ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Наверное, мы так никогда и не сможем
договориться, что следует понимать под хорошим,
настоящим образованием.
От этого все наши бесконечные споры в стенах
обыкновенных школ – панельных трехэтажках и
пятиэтажках с множеством шумящих учеников. От
этого же перемещение споров в пространство
виртуальной педагогики. Школьных стен нет, зато
есть живые дети, образование которых по-прежнему
нас заботит. И мы все время сталкиваемся с двумя
абсолютно противоположными учительскими
позициями – преподавателя, который несет
предмет ученикам, и педагога, воспитателя,
идущего к детям, которому дети с их собственными
мыслями и чувствами (а не только предмет!)
интересны прежде всего. Сто раз об этом говорили
в реальной школе, и вот теперь в новой, еще почти
не существующей виртуальной школе проблемы те
же. Ребенок лучше усваивает знания, если учитель
передает их ему, увлекая интересной лекцией,
считает Анатолий Витковский. Да нет же, самые
крепкие знания те, что дети приобрели сами, в
самостоятельной, ответственной, активной работе,
возражают московские и финские учителя,
превращающие при помощи Интернета обычные
школьные уроки в серию детских проектов. И дети
говорят: «Если бы все уроки были такие!»
Мы не спорим, у каждой позиции есть свои весомые
аргументы. Наверное, потому разговор этот и в
самом деле бесконечен. Наверное, потому, создавая
новый образ школы, мы пытаемся сочетать личное
серьезное общение ребенка со взрослым и его
самостоятельную образовательную работу в Сети.
Но почему-то нам кажется, что настоящее
образование все-таки то, к получению которого ты
сам приложил максимум усилий.
Пять шагов, пять встреч на пути к
нашему проекту
И три школы, которые уже готовы выйти в
новое педагогическое измерение
Из дневника виртуальной школы,
которая живет пока только в проекте.
Начало читайте, пожалуйста, в № 70
Интересно жизнь устроена: сегодня
вроде бы все придумали, обо всем договорились,
друг друга поняли, даже начали действовать, а
потом вдруг – раз! – и повернули в другую
сторону. Проект нашей виртуальной школы именно
так и создавался. Сначала, еще в августе, школу
обсуждали на международном педагогическом
фестивале вместе с учителями из Европы и Америки,
потом, собравшись с тьюторами и ребятами в
редакционной комнате, начали работать над
созданием компьютерных предметных курсов, а
потом... Потом будто всего этого и не было –
совсем другой поворот.
Встреча первая
На Международной выставке компьютерных
технологий мы познакомились с представителями
Федерации интернет-образования. И тут же по их
приглашению отправились в гости. Рассказываем о
проекте нашей виртуальной школы:
– У вас, ребята, замечательный проект, но
федерация занимается обучением учителей, а вы с
детьми работаете. Так что, к сожалению, не знаем,
чем можем быть вам полезны.
Мы поняли, что ошиблись адресом и наша
виртуальная школа здесь не нужна.
Но все-таки мы не разуверились, что
“компьютерным людям” в конце концов понравится
наш проект. Ведь так хорошо придумали, смело
взялись приспособить содержание школьного
образования к самостоятельным занятиям ребят,
начали разрабатывать концепции нескольких
школьных предметов, устроили форум на
web-страничке. Что еще надо для виртуальной школы?
Встреча вторая
– Приходите, поговорим, – пригласил нас
руководитель образовательной платформы
“Формоза” Армен Давтян.
Оказывается, мы ему нужны как работники.
Программисты этой известной компьютерной фирмы
придумали хорошую программу, которая помогает
учителям работать с детьми в компьютерном классе
и здесь же изучать не только информатику, но и
любые другие школьные предметы. С помощью этой
программы можно и новый материал объяснять, и
опрос проводить, и экзамен устраивать. Но вот
содержание... Содержание курсов, по мысли авторов,
учителя сами должны придумывать согласно
школьным стандартам и вставлять в программу. Но
что-то пока не так много желающих это делать.
– Может, вы попробуете? – спросили нас.
И мы... согласились, хотя, конечно, ученикам
виртуальной школы эта работа вряд ли пригодится.
Ведь им, по нашим убеждениям, самим хотелось бы
докапываться до нового материала, самим
определять собственные учебные достижения и
самих себя экзаменовать. А тут все это опять
будут делать учителя.
Встреча третья
Иногда приходится бросить все дела и
отправиться в командировку. На этот раз был
провинциальный город Ефремов Тульской области –
маленький, старинный, с музеем Ивана Бунина,
домашними кроликами почти в каждом дворе и с
начальной школой, которая носит имя итальянского
педагога Марии Монтессори. Инициатив по созданию
таких школ у нас в России всего десять. Эта,
ефремовская, в их числе. Спросите: при чем здесь
виртуальная школа? Очень просто: в школе
М.Монтессори все так устроено, что дети учатся
абсолютно самостоятельно, а учителя организуют
образовательную среду, придумывают
разнообразные дидактические пособия. Нет ни
классов, ни уроков. Целый день все живут вместе. И
каждый с энтузиазмом свободно учится. Даже
перемены не нужны. Компьютер в монтессори-школе
стоит между книжками и коробками с материалами.
Дети с его помощью, например, учат таблицу
умножения и просят другие учебные программки
поставить. Учителя им говорят: вот придумаем и
поставим... Чем не виртуальная школа?! На
предложение войти в наш проект и ребята, и
учителя сразу закричали: “Ура! Хотим!” А Ольга
Александровна Кузнецова, директор школы,
засомневалась: неужели разрешат? Она имела в
виду, что и так перед любой комиссией приходится
монтессори-школу срочно в обычную переделывать,
а тут на виртуальную замахиваемся.
Встреча четвертая
Пришло письмо с Чукотки. Туда
отправилась команда наших друзей, которая еще
летом на корабельном фестивале новых школ
предлагала модель переустройства школьного
образования в Анадыре. Упор там делался на
дистанционное образование и постепенный переход
к самообучению и саморазвитию чукотских детей
согласно их национальным особенностям.
Предлагалось начать не только со школы, а взять в
оборот анадырскую станцию юных техников. Тем
более что там есть преподаватели, закончившие
курсы Федерации интернет-образования. А ребята
туда приходят из всех трех городских школ
исключительно из-за собственного интереса. И
занимаются все вместе – и большие, и маленькие.
Выходит, что станция юных техников тоже на
виртуальную школу похожа.
Встреча пятая
Знаменательный день. К нам в редакцию
пришли учителя 71-й московской школы вместе со
своим директором Наталией Тимофеевной
Шевыриной. Слово за слово, и выяснилось, что
главная проблема у них – дети в школу ходить не
хотят. На турслет – пожалуйста, в мастерскую –
всегда готовы, на компьютере поработать –
очередь. А с уроков сбегают. 63 ученика перешли на
домашнее обучение. Родители говорят: учиться
хотят и могут, а в школу ходить не желают. Что
делать?
Понятно, сказали мы. Думаем, ваша школа скоро
станет виртуальной. Может, дальше попробуем
вместе работать? А смогут ли учителя с ребятами
иначе построить уклад своей школьной жизни –
так, чтобы на смену урокам пришла какая-нибудь
иная учебная деятельность? Можно ведь придумать
образовательные путешествия, социальную
практику или проекты строить.
– Предлагаете начать новую жизнь? И тут мы
поняли: надо, чтобы реальные учителя и реальные
дети из самой что ни на есть реальной школы
придумали бы проект нашей виртуальной школы и
смело взялись за его осуществление.
Мы собрали в редакции всех трех директоров уже
знакомых вам школ и оформили этот проект. И ни у
кого не возникло сомнений, что он должен быть
именно общий, а не для каждой школы свой, потому
что все хотели работать по одному плану, помогая
друг другу, а не соревнуясь. Ефремовская школа
поможет московской и анадырской перестроить
начальную и детский сад, перейти от уроков к
самостоятельной учебной работе; 71-я московская
готова пригласить всех к участию в своих
образовательных путешествиях и проектах, где
каждый из детей может вести свою линию, защитить
свой учебный проект, а анадырская станция юных
техников попытается помочь всем трем учебным
заведениям наладить компьютерную связь и будет
строгим экспертом и испытателем виртуальных
предметных тренингов.
Словом, проект был написан по всем правилам: с
гипотезой, актуальностью и планом работы по
годам. Мы представили его на суд движения
инновационных школ “Эврика”. Подумали: вдруг
наш проект понравится и нам присвоят статус
федеральной экспериментальной площадки. Тем
более что если бы удалось осуществить его силами
трех таких разных школ, живущих на таких разных
территориях, то наверняка у него нашлись бы
десятки, а то и сотни последователей.
Продолжение следует
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|