самим быть властью над собой.
Само-деятельность.
Общественная организация нужна для того, чтобы
официально действовать – самим.
И такой партнер власти нужен для диалога.
А с холопом – какой диалог?
– Пшел вон! – вот и весь диалог.
И пока мы не станем культивировать общественные
институты, пока граждане, в том числе и учителя,
не станут создавать свои гражданские
объединения для дела, а не для получения
разрешения делать, холопство, простите меня за
резкое слово, не исчезнет.
…Станет ли «Эврика» союзом учителей? Не знаю.
Знаю только, что если и станет, то это будет не
союз всех учителей всей России, а союз
эвриканских школ. Союз тех директоров и учителей,
которые на протяжении многих лет напряженно
трудятся над своими проектами, у которых
сформировался общий язык, общее понимание целей
педагогики, ценностей образования, общее видение
образовательной политики и общее стремление
сделать свою, а не чужую деятельность лучше и
эффективнее.
Теперь схема создания общественного объединения
проста, не то что пятнадцать лет назад, когда мы
создавали Союз учителей СССР: есть типовая
документация, есть процедура регистрации.
Остается только понять настрой самих эвриканцев:
есть ли потребность превращать движение в
организацию.
Для этого мы и публикуем этот материал, чтобы
спросить:
– Как вы думаете, станет ли «Эврика» союзом
учителей?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|