Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Ведущая рубрики ИУМ
Ольга Милославовна ЛЕОНТЬЕВА

Эти стандартные  нестандартные дети...

Эта тема была предложена для обсуждения Институтом учительского мнения (“ПС” № 78 от 3 ноября). И вот какие ответы на наши вопросы мы получили.

Честно говоря, задавая первые вопросы, мы немного побаивались: напишете ли? Ведь со времени последних выходов рубрики “Институт учительского мнения” прошло немало времени и многое изменилось: жизнь стала другой, забот прибавилось, да еще катастрофическая нехватка времени отучает нас писать письма...
Поэтому, когда пошли первые звонки (с просьбами дождаться писем по почте) и письма, мы очень обрадовались. Сначала планировали отдать ИУМу одну страницу газеты, но ответов собралось столько (и письма были такими интересными, а разговор содержательным), что сегодня мы решили предоставить ему целый разворот. Среди тех, кто участвует в сегодняшнем разговоре, есть наши старые друзья и совершенно новые имена. Правда, жаль, что мнений учеников и их родителей пока мало, но надеемся, что со временем вы поможете включить и их.
Некоторые учителя попросили не называть в газете их имен – по разным причинам. Кто-то не хочет, чтобы осложнялись отношения в коллективе, другие прислали очень откровенные личные истории. Мы выполняем их просьбу. Если у вас возникнут похожие проблемы, напишите: мы понимаем, что есть истории, которые трудно описать от своего имени по разным соображениям.
Следующая тема Института учительского мнения будет посвящена учителям. Следите за ближайшими номерами “Первого сентября”!

1. Есть ли у вас в классе дети, с которыми особенно сложно? Чем именно они трудны для вас?

Особенно сложно работать с детьми из семей беженцев, которые появились в последнее время. Они очень сильно отстают, поскольку либо учились по другим программам, либо уже давно совсем не учились.

***

Трудные дети – это подростки, как правило, мальчики, которые перестали учиться. Им это неинтересно, и их уже нельзя ничем запугать.

***

Трудно с неуравновешенными детьми.

***

Очень трудно работать с детьми из семей “начальников”. Они уверены, что папа все равно все уладит, и поэтому позволяют себе что угодно, а рычагов воздействия у учителя нет никаких.

Группа учителей
пос. Одинцово, Моск. обл.

От учителя требуется, чтобы дети усвоили общеобразовательный минимум, поэтому вполне естественно, что трудности на уроках чаще возникают со слабыми учениками. Однако мне кажется, что зачастую они просто не способны этот минимум усвоить.

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Наверное, дети просто обладают особым взглядом на мир. Часто им не хватает жизненного опыта, а свои взгляды они формулируют прямолинейно, жестко. В нас заложено понятие “должен”, а они свободно пользуются понятием “хочу”. Ребята относятся к жизни легче, чем мы. Для того чтобы мы могли работать эффективно, нам, учителям и детям, нужно уметь приходить к общему мнению.

Татьяна Зубарева, учитель
Вятская гуманитарная гимназия
Киров

Трудно работать с любыми детьми, но есть такие, которые выделяются из общей массы, кто настроен только на самих себя. Мнение других людей (не только педагогов, но и одноклассников, родителей) их не интересует. Особенно трудно, когда учитель входит в класс, а ребенок отгорожен стеной собственного мнения. Что бы ни сказал учитель, для такого ученика – это лишь повод для противостояния.

Станислав С.
Псковская обл.

Как и во всех школах, у нас есть ученики, с которыми особенно сложно работать. Но это не их вина, а, как правило, взрослых. У нас есть много детей, родители которых пьют. Квартиры в нашем городе (90 км от Москвы) дешевле, чем в столице, и они продают московские, покупают в нашем городе, а разницу пропивают. Дети у таких людей озлоблены на жизнь, ведь долгое время они были предоставлены сами себе. Именно они самые сложные ученики нашей школы.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Я думаю, что у нас в прогимназии нет детей, с которыми особенно сложно работать. Бывают, конечно, ребята со сложным характером, но мы стараемся решать проблемы каждого, привлекая для этого педагога-психолога, который работает в тесном контакте с учителями.

Людмила Альховикова, учитель
Краснодар

В нашем классе есть странные ребята, но их не очень много. Они разговаривают не так, как все: могут на уроке громко выкрикнуть что-то несуразное, засмеяться, когда никому не смешно. Мне сложно, потому что я не могу с ними нормально дружить, общаться, только посмеяться иногда над ними.

Василий Л., ученик 10 класса
Москва

Большинство учеников нашего класса тоже сложные дети. Сложности в основном у нас во взаимопонимании с родителями – они нас не понимают, а мы их.

Ответы учеников 7 класса
Красногорск

Каждого ученика, и это касается не только маленьких детей, но и взрослых личностей, характеризует такой параметр, как оптимальная скорость восприятия информации. Это означает, что если учитель говорит со скоростью 60 слов в минуту, то для каких-то учеников это будет слишком много, перегрузка, а для каких-то слишком мало. Что произойдет в том и другом случае? В первом случае ученик, не будучи способен успеть за материалом, потеряет нить рассуждений и скорее всего займется своими делами. Естественно, он будет мешать учителю. Во втором случае ученику будет просто неинтересно слушать (один из вариантов – если он этот материал уже знает), и он также станет мешать на уроке.

Сергей Исаков, специалист
по теории информации, отец двух детей

 

2. Как вам кажется, есть ли некоторые общие правила при работе с учениками, которые ведут себя не так? Если они есть, сформулируйте, пожалуйста, свои.

Я думаю, есть некоторые общие правила работы с такими ребятами. Сначала нужно внимательно изучить поведение конкретного ученика в разных ситуациях и найти, что ему действительно интересно, что он может делать хорошо. После этого нужно попытаться показать ребенку, насколько богаче и интереснее будет его жизнь, если он попробует что-то изменить в своем поведении. При этом его нужно больше хвалить, но обязательно заслуженно!

Наталья Касицина
Санкт-Петербург

Общее правило, на мой взгляд, выражено наиболее четко в поговорке “Терпение и труд все перетрут”. Быстро ничего не бывает. Учителю нужно огромное терпение, чтобы не сорваться, не подломить ученика, а объяснить, что существуют и другие выходы из ситуации, другие правила.

Станислав С.
Псковская обл.

Главное правило при работе с любыми детьми – это доброта и индивидуальный подход. Когда ребенок одинок и озлоблен, отогреть его можно только хорошим отношением. Иногда скажешь доброе слово, и он для тебя сделает все.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Я думаю, что общих правил при работе со сложными ребятами нет. Часто их оставляют после уроков, пытаются им объяснить новый материал. Но в большинстве случаев это не приносит результатов. Хотя при изучении нового материала многие с радостью идут на урок, но потом интерес теряется. Почему?

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Главное правило: с каждым ребенком нужно работать отдельно, решать именно его проблемы, а не проблемы вообще.

Людмила Альховикова, учитель
Краснодар

Влиять на ребенка таким образом, чтобы ни воля, ни ум его, ни чувства при этом не порабощались, а, наоборот, делались бы еще свободнее, независимее, самобытнее. Побуждать ребенка к смелому, самостоятельному пользованию своими силами, так как только самостоятельный ребенок может завоевать свое звание свободного человека. Истинный педагог будет помогать ребенку самостоятельным творческим путем доходить до раскрытия законов нравственности, до открытия истины и воплощения красоты.

Татьяна Пузыни, учитель музыки
Москва

С такими учениками можно работать, если загрузить их внимание настолько, насколько они способны воспринять, однако для учителя практически невозможно давать всем ученикам в классе материал индивидуально. Искусство учителя в том и состоит, чтобы как-то решить эту проблему. Такие методы существуют, их немало. Хотя для дела, может быть, было бы полезно просто рассортировать учеников: послабее – в один класс, посильнее – в другой (к примеру, лицейский). Но каково же самим детям, которых причислили к умственно отсталым?!

Сергей Исаков, специалист
по теории информации, отец двух детей

Я сам себя везде, на каждом уроке веду не так: смеюсь часто. Тогда меня выгоняют, и все. А я не плохой, у меня просто необходимость такая – в смехе. Я вовсе не хочу обидеть учителя и уйти с занятий, я хочу учиться. Просто мне весело. Я думаю, нет правил при работе с ребятами, которые ведут себя не так.

Василий Л., ученик 10 класса
Москва

3. Всегда ли дети, которые больше всего мешают на уроках, – слабые ученики?

У меня сейчас два одиннадцатых класса. В одном мой предмет почти все ученики знают на “отлично”. Всегда выполняют задания, старательно занимаются. Но каждый раз, когда я иду к ним на урок, чувствую сильное напряжение – они так и остались чужими. В другом классе много слабых учеников, но они всегда так радуются каждой нашей встрече! И эта радость, поверьте, взаимна. Мне легко в этом классе. Кажется, там меня действительно понимают. Похоже, нет сильных и слабых учеников – есть твои ученики и те, кто попал к тебе волею случая, но так и не стал учеником.

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Все ученики трудны для учителя, и совсем не обязательно трудный ученик – слабый. Нередки случаи и плохого поведения отличников, особенно преуспевающих.

Сергей Исаков, специалист
по теории информации, отец двух детей

Ученики могут быть сильнее, слабее, бывают просто не в настроении. Но это задача наша, учителей, понять, что же произошло, и принять ребенка таким, какой он есть. Это и есть главное правило при работе учителя – стремиться понять своих учеников.

Татьяна Зубарева, учитель
Вятская гуманитарная гимназия
Киров

Нет, далеко не всегда. Часто это умнейшие дети, схватывающие все на лету, но очень сложные во взаимоотношениях с людьми.

Станислав С.
Псковская обл.

У одаренных детей более высокие требования и к учителям, и к занятиям. Поэтому учителям, безусловно, сложно с ними. Но это не значит, что эти дети – трудные. Просто они, как и все другие, неповторимые и требуют особой работы от учителей и психологов.

Людмила Альховикова, учитель
Краснодар

 

4. Как вы думаете, легко ли такому ребенку в школе? С какими трудностями он сталкивается?

Конечно, такому ребенку в школе очень трудно, если каждый день по 6–7 уроков и на пяти из них он ничего не понимает. Чем он может заняться в это время? Может спокойно сидеть и думать о своем. А может болтать с соседями, мешать учителю и той части ребят, которые стараются заниматься. Часто учителя не выдерживают, называют ребят лентяями, дебилами и так далее... Разве может быть легко тому, кого в любой момент могут оскорбить?

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Такому ребенку в школе трудно, наверное. Школа – это все-таки система, предусматривающая общую работу, общие подходы. Почти всегда школа работает на массу, а не на личность. Но я считаю: если такого ребенка школа не сломала, то именно у него есть наилучшие шансы потом устроиться в жизни. Эти дети, кого часто называют сложными, уверены в себе, не перегружены комплексами и мелочами... Но школа – это не испытательный тренажер, пройдя который самые сильные станут самыми счастливыми. Человек может проходить подобную закалку и в других условиях.

Станислав С.
Псковская обл.

 

5. Часто ли школа готова поддержать ребенка, у которого проблемы? Чем, на ваш взгляд, она может ему помочь?

Не знаю, чем может им помочь реально существующая школа. Мне нравится образовательная система Саммерхилла (свободная английская школа с демократическим соуправлением), но вряд ли это можно транслировать в общеобразовательную школу.
Сегодня школа часто поддерживает таких детей странным образом: после уроков оставляют, проводят дополнительные занятия. Но я не думаю, что вызов на совет школы или перенос экзаменов на осень является поддержкой для ребят.

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Нет, не часто школа может помочь таким детям. Мне кажется, здесь вообще нельзя говорить о школе, это скорее исходит от педагога.
Школа – махина и никогда не сможет работать на отдельно взятого ребенка, ему могут помочь только конкретные педагоги или группы учителей. Интересно, что, как правило, если такие учителя были в жизни “трудного” ребенка, он после окончания школы любит туда приходить и нередко со смехом вспоминает: “А вы помните?” – значит, учителя этой школы смогли его когда-то поддержать.

Станислав С.
Псковская обл.

Школа вообще не готова поддержать нас, когда есть проблемы.

Ответ учеников 7 класса
Красногорск

 

6. Нужно ли перевоспитывать таких детей? Удается ли это? И если не удается, то почему?

Что значит перевоспитывать? Научить предмету? Заставить спокойно сидеть на уроках? Мы часто “три” пишем, а “два” в уме. Как надоел этот пресловутый образовательный минимум! Я думаю, этих детей не нужно перевоспитывать, это наша проблема, а не их. А спокойно и тихо бывает только на уроках авторитарных учителей.

Наталья Алтынникова, учитель
пос. Нахабино, Моск. обл.

Перевоспитывать – значит ломать. Ребенок проводит в школе далеко не большую часть своего времени, он не только учится, но, как это ни странно звучит, еще и живет...
Школа не должна перевоспитывать, она должна расширять мировоззрение, тогда у каждого ученика появится шанс на некоторые изменения. Но это должен быть его выбор, его решение. Школа может лишь раскрыть ребенку глаза на мир, а уж от него самого зависит, изменяться или нет.

Станислав С.
Псковская обл.

У нас это удается, потому что коллектив добрый, доброжелательный. Правда, это нельзя, наверное, назвать целенаправленным перевоспитанием. Просто доброта помогает детям взглянуть на мир по-иному, тогда они сами себя начинают перевоспитывать.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Думаю, что это совершенно бессмысленно, против природы не пойдешь. Если ученик не слушает учителя, тот должен понять, отчего, и найти подход к нему.

Сергей Исаков, специалист
по теории информации, отец двух детей

Меня не надо перевоспитывать, а других надо, но чуть-чуть. Иногда они ничего не знают, с ними почти никто не дружит. Наверное, им трудно так жить.

Василий Л., ученик 10 класса
Москва

 

7. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать ребенок, который идеально подходит школе?

Идеальных детей, на мой взгляд, нет и быть не может. Мы не должны думать об идеале, общаясь с реальными, такими разными детьми.

Елена Колосова, учитель
Красногорск

С точки зрения классической школы идеальный ученик – тот, который всегда послушен, готов выполнять любые поручения взрослых, много занимается дома. Но я не хочу, чтобы у меня были такие ученики, и таких, слава Богу, не бывает.

Станислав С.
Псковская обл.

Идеальный ученик должен быть добрым, понимающим людей, готовым помогать другим. А научить – мы научим каждого в меру его способностей и возможностей. Главное – человеческие качества. Есть дети умные, но жестокие. Это, по-моему, страшнее.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Ученик, идеально подходящий школе, учится на одни пятерки, спортом занимается, от школы ездит на конференции и всем показывает свои достижения. На самом деле он показывает, какой он умный, а все думают, что школа такая хорошая. Учителя его хвалят, а одноклассники часто недолюбливают.

Василий Л., ученик 10 класса
Москва

 

8. Какой должна быть школа, которая идеально подходит каждому ученику?

Идеальная школа – это школа свободного выбора, когда каждый ученик может выбирать занятия, на которых ему интересно, которые важны лично для него. Думаю, сегодня есть шанс построить такую школу, только это очень трудная задача.

Станислав С.
Псковская обл.

Идеальная школа должна предоставлять детям право выбирать предметы, учителей, форму работы и индивидуальный темп. На Западе даже пытаются создавать школы для “жаворонков” и “сов”. Думаю, это тоже вполне логично. К сожалению, сегодня у нас вряд ли удастся создать такую школу – мы живем в другой реальности.

Татьяна Зубарева, учитель
Вятская гуманитарная гимназия
Киров

В идеальной школе образование должно быть, как в большой хорошей семье. В одном классе дети разных возрастов учатся вместе, помогают друг другу, а учитель, как мама или папа, помогает, когда это нужно, поддерживает, заботится о своих учениках.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Это школа, в которой учитель понимал бы, что в каждом конфликте в первую очередь виноват он. В этой школе расписание должно быть построено исходя из интересов детей. Недавно директор нашей школы попросила ребят написать, что такое добро и зло. Многие ученики написали, что учителя их не понимают, недооценивают. Для нас это очень грустно, ведь учителя должны помнить, что они приходят в школу ради детей, а не наоборот. Школа, в которой все учителя об этом помнят, и есть, наверное, идеальная...

Елена Колосова, учитель
Красногорск

Идеальная школа – это когда учителя никогда не повышают голос.

Ответ учеников 7 класса
Красногорск

Идеальная школа – красивая, с хорошей мебелью, с оборудованным спортивным залом. Учителя должны дружить между собой, приглашать детей в гости. В старшей школе нужно давать право выбора занятий, а с первого класса можно позволить выбирать тем, чьи родители хотят разрешить детям свободный выбор. У учителей не должно быть любимчиков, ко всем они должны относиться одинаково.

Василий Л., ученик 10 класса
Москва

 

9. Часто ли совпадают мнения взрослых и детей в отношении трудного ребенка? Как вы думаете, почему?

Не очень часто, потому что дети воспринимают таких ребят как лидеров, чувствуют их внутреннюю силу, считают людьми, достойными подражания. И это понятно – эти дети меньше закомплексованы, открыто общаются со взрослыми. Учителям именно поэтому с ними трудно, а ровесники, напротив, за это их и уважают.

Станислав С.
Псковская обл.

Часто именно трудные дети становятся лидерами. Думаю, что их и считают трудными иногда именно из-за того, что остальные ребята их слушают больше, чем учителей, восхищаются ими: ведь они говорят то, что думают, никого не боятся. У детей создается ощущение, что этим ребятам все можно.

Светлана С., учитель
Орехово-Зуево

Мнения взрослых и детей не совпадают никогда. Потому что взрослые выросли в другое время, для них главное – это учиться, учиться, учиться, и все.

Ответ учеников 7 класса
Красногорск

Извините, но вопрос непонятен. Взрослые в любом случае мудрее детей, особенно в вопросах педагогики.

Сергей Исаков, специалист
по теории информации, отец двух детей

 

10. Как складывались ваши отношения со школой? А ваших детей? Чем вы это объясняете?

Я училась без троек, но была очень проблемным ребенком. Моя мама иногда боялась ходить на родительские собрания. При этом я была лидером. Дочка училась нормально, но постоянно говорит, что ей было ужасно трудно, потому что она – ребенок учителя. Наверное, если бы она не училась в школе, где я работаю, ее жизнь могла бы сложиться совсем иначе.

Елена Колосова, учитель
Красногорск

Я была хорошей ученицей, председателем совета дружины школы, и горжусь этим. Плохого ученика не выбрали бы на это место. Моя дочь тоже учится хорошо, с интересом. Может быть, потому что мама – учитель, я не знаю.

Людмила Альховикова, учитель
Краснодар

Я училась в школе хорошо, по принципу “Делаю хорошо, потому что нравится, а остальное – потому что должна делать хорошо”. Только после школы поняла, как важно ближе знать своих учителей и вне уроков. Во многом мы, ученики, были не правы, думая, что наши педагоги и в обычной жизни такие же строгие, чужие, как на уроках. Уверена, что учителя, не общающиеся с ребятами после уроков, сами обкрадывают себя, создают лишние трудности.

Татьяна Зубарева, учитель
Вятская гуманитарная гимназия
Киров

Я учился ровненько, не был трудным ребенком. Дочь далека от идеала – она воспринимает школу как нечто неотвратимое. Сколько бы мы ее ни трясли, заставляя заниматься уроками побольше, она уделяет школе ровно столько времени, сколько нужно, чтобы удержаться на плаву, то есть учится средненько, без троек, особо нигде не выделяясь. Может быть, она просто другая, не такая, как ее родители, а может, это связано с новым обществом, в котором она растет. Сегодня она видит, что жизнь гораздо многообразнее, чем школьные уроки, что далеко не все отличники выбиваются в жизни, что порой важнее не знания и отметки, а хороший характер. Это действительно здорово, что уже в школьные годы моя дочь может понять, что жизнь многоцветна.

Станислав С.
Псковская обл.

 

Меня называют ребенком с неадекватным поведением...

Мне сложно учиться рядом с теми, кто стучит на друзей учителям: у нас в классе была одна такая девочка. Она рассказывала учителям обо всем, что происходит. Однако учителя и взрослые называют меня ребенком с неадекватным поведением. А я даже и не знаю, как это можно объяснить – то ли это какое-то ненормальное поведение, то ли я просто неуравновешенный человек. А на самом деле я обыкновенный парень, только люблю пошалить. Например, я просто не могу удержаться, когда кто-то скажет что-то смешное. А мне за это ставят двойки, вызывают к директору, выгоняют из класса. В конце прошлого учебного года я поссорился с одной учительницей. Пацаны начали во время урока играть, а я даже в их игре и не участвовал. Она в это время писала на доске, обернулась, увидела, что бумажка попала в меня, и приказала идти к директору. Я сказал, что не виноват, она накричала на меня, я все равно отказался идти к директору. Учительница начала обзывать меня дураком, велела убираться из класса. Я послал ее – нет, не матом, просто сказал: “Да пошла ты!” Я даже себя виноватым не чувствую, хотя знаю, что говорить так нехорошо – она сама меня довела своим криком, и я ей ответил тем же.
После этого случая учительница рассказала об этом всем учителям, и все стали ко мне плохо относиться. Тогда я решил перестать ходить в школу: зачем сидеть на уроках, когда учителя ставят двойки просто так, обзывая меня дураком. Раньше по предметам у меня были четверки и пятерки, а теперь одни двойки. Однажды мы писали предэкзаменационную работу. Мы написали одинаково с моим другом (даже сверили работы), ему поставили четыре, а мне – три. На самом деле мы оба списывали – просто он ведет себя на уроках лучше, чем я.
Тогда я перестал ходить в школу вообще. Однажды я перегулял, опоздал на последнюю электричку и пришел домой на следующее утро. Дома был скандал: родители узнали, что я прогуливаю школу, да еще и ночевать не пришел. Каждое утро говорил, что иду в школу и вернусь вовремя, но сам знал, что пойду гулять и вернусь, когда захочу. Меня держала только музыкальная школа – я играю на кларнете, это был последний год учебы. В этой школе мне всегда было интересно. Там у меня много друзей среди ребят и преподавателей. Как бы ты ни учился, там все относятся к тебе дружелюбно. Кажется, им с нами было так же интересно, как и нам с ними. Так продолжалось несколько месяцев: я прогуливал общеобразовательную школу, учился в музыкальной, редко приходил домой ночевать. Потом я и музыкальную начал прогуливать, променяв ее на компьютерный клуб. Но это случалось редко. И тогда я понял, что прогуливаю по инерции: никак не могу остановиться. Пока сам не пойму что к чему, никто не может на меня повлиять: ни учителя, ни родители, ни психологи и даже психотерапевты. Родители тогда перепробовали все, мне же было только смешно.
Мне кажется, что учителя хотят видеть в школе учеников, которые учат все уроки (зазубривают, даже не пытаясь ничего понять), доносят на своих друзей (такой способ нужен учителям, чтобы быть в курсе всех школьных дел). Они тихо сидят на уроках, не задают вопросов, учат все дома. Их обычно не любят одноклассники и называют ботанами. Есть и другие, тоже “подходящие” школе и учителям ученики, – те, кто быстро все понимает, легко задает вопросы. Им просто интересно учиться. Они обычно помогают остальным, к ним все хорошо относятся.
Идеальная школа? Там должно быть интересно каждому ребенку, но я думаю, такого быть не может. Я не могу ее описать, но там ребенку должно казаться, что он вообще не в школе: вместо предметов – возможность участвовать в разных играх, где интересно, и при этом незаметно учиться. Одновременно там должна быть возможность научиться тому, что нужно каждому ребенку. Только вряд ли такое возможно. А жаль.

Антон М. 10 класс

 

Эти слова в один миг перечеркнули мои добрые отношения с учительницей

В школе я всегда училась хорошо, особенно любила биологию. Когда к нам пришла молодая учительница, я очень обрадовалась: на ее уроках можно было не бояться высказывать свое мнение, спорить, учиться не только по школьным учебникам, а биологии во всем ее многообразии и неповторимости. Но однажды, в девятом классе, моя подруга сказала что-то смешное, и мы громко рассмеялись. Тон учительницы резко изменился, и она спросила с издевкой: «Почему это вы смеетесь посреди урока?» Мы честно ответили, что рассмеялись просто так. «Смех без причины – признак сами знаете чего» – эти слова перечеркнули в один миг наши добрые отношения. До окончания школы я так и не смогла простить ей этих слов. Лишь после окончания института я нашла в себе силы объясниться и простить...

Инна М., Московская обл.

 

Сегодняшняя школа любит послушных, исполнительных, зубрилок

Я рада вашему обещанию дождаться писем и по почтовому адресу газеты. Компьютеров у нас нет и в ближайшие годы, я думаю, не будет, а участвовать в разговоре очень хочется. Люблю эти неспешные, душевные разговоры, ведь именно с ИУМ начался мой роман с газетой, который длится вот уже семь лет.

1. Такие дети есть в каждом классе. Обо всех не расскажешь, а об одном попробую. Его зовут Саша. Он на дух не выносит мои уроки русского языка и безумно радуется, если урок по той или иной причине отменяется, несется домой вприпрыжку, а через два часа я вижу в окно, как он пересекает деревенскую площадь – торопится на мой кружок, в котором является моим заместителем и ведет рубрику ИРМ (институт ребячьего мнения, есть такой при нашей школьной стенгазете “Росток”.
На уроках мне с ним трудно потому, что его желания и возможности никак не совпадают. Он хочет хорошо учиться, но не умеет этого делать. Он не сформировал в начальной школе два, на мой взгляд, самых важных навыка – навык разборчивого письма и вдумчивого (или тоже разборчивого) чтения. Мне бы в пятом классе отодвинуть в сторону все программы и начать с нуля, т.е. научить его сначала читать и писать. А я не посмела этого сделать. Вот и отправились в путь с неподъемным грузом. Я с него сочинение спрашиваю, а он не может, я щелкаю кнутом (двойкой!), он напрягается и пишет. Я пытаюсь прочитать – и не могу! Обоюдное горе, только вот в его руках нет кнута, чтобы ответить мне тем же, поэтому выражает свой протест внешними действиями – то дневник швырнет, то парту двинет.

2. При работе с учениками, подобными Саше, главное правило – терпение и понимание. А еще – постоянный поиск способов того, как облегчить его неподъемный груз. Все пишут упражнение, а ему дать возможность работать с карточкой – вставить буквы и расставить знаки препинания. Читают все повесть, а ему дать кусочек, но зато самый интересный.

3. Я бы никогда не решилась дать Саше определение “слабый ученик”. Это слишком прямолинейно. Две его “слабости” я назвала, но могу назвать десяток сильных сторон, которые, к сожалению, в современной школе мало востребованы. Саша очень аккуратный и бережливый. Он умеет задавать такие вопросы по произведению, что именно их я часто делаю темой урока и работу с ребятами строю по принципу: раз Саше интересно, значит, и остальных затронет.
Он очень любит играть, и любой игровой урок благодаря его азарту превращается в красочное зрелище. Если на таком уроке бывают люди посторонние, они именно ему присуждают титул самого активного игрока. Он любит ухаживать за девочками и вопреки своей экономности, порой граничащей с жадностью, угощает их конфетами. А в минуты душевной благодарности перепадает и мне, я ценю эти моменты, считая их вершинами своего педагогического прозрения. При всем том, что Саша ненавидит многие учебные дисциплины, он никогда не помышляет бросить школу и очень переживает, если надвигается двойка в четверти, умеет в критической ситуации сгруппироваться и выползти в каникулы хоть с малюсенькой, но троечкой.

4. Детям, подобным Саше, в школе чрезвычайно трудно. При его интересе к окружающей жизни, технике, путешествиям, различным соревнованиям слыть “слабым” очень болезненно, его самолюбие постоянно уязвлено. Только в прошлом году он перестал плакать из-за двоек, представляете, какая рана в душе ребенка!

5–6. Мне кажется, в школе большинство учителей готовы поддержать такого ребенка, заметить даже самые маленькие подвижки в его учебе. Каждый учитель находит свои способы совместного преодоления трудностей. Это учителя. Но школа как государственный институт к этому не готова совершенно. Экзамены, тесты, контрольные работы заставляют учителя предъявлять ко всем ребятам одинаковые требования. Никто ведь не будет спрашивать, каких усилий стоило учителю добиться (от слова бить?), чтобы тот или иной ученик вышел на уровень стандарта. Мне кажется, двигаясь в сторону стандартов, школа все-таки ступила на очень опасный путь.
А о перевоспитании таких детей, смешно даже говорить. Природа сильнее нас, мы только должны осторожно и в меру помочь ей.

7. Сегодняшняя школа любит послушных, исполнительных, зубрилок. А мне думается, школе подходит любой ребенок, который в эту школу пришел. И школа должна стать идеальной, чтобы подходить каждому ребенку.

8. В такой школе, на мой взгляд, не должно быть оценок. Должен соблюдаться принцип добровольности и в изучении предметов, и в выполнении заданий, и (в идеале) в количестве посещенных уроков.

9. Совпадения бывают. Есть, к сожалению, дети, которые “достали” не только учителей, но и одноклассников. Но дети все равно милосерднее, они охотнее прощают, скорее приходят на помощь.

10. Я любила свою школу, но были и очень горькие моменты, все они связаны с унижением. Поэтому мое золотое правило: злись на ребенка, ссорься с ним, мирись, шути, дуйся, но никогда не унижай, помни, что “словом можно убить”.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская обл.

 

У нас проблемы с детьми? А мы не думаем, какие проблемы у них – с нами?!

1. Последние пять лет работы в школе чаще задумываюсь не о том, как мне трудно с ребенком, а как ему трудно с самим собой, с коллективом сверстников и учителей. Сложности учителя в общении с ребенком выглядят мизерными в сравнении с проблемами ребенка. У взрослого масса приемов и механизмов воздействия на ученика, а ребенок порой и хотел бы сделать шаг навстречу, но не знает, как это сделать, боится быть непонятым или, еще хуже, осмеянным.
Сложно ребенку, у которого не выработан навык учебного труда. Ученик пробует осилить учебный материал, но как это сделать? Сложно тем, кто не привык ничего делать самостоятельно. Мы ограничиваем круг его общения во время проверочных, контрольных, практических работ, и он беспомощен, а ему нужно, чтобы кто-то подтвердил, что он думает верно. Беспомощные дети ведут себя по-разному. Одни тихо сидят и делают вид, что работают; другие пробуют защищаться методом нападения, и хорошо, если учитель не наносит болезненных нравственных ударов, восстанавливая порядок на уроке.
Сама постановка вопроса о трудных детях опирается на результаты учебного труда. У нас судят о труде учителя по цифровым показателям, а не по комфортности детей в рамках учебного процесса. Если бы учителю можно было не оценивать знания учеников, а контроль был бы выведен на уровень самостоятельной оценки в независимом центре, тогда ученик был бы заинтересован в том, чтобы получать знания, и общение с учителем было бы непринужденным, т.к. дамоклова меча над головой учителя не висело бы.
2. Правила при работе с учениками, которые ведут себя не так.
Не торопиться делать выводы об ученике. Наблюдать, экспериментировать, терпеливо ждать.
Ребенок нас удивляет, огорчает своим поведением – удивим и мы его необычностью своих решений.
Не идти на поводу у настроения ребенка и даже всего класса. Не позволять себе лениться, и тогда детям некогда будет лениться.
Хороший прием И.Демаковой – заключать с учениками соглашения. Соглашения письменные, заверенные подписями.
Не быть равнодушными, не считать себя всегда правыми, тогда легче будет простить ребенка и искать пути выхода ученика из системы неадекватного его поведения.
Авторитарно сотрудничать: “Может быть, ты и прав, но мы попробуем сделать сначала так, как предлагаю я”.
Не обвинять в неудачах при общении с ребенком только его самого. Это ведет к тому, что учитель теряет веру в то, что есть что-то такое, что может помочь ученику, перестает вести неустанный поиск.
Только на уровне сомнения возникает открытие, прозрение.
Благодарить судьбу за возможность пообщаться с трудным ребенком в неучебной обстановке, в походе, на тренировке, на экскурсии.
3. Чаще всего инициаторами отвлекающего поведения на уроках бывают способные ученики, а слабые к ним присоединяются, но в каждом классе свои лидеры и антилидеры, бунтари-одиночки. Каждый классный коллектив по-разному реагирует на отвлекающие моменты, поэтому время продвижения к созданию рабочей атмосферы в классе зависит не только от личности учителя, но и от психологических особенностей коллектива учащихся.
4. Если сложно с ребенком учителю, то бремя сложности с ним делит и ученик, т.к. на уроке идет процесс общения и невозможно оставаться вне той атмосферы, которая создается из системы взглядов, фраз, жестов, интонаций. Мешающего работать на уроке ученика осуждают учителя, одноклассники. Он в поле зрения администрации, психолога, социального работника. С ним часто проводят “разъяснительную работу”. У него складывается мнение, что ему ставят отметки за его поведение, а не за знания. На него жалуются родителям, и те – еще неизвестно как – наказывают ребенка дома. Ученик постепенно превращается в изгоя и начинает пропускать занятия, чтобы избежать очередной двойки, очередной выволочки. Количество пропусков увеличивается, и ребенок становится неуспевающим из-за огромного количества пропущенных учебных занятий. Никакие уговоры не помогают вам, упущен момент, и система пропусков вошла в привычку.
У ребенка, пропускающего занятия, проблема организации своего свободного времени. Эту проблему он решает не с помощью родителей или школы – ему подсказывает улица. Дом перестал быть той крышей, под которую можно пригласить друзей.
Пусть так не везде, но во многих городах.

Татьяна ШУКАЛОВА
г. Вязьма

“Идеальный ученик” – образ положительный, но бесцветный

Вопросы о нестандартных детях интересны, но очень уж разноплановы. Здесь по каждому можно говорить без конца, приводить примеры. Пытаюсь все же хотя бы слегка прикоснуться к каждому.

1. С тех пор как я перешла работать из обычной школы, расположенной в окраинном микрорайоне, в физико-математический лицей, понятие “дети, с которыми сложно” несколько изменилось. Если раньше среди “сложных” часто были дети, не справляющиеся с учебой, то теперь таких встретить трудно. Сложности несколько иные.
2–3–4. Общие правила при работе с учениками, которые ведут себя не так, наверное, можно сформулировать лишь в самых общих чертах. Известный постулат – найти индивидуальный ключик, попытаться направить их энергию на пользу, так, чтобы за их “деяния” приходилось уже хвалить, а не ругать.
Среди нынешних моих учеников есть юноша, который, несмотря на свои 16 лет и двухметровый рост, ведет себя, как ребенок. Он не в состоянии сидеть спокойно, ко всем пристает, разговаривает, развлекает. Зато как любит отвечать! Если готов, конечно. Говорит бойко, артистично, эмоционально. Молодой человек просто обожает быть в центре внимания... Так что с “сильными” проблем, быть может, больше, чем со слабыми, а в школе, где многие ребята претендуют на лидерство, – тем более. Пожалуй, самая трудная задача – внушить им, что Вселенная вращается не только вокруг их блистательной личности, а те, кто рядом, ничуть не хуже.
Вообще, мне кажется, в школе труднее тем, кто уже сложился как личность, но еще нуждается в том, чтобы об этом заявить во всеуслышание. Неординарностям, требующим признания. Кстати, одна из проблем таких ребят тоже вполне “взрослая”: организация времени, необходимость подчиняться режиму школьного расписания. Как-то двое ребят высказали мне мнение, что учиться в школе нормально можно, только если занятия посещать через день и по индивидуальному графику. И я их понимаю вполне.
Хорошо, если таких учеников поймут и не слишком будут привлекать к ответственности, зная, что все прогулы и долги отработаются. Ну а если встретится очень принципиальный учитель (которого тоже можно понять), не желающий допускать таких вольностей? Конфликт готов.

5. Готова ли школа поддержать ребенка, у которого проблемы подобного рода? Вопрос, на который можно ответить и положительно, и отрицательно. Положительно потому, что конкретная школа, педагогический коллектив, состоящий из живых людей, скорее всего найдут компромиссное решение, но это сугубо индивидуальный подход, основанный на личных отношениях, даже если он возведен в принцип работы данной школы в целом. Что касается школы в принципе – школы как образовательного учреждения, традиционно построенного на классно-урочной системе, – то система эта совершенно безразлична к проблемам личности. Это конвейер, общая колодка, прокрустово ложе – и трудно тому, кому она не по росту.

6. Нужно ли перевоспитывать детей, которым в рамках системы неудобно?
Может, после всего сказанного мною выше ответ прозвучит парадоксально, но все-таки да, нужно. И главным направлением перевоспитания будет попытка дать понять, что человек не живет в одиночестве, по законам, созданным специально для него. Вокруг тоже люди, с ними надо уметь сосуществовать. Кроме этого, в жизни часто бывают обстоятельства, которые нас не слишком устраивают, но мы бессильны их изменить. В этих обстоятельствах тоже надо научиться жить, а не разбивать сразу голову об стенку.
Вероятно, я пытаюсь учить самых прямолинейных – компромиссности, самых убежденных – относительности и множественности истин, самых скептически настроенных – тому, что и в наше время нужно и можно найти определенные ориентиры, самых свободолюбивых – необходимости держать себя в рамках.
Удается ли мне это? Не слишком. И (еще один парадокс) я этому рада. Кто сказал, что мое мнение – истина в последней инстанции? Важнее, чтобы мои умные ученики поняли, что их истины тоже не единственные, что все мы – разные и надо как-то сосуществовать в этом мире и, в частности, в рамках классно-урочной системы.

7. Идеально подходящий школе ребенок – явление редкое, хотя в каждом классе такие встречаются. Наверное, им просто повезло совпасть с определенными требованиями школы. Они спокойны, привыкли добросовестно выполнять все, что должно. Они коммуникабельны, но ненавязчивы, вежливы, тактичны. Образ положительный, но бесцветный. Они ведомые, но не ведущие. Могут быть надежной опорой, но не среди них надо искать инициаторов и пассионариев. Им достаточно самоутверждения в обозначенных уроком рамках.
Далее можно писать фантастический рассказ о судьбе общества, состоящего из таких особей. Если кто-то поведет их за собой – они пойдут. Весь вопрос – куда будет направлено это движение.

8. Школы, идеально подходящей каждому, быть не может. Идеал – это сосуществование разных типов школ при доступности каждого типа, возможности выбора и легкого перехода из одной в другую. Но, боюсь, это утопия.
Переход, как правило, болезнен для ребенка. Даже смена учителей внутри одной школы требует некоторой адаптации. Если же меняется все разом – психологическая нагрузка велика. Один мой знакомый подросток несколько лет проучился по вальдорфской системе, а потом попал в традиционную школу. Оказалось, что он просто не умеет самостоятельно и серьезно заниматься, добиваясь конкретного результата. Ему очень трудно.

9. Конечно, на ребят, ведущих себя неординарно, и учителя, и их товарищи по классу смотрят с разных точек зрения. Иногда мнения могут совпадать, иногда нет. Вообще учитель всегда должен прислушиваться к мнению ребят друг о друге – это помогает иногда увидеть ученика с неожиданной стороны.

10. Мои отношения со школой складывались трудно, но эти сложности связаны с тем, что я не ходила в детский сад и не привыкла жить в коллективе ровесников. Первый класс вспоминаю с ужасом. Уроки меня привлекали как нечто необычное. А звонок на перемену повергал в состояние истерического ужаса. Все кричат, дерутся, толкаются. Мой страх был замечен и неумение постоять за себя тоже – кошмар усилился. Спасала учительница, которая просто брала меня за руку и охраняла. Если же она отлучалась, то заставала меня обычно в слезах... По-настоящему комфортно я почувствовала себя только в 9–10 классах, когда многие ученики ушли из школы, а на смену появились другие. Мне было трудно. Учителя меня “трудным” ребенком, кажется, не считали. Зато я, несмотря на успешную учебу, долго считала себя хуже других, и некий комплекс неуверенности в себе и незащищенности дает себя знать до сих пор.
Почему я решила работать в школе? До конца я этого сама не могу понять. Может, тоже хотелось кого-то спасать, как спасали меня в первом классе.
Мои собственные дети очень по-разному вписываются в школьные рамки. Младший сын спокойно сидит на уроках, раздражаясь на одноклассников, которые осмеливаются нарушать дисциплину. Переживает из-за отметок, воспринимая их всерьез, так же как и любые замечания старших. Пожалуй, он из тех, кто в школе удобен, да и ему там неплохо.
Старший, при том что способности у него лучше, учился всегда с трудом. Этакий тип “свободного художника”. Если чем-то увлечется – остальное для него не существует. Хотя учеба в школе, по-моему, отбила у него вообще всякий интерес к чему бы то ни было. Теперь он не знает, куда себя деть и играет в классического Обломова – лежит на диване и строит фантастические планы. Во что это выльется – не знаю. Конечно, немного утрирую, но это так.

Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург

 

В первых классах учитель просто обязан быть психологом

Как актуальна тема, предложенная вами! Я уверена, что трудные дети это всегда результат педагогического бессилия. “Брак в работе” – так это называется на промышленных предприятиях. Детей, от которых школа отказывается, “оформляют” по всем правилам: олигофрения, переезд в другую республику, город и т.д.
Думаю, что в тех школах, где на деле заботятся о судьбе каждого ученика, трудных детей не бывает. Но таких школ пока не очень много. Гораздо больше тех, которые, заботясь о внешнем благополучии, забывают, что за свою несостоявшуюся жизнь человек обязательно отомстит. Не эти ли недоученные, ненужные подростки громили рынок в Москве у метро “Царицыно”.
У меня за 38 лет педагогической работы были трудные ученики. Но ни один из них не оказался за бортом, не был оставлен на произвол судьбы. Конечно, в 60–70-х гг. мне доставалось за то, что была на равных с детьми, в наше время “бьют” за сотрудничество. А все потому, что над школой висит дамоклов меч в виде чиновников. Им подавай ЗУНы, чтобы скорость чтения, чтобы навыки счета соответствовали нормам. Но есть ли человеческая норма у личности? Ведь каждый человек уникален и неповторим. Школа, только школа может грамотно помочь направить одаренность ученика на самореализацию. Как сказал Ш.Амонашвили: “Пусть живет человек с плохим почерком и добрым сердцем”.
Причина появления трудных детей – в начальном звене школы, которое нередко бывает слабым. Мне кажется, что к учителям-непрофессионалам надо применять самые жесткие меры. В деле, касающемся человеческой жизни, должен быть отбор.
Учитель начального звена обязательно должен быть психологом, особенно в момент вхождения ребенка в школьную жизнь. Либо с каждым ребенком-первоклассником должен работать специалист-профессионал. И если к десяти годам, то есть к 5 классу, начальная школа выдает брак, то должна быть какая-то персональная ответственность. У нас же спрашивают только с родителей. Нестандартный ребенок часто противостоит классу, учителям и как результат – самим родителям. Виновата только школьная система. У подростков нет свободного выбора: учителей, предметов, заданий, форм получения образования. К примеру, про экстернат наши родители в провинции не слышали. А почему бы не организовать что-то вроде консультационного пункта для старшеклассников? Почему так боятся наши руководители экспериментальных школ наподобие школы-парка?
Итак, какой должна быть школа, которая подходит каждому ученику?
– Это школа комфортного, полезного, интересного пребывания в ней каждого ученика с 1 по 11 класс.
– Самое серьезное внимание в ней уделяется благоприятному вхождению в школьный мир первоклассников. Учитель 1 класса – профессионал-психолог, умеющий увлекать детей, сотрудничать с ними.
– В классе каждого поддерживают, понимают, помогают, заботятся друг о друге. Микроклимат в учительской и ученической среде благоприятный. Отсутствует унижение человеческого достоинства.
– Оценка может существовать как движущий фактор успеха, но выставляет ее себе каждый сам с учетом мнения одноклассников, родителей и учителя. В моей школе отсутствуют слова “дисциплина”, “поведение”, “требование”. Вместо них звучат слова “хочу”, “могу”, “добьюсь”.
– От учителя обязательно требуется владение искусством общения, артистизм, знание возрастной психологии, эрудиция.
– Руководитель школы при назначении должен защищать свое право руководить через создание авторских программ развития.

В.ОСАДЧАЯ
с.Успенка, Алтайский край

 

А у меня был такой случай...

Много лет назад, когда я только пришла работать в школу, был такой случай. Захожу в класс, а один мальчик никак не может успокоиться, раздобыл иголку и тычет ею во всех своих соседей. Кто смог, быстренько отсел от него, несколько девчонок не успели и ревмя ревели на своих партах, а мальчишки, оказавшиеся рядом волею судеб, сидели с плотно сжатыми губами и глазами на мокром месте. В ответ на мои замечания, просьбы отдать иглу, не обижать остальных я видела лишь злобно ухмыляющиеся глаза малолетнего преступника. Тогда ласковым голосом попросила его выйти из класса и, взяв за шиворот (благо ростом он не вышел, да и был в классе шестом или седьмом), сказала: “Еще раз кого-нибудь тронешь, я тебя так отделаю, мало не покажется. И учти, об этом ни одна живая душа не узнает”. Мальчик вернулся в класс другим человеком. Больше он никого не трогал, даже иногда занимался на моих уроках. Такое впечатление, что он ждал именно таких действий с моей стороны. Наверное, так учителю поступать нельзя, но я думаю, что каждый из нас хоть однажды был в таком положении. Там добрые слова не помогали, он их просто не слышал. А может быть, просто я была молодая и глупая, не нашла ничего лучше угроз...

Оксана Б., учитель
Санкт-Петербург

 

У меня в классе был ученик, который не давал прохода остальным. У нас с ним были хорошие отношения взаимоуважающих друг друга людей. Раз обедаю в столовой, заходит он – и напрямую к одноклассникам. Выхватывает у них чипсы и гордо смотрит. Они сразу кричать нам, учителям, что их ограбили, обидели. Он же молча отдал им чипсы, подошел ко мне и искренне так говорит: “Ну разве это люди!? Вы посмотрите на них, чуть что – сразу плачутся, взрослых зовут”. Вот тут-то я поняла, что это было шоу, специально разыгранное для меня, чтобы показать “никчемность” своих одноклассников. Чего он добивался? Чего добился? Не знаю, но именно в тот момент я поняла, что он мне действительно доверяет, что мое мнение для него важно. Значит, мне удалось пробиться к уголочку в его душе. Значит, мне удастся ему помочь в трудную минуту, поддержать, когда это будет нужно.

Татьяна К., учитель
Омск

 

В моем классе училась очень слабая девочка. Никак ей не удавалось написать без ошибок ни одно упражнение, решить правильно домашнюю работу, ответить материал у доски. И надо же было случиться, что ее старшая сестра училась на “отлично” и заканчивала школу с золотой медалью. Вот однажды после родительского собрания мама девочек подошла ко мне и начала горько плакать, страдая от того, что никак не может помочь младшей дочери. Я успокаивала ее, говорила, что зато дочь – очень хороший, добрый человек, которого любят и уважают одноклассники. Это было абсолютной правдой – Таня, так ее звали, была удивительно доброй и отзывчивой девочкой. Она постоянно кому-то помогала, успокаивала. Вот только с учебой у нее были нелады.
Прошел год. Я познакомилась с молодым человеком, который предложил мне руку и сердце, и пошла знакомиться с его семьей. Каково же было общее удивление, когда жених меня представил: “Вот, родители, дядюшка и тетушка, это Марина”, – а в ответ тетушка произнесла: “Нет, это не Марина, а Марина Николаевна, классная руководительница нашей Танечки.” Девочка подбежала ко мне, обняла. Тогда я впервые поняла, как быстро может к тебе вернуться доброе слово, помощь и поддержка.

Марина Н., учитель
Новокузнецк

 

Очень часто поведение ребенка бывает неадекватным: грубит родителям и учителям, убегает с уроков, не хочет учиться и сам порой не осознает, что он делает это все во вред себе. Как его остановить? Как ему объяснить, чтобы он тебя услышал? В моей практике было немало случаев, когда в подростковом возрасте таким поведением ребенок утверждал независимость духа!
Наташа Б., ученица 7 класса, не сбегала в школе только с уроков музыки, на которых она сначала сидела с завороженным взглядом, а затем начала проявлять агрессивность по отношению к учителю и классу. Я поняла, что девочке очень хочется особого внимания и теплого отношения с моей стороны. Я не стала выяснять мотивы ее поведения на уроке, а предложила заниматься в школьном театре. Она сразу пришла на занятие, включилась активно в работу и через несколько дней я предложила ей роль. Наташа работала самозабвенно, на каждое новое занятие приходила с новым образом данной ей роли, и с каждым разом все больше и больше в ней открывался талант актрисы. На новогоднем спектакле образ Кота Матвея, сыгранный Наташей, получил больше всех зрительских симпатий. Мне удалось объяснить девочке необходимость учиться, она начала постепенно подтягиваться по всем предметам, писать стихи, сочинять сказки и сценки. В настоящее время Наташа, закончив педагогический университет, работает учителем истории в спецшколе для трудных детей.

Татьяна Пузыни, учитель музыки
Москва
Р.S. Когда материал был готов к печати, мы получили новые письма – от Андрея Ехно из Краснодара, Андрея Герасимова из Костромской области, Галины Голубевой из Нововоронежа, А.Н.Рябовой из Пензенской области. Мы обязательно опубликуем их в одном из следующих выпусков Института учительского мнения.

Очень радует, что у нас получается настоящий диалог: в учительских взглядах на проблему сложных детей нет единого мнения. Наверное, нужно было бы еще задать вопрос об учителях, идеально подходящих школе, да и о родителях тоже... Но не все потеряно: темы опросов Института учительского мнения будут напрямую зависеть от ваших писем и предложений.
Интересно получается: трудно бывает практически со всеми детьми, кроме тех, кто.. незаметен. Кто он для нас – незаметный ученик? И почему мы его не замечаем? Вопросы, которые пока остаются без ответа. И еще один вопрос, который родился из писем: “А всегда ли детям легко с нами? Ведь мы для них тоже бываем трудными. И может быть, одну из следующих дискуссий стоит посвятить самим себе, какими мы иногда бываем?

Письма с пометкой “ИУМ” присылайте по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, 24,
и на нашу электронную почту ium@1september.ru
Самых активных и интересных собеседников мы пригласим в следующем году на Соловейчиковские чтения и празднование десятилетия нашей газеты, а еще подарим полугодовую подписку на “Первое сентября” и одно из приложений по выбору. Пишите нам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru