КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВОСЬМАЯ НОТА
Где прописана музыка
Заявка на будущий абонемент
В блистательной компании артистических
звезд и творческих содружеств оказался ныне и
Академический симфонический оркестр Самарской
филармонии. Провинциальный, но не в расхожем
смысле, а лишь по географическому признаку.
Гастроли оркестра в Москве были приурочены к
незаурядным датам – 150-летию Самарской губернии
и 60-летию Самарской филармонии – центра
академического музыкального просветительства в
Поволжье и одного из лидеров фестивалей,
конкурсов и смотров в России. Филармония вывела в
большое искусство немало исполнителей: Дженифер
Кох и Александра Гиндина, Дениса Мацуева и Елену
Манистину, Николая Саченко. Симфонический
оркестр филармонии – ее гордость и
опознавательный знак – с первых дней
существования заявил о себе как
высокопрофессиональный коллектив. Именно в
Самаре в марте 1942 года при сотрудничестве с
оркестром Большого театра состоялась премьера
Седьмой (“Ленинградской”) симфонии Шостаковича,
позднее – его же Двенадцатой. Охотно доверяли
самарцам первое исполнение своих сочинений
Г.Свиридов, А.Хачатурян, Т.Хренников,
Д.Кабалевский, С.Слонимский. Не просто назвать
всех крупных дирижеров и музыкантов
современности, стоявших за пультом самарского
оркестра или выступавших с ним, – С.Самосуд и
Н.Рахлин, К.Кондрашин и Р.Матсов, М.Ростропович и
Д.Ойстрах, С.Рихтер и Э.Гилельс, В.Третьяков и
М.Плетнев. Необъятность репертуара – от
классической русской и западноевропейской
музыки до дерзких новаций наших дней – при
отменном качестве воплощения обеспечили
оркестру признание в своем отечестве и за
рубежом, где он желанный гость.
Своим успехом коллектив во многом обязан Михаилу
Щербакову – теперешнему художественному
руководителю и главному дирижеру. Питомец
Уральской консерватории по классу скрипки и
оперно-симфоническому дирижированию, ученик
знаменитого Марка Павермана, Щербаков, приняв в
1991 году наставничество оркестром, придал его
деятельности новый размах. Регулярные гастроли в
Москве и городах России, поездки в Тунис, Китай,
Испанию, Германию, выпуск пластинок и
компакт-дисков с записями выступлений с
Самарским и Астраханским оркестрами,
организация ежегодных международных
российско-американских молодежных фестивалей,
тематических концертов “Русское
передвижничество” существенно расширили круг
почитателей коллектива.
Выступления оркестра в Большом зале
консерватории и Концертном зале Чайковского
прошли триумфально. И дело даже не в успехе,
который он заслужил, а в том, что он переживает
момент несомненного обновления.
Первый вечер был отдан Рахманинову:
величественно-сумрачная фантазия “Утес”; почти
мистическая по своей психологической ауре
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с
оркестром, где солировал
монументально-виртуозный и обескураживающе
деловой Николай Петров – антипод
рефлексирующему Михаилу Щербакову, отчего,
кстати, их творческий союз нисколько не
пострадал, но, напротив, уравновесил крайности;
Вторая симфония Рахманинова – гимн русской
природе, извечно тоскующей и изменчивой, как ее
дали.
Второй вечер в зале Чайковского открылся
малоизвестной для россиян Первой симфонией для
органа с оркестром французского композитора
XIX–XX веков Александра Гильмана, в которой
мастерски солировал Гарри Гродберг.
Продолжением курса на все французское стала
Вторая сюита из музыки одноактного балета
“Дафнис и Хлоя” Равеля. Сложнейшая партитура,
созданная композитором по заказу Сергея
Дягилева для русского балета в Париже, нашла в
лице дирижера и оркестра безупречных стилистов,
соткавших симфоническую ткань из воздуха, красок
и света. Едва вышедшая из состояния блаженства,
публика была тотчас повергнута в шок
хрестоматийным “Болеро” Равеля: суровый ритм и
неотвратимо нарастающий апокалипсис звучаний
буквально загипнотизировали зал.
Оркестр – в зените зрелости, и его будущее
видится в закреплении основополагающих
художественных позиций, занятых коллективом. Но
нередко вожделенная цель отдаляется от нас тем
больше, чем ревностнее стараемся ею овладеть.
Иногда дирижеру стоит пожертвовать экспансией
своих чувств и как бы отстраниться от них, чтобы
помочь оркестрантам полнее обнаружить свой
творческий потенциал.
Пример самарцев поучителен. Свобода от пут
академического застоя, консерватизма и
высокомерной самовлюбленности, чем нередко
грешит столичный музыкальный клан, позволяет
нашим гостям брать новые рубежи в искусстве.
Столице стоит отказаться от монопольного права
на концертные залы для своих артистических сил и
почаще предоставлять их провинциальным
коллегам. И не пора ли Московской филармонии
открыть абонемент “Симфонические оркестры
России”? Самарский, Ростовский, Иркутский.
Поверьте, они того стоят.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|