КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Коллекция неслучайных оговорок
Юрий Грымов против беспредела женских
страстей
Новое творение рекламщика Юрия Грымова,
превратившегося в кинорежиссера, во время съемок
было окружено завесой тайны, что казалось
эффектной пиаровской акцией. К этому ЮГ всегда
был склонен и, честно говоря, умело пользовался.
Вот и специально подготовленный к пресс-показу
рекламный буклет фильма «Коллекционер»
отличается продуманностью даже в мелочах.
Впрочем, и в нем можно с досадой обнаружить, что
Грымов весьма внимателен к себе и
пренебрежителен к своим соратникам.
КАДР ИЗ КАРТИНЫ “КОЛЛЕКЦИОНЕР”
Его трудно заподозрить в незнании
английского языка, поскольку международное
название ленты “The Mastermind” вместо “The Collector” не
только уводит от нежелательных претензий со
стороны известного писателя Джона Фаулза, но и
оказывается своеобразной подсказкой для тех, кто
не в состоянии разобраться в весьма причудливом
и запутанном действии. Согласитесь, что
англоязычная версия «Тайный вдохновитель»
поневоле заставит зрителей предположить, что
странный коллекционер в исполнении Алексея
Петренко – отнюдь не обычный собиратель
всевозможных раритетов. Тем удивительнее, что
оператор-постановщик Сергей Мачильский, внесший
значительный вклад в создание визуально богатой
атмосферы своего рода Ноева ковчега в отдельно
взятом жилище Коллекционера, упомянут в
иностранных титрах как заурядный cameraman, то есть
по-русски второй оператор.
Скажете, что это случайная ошибка, нелепый
промах, глупый ляп? Однако еще Фрейд учил, что в
каждой оговорке есть немало примет воздействия
человеческого подсознания, прорывающегося на
поверхность именно в качестве неконтролируемых
обмолвок. А в применении к данной ленте Юрия
Грымова, где он не только придирчиво выстраивал
каждую деталь в кадре, но и воспринимал
рассказываемую историю как личную исповедь,
которой был одержим в течение трех лет,
фрейдистская теория непредусмотренных ошибок
окажется весьма кстати. Потому что
«Коллекционер» вопреки собственной сюжетной
невнятице, неудобоваримости произносимого
текста и туманности смысла представляется
наиболее четко артикулированным высказыванием
автора, пусть это и произошло как будто бы на
психиатрическом сеансе или под влиянием
лечебного гипноза. И тогда все
кинематографические опусы Грымова (включая
дебютную короткометражку «Мужские откровения» и
последующую картину «Му-Му») выстраиваются чуть
ли не в тематическую трилогию, свидетельствуя о
тайных наваждениях их постановщика.
Получается, что ЮГ настойчиво твердит об одном и
том же, хотя со стороны можно заподозрить, что ему
на самом-то деле нечего сказать, поэтому
приходится усиленно маскировать это отсутствие
«художнического послания» при помощи
экстравагантной, подчас эпатажной формы, а также
удивляя изобразительными изысками, которые
неизбежно воспринимаются в качестве отрыжек
рекламного прошлого и настоящего этого
режиссера.
«Откровение от Юрия» заключается в достаточно
простом выводе, что все женщины – безусловные
стервы, проститутки и еще похлеще (в
«Коллекционере» с легкостью употребляются
матерные слова, которые столь же беспечно были
процитированы в «фильме о фильме», уже успевшем
пройти 25 октября на канале М1, причем до полуночи).
А несчастные мужчины, словно остающиеся по
своему поведению сексуально неопытными
подростками, подчас расплачиваются за «плотские
познания» собственной смертью. Этот полный
беспредел неукротимых женских страстей приводит
к тому, что мужской мир оказывается вообще
вытесненным с экрана («Мужские откровения»),
лишенным слова и закабаленным («Му-Му»),
переместившимся в некое подобие того света
(«Коллекционер»). Оттуда хоть и можно вырваться
кому-то одному, но тем не менее и в реальности
этого уцелевшего одинокого мотоциклиста все
равно настигает «загадочная красавица»
(знаменательно названная femme fatale в иностранном
тексте рекламного буклета), отчего финал не
внушает никакого чувства освобождения.
Усиленно навязывая от картины к картине
различные сексуальные символы, приобретающие в
последней работе уже самодовлеющее значение (что
способно вызвать только резкое раздражение),
Юрий Грымов как будто видит выход лишь в
психологической регрессии. Ведь его герои (как,
например, Герасим) предпочли бы остаться в
инфантильно-заторможенном состоянии неведения,
или же они (что мы видим в «Коллекционере»)
намеренно изображают мальчишество, играют в
подростковые забавы, словно надеясь сбежать в те
невинные времена, когда тонкими голосками
распевал трогательные песни детский хор
Гостелерадио.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|