ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
(перевод)
Урок, сплетенный во Всемирной
паутине
Он может длиться хоть до полуночи, и
участвуют в нем не только учителя и ученики, но и
родители
Елена Елетинен – учитель биологии
старших классов общеобразовательной школы в
финском городке в двадцати километрах от
Хельсинки. Мы встретились с ней в конце
виртуального дня в ее виртуальном классе 7 V.
Образовательная среда, в которой занимаются ее
семиклассники, не совсем похожа на традиционную.
Она отчасти расширилась и отличается от того, что
обычно привыкли подразумевать, говоря об
образовании. Отчасти – мягко сказано, потому что
расширение означает включение в учебное
расписание так называемого виртуального дня,
изготовление личных страниц в Интернете и
теснейшее сотрудничество с родителями. Школа
имеет более 40 компьютерных рабочих мест и свое
собственное обслуживающее устройство – сервер.
CD-ROM и различные образовательные программы
используются как добавочные источники
информации в дополнение к обычным учебникам.
«Самое лучшее в школе – виртуальный день!” –
заявляют ученики Марку, Минна, Ханна и Сенья.
Что такого особенного происходит в этот день?
Вообще-то класс 7 V использует информационные
технологии в течение всего учебного года, но
именно в виртуальный день, который проводится
каждую четверть, все ученические идеи
реализуются наиболее полно. Каждому
предоставлено право самостоятельно или в группе
работать в своем темпе и над своей темой, но
учителя руководят учебной ситуацией, заранее
размещая вопросы на школьных web-страницах. В
проекте участвуют педагоги самых разных
специальностей. Ученики посылают ответы по
электронной почте, используя при этом материалы
Интернета. Страницы с вопросами включают ссылки
на различные справочные и поисковые системы:
– WebCrawler, Altavista, MTV3, справочник газет.
– Американская информационная служба.
– Виртуальная библиотека для
общеобразовательных школ. Ее автор – Анука
Талья, профессор факультета информационных
технологий Университета в Юваскюля.
Умение пользоваться поисковыми функциями ребята
приобретали постепенно, помогая друг другу и
обращаясь за советом к родителям.
Каждый ученик выбирает время и место для
предоставления своих ответов в течение всего
виртуального дня, последний срок – 23.55. Да-да! До
полуночи. Все носятся по школе в поисках
свободных компьютеров и подходящих программ для
собственных исследований. Исследований по теме
«Озон». Почему именно озон? Просто такова тема
сегодняшнего дня на основании учебного плана,
которого желательно все-таки придерживаться.
Какова роль озонового слоя? Из чего он состоит?
Какие могут быть последствия истощения
озонового слоя для атмосферы Земли?
Многие вопросы ученики могут обсудить с
настоящими экспертами в режиме оn-line. На
собственном опыте ребята проверяют широко
рекламируемые равные и беспрепятственные
возможности общения через Интернет: послали,
например, вопросы по электронной почте
генеральному директору почтовой службы
Финляндии, известному журналисту – специалисту
по вопросам Интернета, профессору по обучающим
технологиям. Получили ответ. Ученики школ Японии,
Флориды, Австрии и Голландии поделились своими
мыслями о будущем. Главный администратор
Библиотечного общества Финляндии изложила свои
взгляды относительно роли книг и библиотек в
новом тысячелетии.
Все результаты обрабатываются и представляются
в виде отчета на школьных web-страницах. Кроме
заданий, выполняемых с помощью Интернета,
программа включает выпуск собственной газеты и
видеофильма. К таким глобальным проектам нередко
подключается вся семья. Порой дети учат своих
родителей. Успешное выполнение задания
виртуального дня требует разделения труда,
взаимопомощи и взаимного обучения.
Электронная почта тоже стала знакомой практикой,
и ученики даже рассылают поздравления на
праздники по списку. Виртуальный класс имеет
постоянный список адресатов, составленный не без
участия родителей. «Почтовые» сообщения часто
потом идут именно к ним, на рабочие места.
Родители довольны, это реальная помощь, а кроме
того, теперь они знают больше о том, что
происходит в школе.
Мы заметили, что в основном работа строится на
взаимовыгодных основаниях. Так, на «Родительских
вечерах» ученики объясняют некоторым взрослым
основы информационных технологий, а один папа
помог организовать видеоконференцию в
Интернете. Правда, при необходимости опыт
родителей используется самым бессовестным
образом.
Елена Елетинен надеется, что все больше учителей,
родителей и учеников будут вовлечены в этот
процесс:
– Когда молодые люди закончат школу, они все
равно смогут продолжать учиться, поскольку
владеют определенными навыками и умеют работать
самостоятельно. Мы будем продолжать совместное
общение и совместную работу даже через много лет
после выпуска.
А вот мнение ребят:
– Такая деятельность укрепляет командный дух
класса. Это просто здорово! Самое главное –
желание помочь друг другу. К тому же все опасения
по поводу нашего здоровья кажутся нам
напрасными. Нас вовсе не нужно заставлять ходить
на физкультуру. Мы с удовольствием тренируемся,
играем в бейсбол самостоятельно. Это доказывает,
что занятия информационными технологиями не
убивают интерес к физическому развитию. Хотя
некоторые люди боятся, что так может произойти.
Учителя с трудом скрывают восторженное
удивление:
– Ученики работали чрезвычайно упорно и
получили удовлетворение от своей работы. Когда
вечером в школу зашли родители, они были поражены
тем усердием, с каким ребята выполняли задания.
Ученики не ушли домой в 8 вечера, а некоторые
оставались до 11 часов. Мы же были просто измотаны.
– Если бы все обучение проходило так, то
общеобразовательную школу заканчивали бы
успешнее и быстрее, – говорит Елена Елетинен. –
Но часто учителю очень трудно поверить в то, что
не нужно все время стоять над учеником или
угрожать ему наказанием, чтобы получить
результат.
По материалам сайта www.mankkaaya.fi
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|