Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2001

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Действие первое: норматив

Задачи реформы решаются экономической арифметикой?

В середине ноября в г. Самаре прошел семинар-совещание “Практика реформирования финансовых отношений в системе образования”, в котором приняли участие свыше 200 человек из 38 регионов. В их числе – специалисты Министерства образования и Минфина РФ, Национального фонда подготовки кадров, представители ЦК профсоюза работников народного образования и науки.

Как отмечали участники совещания, нормативное бюджетное финансирование – это инструмент эффективного и прозрачного использования средств и главный способ обеспечения качества и доступности общего образования. Внедрение новых экономических механизмов открывает возможности для повышения хозяйственной самостоятельности школы, ее независимости и демократизации. Приоритетным в деятельности учебного заведения становится не служение вышестоящему начальству, а служение ученику – потребителю образовательных услуг. “Задача реформы образования – вывести школу из-под диктата местных властных структур, – подчеркнул в своем выступлении Константин Титов. – Школа должна стать частью гражданского общества и тем демократическим институтом, где человек приобретает все навыки самоуправления”.
Безусловно, введение нормативов сопряжено с определенным социальным риском: сокращением штатов, снижением уровня оплаты труда учителей и т.д. Следовательно, необходимо продумать систему мер, позволяющих свести к минимуму возможные негативные последствия.
Однако полномасштабному осуществлению новых экономических идей в образовании препятствуют как объективные факторы – несовершенные межбюджетные отношения, противоречивое законодательство, так и субъективные причины, главной из которых является неготовность и отчасти незаинтересованность руководителей разного уровня в реформировании школы.
Кроме того, существенным тормозом являются сложившиеся в образовательной среде стереотипы о том, что норматив – это норма, отражающая разнообразные потребности школы в обеспечении достойного уровня заработной платы педагогов и материальной базы учебного заведения. Если же денег на финансирование такого эталона нет, то и норматив не нужен. Но уже имеющийся практический опыт свидетельствует о том, что, чем меньше ресурсов в образовании, тем насущнее необходимость во внедрении нормативов.
“Норматив – это не объем денег, а способ их организации, при котором главным становится не процесс, а результат”, – считает руководитель департамента науки и образования Самарской области Ефим Коган.
Не случайно некоторые специалисты рекомендуют рассчитывать нормативы с учетом результатов деятельности школы (например, оценок за единые государственные экзамены). В настоящее время под нормативом понимают сумму расходов на обучение одного ребенка в пределах государственного образовательного стандарта.
Огромный интерес среди участников совещания вызвало знакомство с опытом работы трех образовательных округов – Юго-Западного, Кинельского и Новокуйбышевского, созданных в сентябре нынешнего года в Самарской области. Благодаря введению нормативного подушевого финансирования и административно-управленческой реформе здесь удается конструктивно решать проблемы межбюджетных отношений, реструктуризации сети сельских школ и стабильного финансирования учебных заведений.
Все инновации в школе начинаются с экономических преобразований: лучшим администратором является рубль, а не директива, спущенная из вышестоящей инстанции. Вместе с тем задача образовательной реформы состоит не столько в достижении экономической выгоды, сколько в решении важнейших социальных задач. Таков главный вывод Самарского форума.

Более подробно о перспективах внедрения нормативного бюджетного финансирования в масштабах России и о многочисленных вопросах, связанных с этой важнейшей экономической реформой, читайте в следующем номере газеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru