Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Татьяна ГАЛКИНА

Наберите адрес... Солнца!

Компьютер на уроках астрономии

Под модернизацией образования часто понимают использование в школе новых информационных технологий. А это значит, что учителям все больше приходится думать о создании новых моделей учебной деятельности в классе.
Одна из задач современного учителя физики и астрономии – показать ученикам важность применения компьютерных технологий в большой науке астрономии. Прежде всего это автоматизация наблюдений, компьютерная обработка результатов, работа с астрономическими каталогами и моделирование различных процессов в небесных телах, которые невозможно наблюдать в реальности. Более того, учитель, владеющий компьютерными технологиями, может вносить в преподавание проблемы современной астрофизики, знакомить учеников с новыми разделами науки.
Все признают огромную роль наблюдений в астрономии как источника знаний и основного метода науки. Но при этом практически отсутствуют современные методические разработки организации ученических наблюдений, которые учитывали бы существенные изменения в построении образовательного процесса, которые происходят в течение нескольких последних лет. Подходящим для организации астрономических наблюдений в школе может оказаться метод проектов, в основе которого лежит исследовательский подход.
Как конкретно метод проектов реализуется в преподавании астрономии? На определенный период времени в классе возникает несколько групп, каждой из которых предлагается разработать и осуществить, а затем защитить свой проект. При этом важно, чтобы тема была действительно предложена самими учениками, затрагивала их в интеллектуальном плане как сложная задачка или в эмоциональном – как жизненно важная проблема. Один из примеров таких проектов – чрезвычайно популярная тема «Наблюдение солнечной активности по числу пятен на Солнце». Принципиально меняется подход к организации практических занятий – ребята учатся наблюдать не ради наблюдения и выполнения школьной программы, а для решения практически значимой проблемы. Огромный энтузиазм к изучению астрономии вызывает у старшеклассников возможность использовать в проектной работе компьютер, например, работать с моделью «Солнечная активность» в мультимедийном компьютерном курсе «Открытая астрономия». К тому же на специальных сайтах через Интернет можно проанализировать фотографии, полученные из космоса, сравнить данные своих наблюдений с научными данными. Или найти фотографии Солнца по адресам: www.nascom.nasa.gov или www.sel.noaa.gov/solar_images/imagelndex.cgi в архиве фотографий Солнца. Каждая группа выбирает свой способ работы и свое информационное поле. Одна работает с фотографиями, другая использует компьютерную модель и так далее. Но сначала формулируются цели работы и выстраивается алгоритм необходимых действий для ее достижения, распределяются роли. Следующие шаги – поиск и изучение информации по проблеме, обмен информации и анализ добытого исходного материала. На втором этапе каждая группа выстраивает предварительные гипотезы и прогнозы по результатам исследования, снова распределяются рабочие обязанности.
Дальше исследования идут параллельно в двух направлениях: реальные наблюдения и компьютерное моделирование – выполнение чертежей и зарисовок, корректировка последующих наблюдений, обобщение полученного материала, анализ результатов, фиксация результатов в виде схем и таблиц, сопоставление их с предыдущими прогнозами. Центральный этап работы – когда группы обмениваются полученными результатами и дискутируют по их поводу, окончательно обобщая данные реальных и компьютерных наблюдений.
Финалом общих трудов становится презентация. Здесь обычно каждая группа изо всех сил стремится отличиться от других. Придумываются как довольно стандартные формы защиты типа рефератов, так и необычные для школьной практики – изготавливаются плакаты и транспаранты с использованием фотографий, коллажей, написание научно-популярного эссе, фантастического рассказа. И, как правило, после осуществления масштабного общеклассного проекта школьники перестают воспринимать астрономию как необязательный, ненужный для дальнейшей жизни предмет. Напротив, часто оказывается, что древняя наука астрономия становится привлекательной, ультрасовременной, даже модной среди старшеклассников.

По материалам сайта www.ito.bitpro.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru