КРУГ ВОПРОСОВ
Действие первое: норматив
Задачи реформы решаются экономической
арифметикой?
В середине ноября в г. Самаре прошел
семинар-совещание “Практика реформирования
финансовых отношений в системе образования”, в
котором приняли участие свыше 200 человек из 38
регионов. В их числе – специалисты Министерства
образования и Минфина РФ, Национального фонда
подготовки кадров, представители ЦК профсоюза
работников народного образования и науки.
Как отмечали участники совещания,
нормативное бюджетное финансирование – это
инструмент эффективного и прозрачного
использования средств и главный способ
обеспечения качества и доступности общего
образования. Внедрение новых экономических
механизмов открывает возможности для повышения
хозяйственной самостоятельности школы, ее
независимости и демократизации. Приоритетным в
деятельности учебного заведения становится не
служение вышестоящему начальству, а служение
ученику – потребителю образовательных услуг.
“Задача реформы образования – вывести школу
из-под диктата местных властных структур, –
подчеркнул в своем выступлении Константин Титов.
– Школа должна стать частью гражданского
общества и тем демократическим институтом, где
человек приобретает все навыки самоуправления”.
Безусловно, введение нормативов сопряжено с
определенным социальным риском: сокращением
штатов, снижением уровня оплаты труда учителей и
т.д. Следовательно, необходимо продумать систему
мер, позволяющих свести к минимуму возможные
негативные последствия.
Однако полномасштабному осуществлению новых
экономических идей в образовании препятствуют
как объективные факторы – несовершенные
межбюджетные отношения, противоречивое
законодательство, так и субъективные причины,
главной из которых является неготовность и
отчасти незаинтересованность руководителей
разного уровня в реформировании школы.
Кроме того, существенным тормозом являются
сложившиеся в образовательной среде стереотипы
о том, что норматив – это норма, отражающая
разнообразные потребности школы в обеспечении
достойного уровня заработной платы педагогов и
материальной базы учебного заведения. Если же
денег на финансирование такого эталона нет, то и
норматив не нужен. Но уже имеющийся практический
опыт свидетельствует о том, что, чем меньше
ресурсов в образовании, тем насущнее
необходимость во внедрении нормативов.
“Норматив – это не объем денег, а способ их
организации, при котором главным становится не
процесс, а результат”, – считает руководитель
департамента науки и образования Самарской
области Ефим Коган.
Не случайно некоторые специалисты рекомендуют
рассчитывать нормативы с учетом результатов
деятельности школы (например, оценок за единые
государственные экзамены). В настоящее время под
нормативом понимают сумму расходов на обучение
одного ребенка в пределах государственного
образовательного стандарта.
Огромный интерес среди участников совещания
вызвало знакомство с опытом работы трех
образовательных округов – Юго-Западного,
Кинельского и Новокуйбышевского, созданных в
сентябре нынешнего года в Самарской области.
Благодаря введению нормативного подушевого
финансирования и
административно-управленческой реформе здесь
удается конструктивно решать проблемы
межбюджетных отношений, реструктуризации сети
сельских школ и стабильного финансирования
учебных заведений.
Все инновации в школе начинаются с экономических
преобразований: лучшим администратором является
рубль, а не директива, спущенная из вышестоящей
инстанции. Вместе с тем задача образовательной
реформы состоит не столько в достижении
экономической выгоды, сколько в решении
важнейших социальных задач. Таков главный вывод
Самарского форума.
Более подробно о перспективах внедрения
нормативного бюджетного финансирования в
масштабах России и о многочисленных вопросах,
связанных с этой важнейшей экономической
реформой, читайте в следующем номере газеты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|