Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ловушка из готовых знаний

Еще одна опасность, которая грозит виртуальной школе

Хотелось бы обратить внимание на опасность, которую таит в себе виртуальная школа. Угроза эта касается одного из базовых принципов образования.
Я обозначил бы этот фундаментальный принцип как эффект присутствия. Ребенок на собственном опыте убеждается: когда он присутствует на лекции человека, глубоко овладевшего знанием, степень понимания этого знания существенно возрастает в сравнении с тем, если эта же лекция была бы прочитана в книге или учебнике. Отличительной чертой хорошего лектора является то, что он не просто излагает и пересказывает, но мыслит за кафедрой.
В случае же виртуального обучения подспудно закладывается представление, что для глубокого постижения знания достаточно информационного ознакомления с ним, что в корне неверно. Составителям учебников бывает нелегко подобрать слова для точного и простого изложения научных методов и построений. Но при устном изложении слушающему за словами легче уловить суть, почувствовать живое движение мысли.
Чтобы быть справедливым, надо воздать должное и виртуальной школе. Ее существованию надо быть благодарным уже за то, что она помогает рассмотреть проблемы школы реальной. Массовая школа основывается на тех же информационных подходах, предпочитая следовать букве программы, а не духу познания, главным методом которого является не разжевывание азбучных истин (что тоже важно), а вопрошание.
Серьезно подойти к знанию может только тот человек, у которого уже есть какой-либо собственный вопрос и понимание, в какой именно предметной области можно найти ответ.
Когда я пишу о том, что лектор мыслит за кафедрой, это означает, что он не дает готовые ответы, а ставит вопросы, показывает способы поиска ответов, ищет их, как правило вместе с аудиторией, и только после этого формулирует уже известные и общепринятые ответы. Да и то в том случае, если таковые имеются. В том-то и дело, что ответы на самые интересные вопросы, которые не формулируются программой, а естественным образом возникают у ребенка, как раз и не найдены.
Нет таких готовых ответов, с помощью которых можно объяснить семилетнему ребенку, почему дует ветер и светит солнце. И тем более нет уже найденных ответов на вопросы, с которых зарождается интерес к познанию: что есть я, что есть мир, что есть я в мире? Задача учителя на лекциях и семинарах – показать связь этих вопросов с предметным и другим знанием, искать свой вопрос и свой ответ.
Если же этого не делать, то постановка ребенка в ситуацию один на один с заранее сформулированными вопросами и морем информации отнюдь не вынудит его стать активным участником образовательного процесса. Скорее ребенок станет пассивным читателем вопросов на уже найденные ответы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru