Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Коллекция неслучайных оговорок

Юрий Грымов против беспредела женских страстей

Новое творение рекламщика Юрия Грымова, превратившегося в кинорежиссера, во время съемок было окружено завесой тайны, что казалось эффектной пиаровской акцией. К этому ЮГ всегда был склонен и, честно говоря, умело пользовался. Вот и специально подготовленный к пресс-показу рекламный буклет фильма «Коллекционер» отличается продуманностью даже в мелочах. Впрочем, и в нем можно с досадой обнаружить, что Грымов весьма внимателен к себе и пренебрежителен к своим соратникам.

КАДР ИЗ КАРТИНЫ “КОЛЛЕКЦИОНЕР”

Его трудно заподозрить в незнании английского языка, поскольку международное название ленты “The Mastermind” вместо “The Collector” не только уводит от нежелательных претензий со стороны известного писателя Джона Фаулза, но и оказывается своеобразной подсказкой для тех, кто не в состоянии разобраться в весьма причудливом и запутанном действии. Согласитесь, что англоязычная версия «Тайный вдохновитель» поневоле заставит зрителей предположить, что странный коллекционер в исполнении Алексея Петренко – отнюдь не обычный собиратель всевозможных раритетов. Тем удивительнее, что оператор-постановщик Сергей Мачильский, внесший значительный вклад в создание визуально богатой атмосферы своего рода Ноева ковчега в отдельно взятом жилище Коллекционера, упомянут в иностранных титрах как заурядный cameraman, то есть по-русски второй оператор.
Скажете, что это случайная ошибка, нелепый промах, глупый ляп? Однако еще Фрейд учил, что в каждой оговорке есть немало примет воздействия человеческого подсознания, прорывающегося на поверхность именно в качестве неконтролируемых обмолвок. А в применении к данной ленте Юрия Грымова, где он не только придирчиво выстраивал каждую деталь в кадре, но и воспринимал рассказываемую историю как личную исповедь, которой был одержим в течение трех лет, фрейдистская теория непредусмотренных ошибок окажется весьма кстати. Потому что «Коллекционер» вопреки собственной сюжетной невнятице, неудобоваримости произносимого текста и туманности смысла представляется наиболее четко артикулированным высказыванием автора, пусть это и произошло как будто бы на психиатрическом сеансе или под влиянием лечебного гипноза. И тогда все кинематографические опусы Грымова (включая дебютную короткометражку «Мужские откровения» и последующую картину «Му-Му») выстраиваются чуть ли не в тематическую трилогию, свидетельствуя о тайных наваждениях их постановщика.
Получается, что ЮГ настойчиво твердит об одном и том же, хотя со стороны можно заподозрить, что ему на самом-то деле нечего сказать, поэтому приходится усиленно маскировать это отсутствие «художнического послания» при помощи экстравагантной, подчас эпатажной формы, а также удивляя изобразительными изысками, которые неизбежно воспринимаются в качестве отрыжек рекламного прошлого и настоящего этого режиссера.
«Откровение от Юрия» заключается в достаточно простом выводе, что все женщины – безусловные стервы, проститутки и еще похлеще (в «Коллекционере» с легкостью употребляются матерные слова, которые столь же беспечно были процитированы в «фильме о фильме», уже успевшем пройти 25 октября на канале М1, причем до полуночи). А несчастные мужчины, словно остающиеся по своему поведению сексуально неопытными подростками, подчас расплачиваются за «плотские познания» собственной смертью. Этот полный беспредел неукротимых женских страстей приводит к тому, что мужской мир оказывается вообще вытесненным с экрана («Мужские откровения»), лишенным слова и закабаленным («Му-Му»), переместившимся в некое подобие того света («Коллекционер»). Оттуда хоть и можно вырваться кому-то одному, но тем не менее и в реальности этого уцелевшего одинокого мотоциклиста все равно настигает «загадочная красавица» (знаменательно названная femme fatale в иностранном тексте рекламного буклета), отчего финал не внушает никакого чувства освобождения.
Усиленно навязывая от картины к картине различные сексуальные символы, приобретающие в последней работе уже самодовлеющее значение (что способно вызвать только резкое раздражение), Юрий Грымов как будто видит выход лишь в психологической регрессии. Ведь его герои (как, например, Герасим) предпочли бы остаться в инфантильно-заторможенном состоянии неведения, или же они (что мы видим в «Коллекционере») намеренно изображают мальчишество, играют в подростковые забавы, словно надеясь сбежать в те невинные времена, когда тонкими голосками распевал трогательные песни детский хор Гостелерадио.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru