ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ПЕРСОНА
МЕЧТАТЕЛЬ
Самый знаменитый калужанин –
разумеется, Циолковский. Неудивительно, что в
городе существует нечто вроде культа
Константина Эдуардовича. Его именем названы
всяческие просветительские учреждения. Его
изображения и хрестоматийные фразы тут и там
подстерегают туриста. Дух освоения воздушных и
космических пространств. Среди заурядных
вывесок вдруг встретится что-нибудь предельно
экзотическое. “Средняя общеобразовательная
муниципальная Аэрокосмическая школа № 6”.
Видимо, где-то находится еще как минимум пять
таких средних школ.
Дилетанту оценить роль Циолковского в науке
крайне трудно. Для этого необходимо быть
профессионалом в соответствующих областях. Те,
кто такими профессионалами является, считают эту
роль весьма существенной. Следовательно, так оно
и есть, и вряд ли нам сейчас имеет смысл на этом
заострять свое внимание.
Лучше попробуем представить, какую роль играл
Циолковский в жизни города Калуги.
Выгодная сделка с младшим братом
Для начала – немного о детстве и юности.
Костя Циолковский родился в 1857 году в селе
Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего.
Он был одиннадцатым ребенком, по его собственным
словам, “очень смышленым и забавным”. Страдал
лунатизмом (что не редкость в детском возрасте).
Домашнее прозвище – Птица. Весьма символично.
В десять лет Циолковский заболел скарлатиной.
Это имело серьезнейшее осложнение – Птица оглох.
И “отупел”, как признавался впоследствии сам
Константин Эдуардович.
Естественно, что об общении со сверстниками, да и
о полноценном образовании не могло быть и речи.
Ребенок замкнулся в себе. Какую эволюцию
проделали за годы “отупения” его сознание, его
душа – понять нам не дано. По словам
Циолковского, мысль начала проявляться только с
14–15 лет. “Моя глухота, с детского возраста лишив
меня возможности общения с людьми, оставила меня
с младенческим знанием практической жизни, с
которым я пребываю до сих пор. Я поневоле
чуждался ее и находил удовлетворение только в
книгах и размышлениях. Вся моя жизнь состояла из
работ, остальное было недоступно”.
Если же практическая жилка все же проявлялась в
маленьком Циолковском, то весьма своеобразно. Он,
к примеру, еще в раннем детстве выдумывал
различные истории и, не имея других слушателей,
рассказывал их своему младшему брату. Брат
слушать не хотел. Тогда рассказчик стал ему за
слушание платить (карманные деньги у мальчика,
видимо, были).
Естественно, что в школе Костя не учился. Зато
самообразованием постиг немалое число наук
(математику, к примеру, – вплоть до интегральных
и дифференциальных уравнений).
Вместе с тем мальчик не был “тепличным домашним
растением”. Однажды он даже поднялся на
заброшенную колокольню. Это был своего рода
подвиг. Циолковский впоследствии вспоминал: “Я
был один. Никто не дерзал туда залезть. Мне же это
доставляло громадное удовольствие: все было под
ногами… Вздумал однажды покачать кирпичную
ограду. Не только она, но и вся верхушка
закачалась. Я пришел в ужас, представив себе мое
падение со страшной высоты. Всю жизнь потом мне
снилась эта качающаяся башня. Все же я жалел, что
вход на башню был потом заделан”.
Когда Косте исполнилось шестнадцать, отец послал
его в Москву, в училище. Подросток, однако же,
снова выбрал путь одиночки – вместо
технического училища он целыми днями просиживал
в Румянцевской библиотеке, а деньги, которые ему
высылали родители, тратил весьма своеобразно: “Я
получал из дому 10–15 рублей в месяц. Питался одним
черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато
покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и
прочее… Каждые три дня я ходил в булочную и
покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я
проживал 90 коп. в месяц. Тетка сама навязала мне
уйму чулок и прислала в Москву. Я решил, что можно
отлично ходить и без чулок (как я ошибся!). Продал
их за бесценок и купил на полученные деньги
спирт, цинку, серной кислоты, ртути и прочего.
Благодаря главным образом кислотам я ходил в
штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на
улице замечали мне: “Что, мыши, что ли, съели ваши
брюки?” Ходил я с длинными волосами просто
оттого, что некогда стричь волосы. Смешон был,
должно быть, страшно. Я был все же счастлив своими
идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал”.
В 1879 году экстерном сдал экзамен на учительское
звание. Почему-то его глухоту не сочли для
учительства серьезной помехой.
Получив возможность жить самостоятельно, он
принимает свое назначение – учителем геометрии
и математики в Боровск, в уездное училище. Там он
совершает еще один шаг, завершающий
строительство плацдарма для своей будущей жизни.
А именно, Константин Эдуардович женится. Но даже
это происходит у него весьма своеобразно:
“По указанию жителей попал на хлеба к одному
вдовцу с дочерью, жившему на окраине города,
поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и
каши. Был доволен и жил тут долго. Хозяин, человек
прекрасный, но жестоко выпивал.
Часто беседовали за чаем, обедом или ужином с его
дочерью. Поражен был ее пониманием Евангелия.
Пора было жениться, и я женился на ней без любви,
надеясь, что такая жена не будет мною вертеть,
будет работать и не помешает мне делать то же. Эта
надежда вполне оправдалась.
Венчаться мы ходили за четыре версты, пешком, не
наряжались, в церковь никого не пускали.
Вернулись, и никто о нашем браке ничего не знал…
Браку я придавал только практическое значение:
уже давно, чуть не с шестнадцати лет, разорвал
теоретически со всеми нелепостями
вероисповеданий.
В день венчания купил у соседа токарный станок и
резал стекла для электрических машин. Все же про
свадьбу пронюхали как-то музыканты. Насилу их
выпроводили. Напился только венчавший поп”.
Таким образом предподготовка к своей будущей
исследовательской деятельности была завершена.
С этого момента Константин Эдуардович сначала в
Боровске, а с 1892 года и в Калуге все свободное от
преподавания время посвящал исследованиям и
изысканиям.
История с дьявольским зонтиком
Нетрудно представить себе обывателей Боровска
или Калуги на рубеже девятнадцатого и двадцатого
столетий. Немало книг было написано
отечественными писателями на тему тихой,
скучноватой и однообразной жизни русских
провинциальных городов.
Естественно, от большинства обывателей
Константин Циолковский отличался разительным
образом. Этому способствовало не одно лишь
беззаветное увлечение науками и
конструированием. Дело в том, что так называемым
общественным мнением Циолковский пренебрегал, а
ежели и замечал его, то относился иронично. Вот, к
примеру, одно из воспоминаний Константина
Эдуардовича:
“В первые годы жизни в Калуге я проводил много
опытов по сопротивлению воздуха и воды. Приборы
устраивал сам – сначала маленькие, потом такие
большие, что они занимали почти всю залу в моей
квартире. Бывало, запрешься на крючок, чтобы не
открывали и не нарушали правильности воздушных
течений. Стучится письмоносец, а открыть дверь
нельзя до окончания наблюдения. Письмоносец
слышит мерный звон метронома и счет 15, 14, 15, 15, 14 и
т. д. И наконец-то отворяют дверь ворчащему
письмоносцу! Одна родственница, увидав в
квартире чудовище (аппарат воздуходува), сказала
моей жене: “Когда он уберет этого черта!” Некий
батюшка даже заметил, что загажен святой угол”.
Впрочем, испытания в “воздуходуве” (говоря
научно, в самодельной аэродинамической трубе)
были не самым страшным испытанием для тех, кто
проникал в рабочее пространство Циолковского.
Там, по его собственным словам, “сверкали
электрические молнии, гремели громы, звонили
колокольчики, плясали бумажные куклы,
пробивались молниями дыры, загорались огни,
вертелись колеса”. Было от чего приходить в ужас
богобоязненным провинциальным обывателям.
Эксперименты Циолковского частенько выходили за
пределы дома. Он, например, катался на коньках,
используя в качестве паруса огромный старый
зонт. В ветреную погоду скорость развивалась
колоссальная, и перепуганные лошади шарахались
от конькобежца в стороны. Извозчики прозвали
Циолковского “крылатым дьяволом” и требовали,
чтобы тот сворачивал свой зонт при виде экипажей.
Этим однако же не ограничилось. Ученый вспоминал:
“Вздумал я сделать сани с колесом так, чтобы все
сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться
по льду. Потом я заменил это сооружение особым
парусным креслом. По реке ездили крестьяне.
Лошади пугались мчащегося паруса, прохожие
ругались. Но, по глухоте, я долго об этом не
догадывался. Потом уже, завидя лошадь, поспешно
убирал парус”.
Впрочем, основным средством передвижения
Циолковского по городу были все-таки не зонт с
коньками и не кресло с парусом, а велосипед фирмы
“Дукс”. Кстати, его освоение очень легко далось
уже не молодому Циолковскому: “Поблизости моей
квартиры был загородный сад… Однажды встретил
там знакомого велосипедиста. Он предложил мне
научиться ездить на велосипеде. Попробовал, но
безуспешно – все падаю. Тогда я заявил: “Нет,
никогда я не выучусь кататься на двухколеске”.
На другой год (в 1902 г.) купил старый велосипед и в
два дня научился. Было мне 45 лет… Велосипед был
для моего здоровья чрезвычайно полезен…
Благодаря этой машине я мог каждый день летом в
хорошую погоду ездить за город в лес. Это
облегчило и купание, так как Ока была далеко. В
училище надо было ходить за три версты, и все
стало не трудно”.
Только раз Константин Циолковский отважился
приобрести старенький мотоцикл. Многое в той
машине было неисправно, но Константин Эдуардович
после долгих трудов все же отремонтировал
отслуживший свой срок механизм. Однако же все
оказалось не так просто. Мотоцикл завелся,
взревел, взял быстрый старт и сразу же развалился
на части. Ездок оказался в придорожном кювете.
Больше он мотоциклами не увлекался.
Как-то раз Циолковский изготовил действующую
модель большого ястреба (размах его крыльев
составил семьдесят сантиметров). Птица летала
исправно, и Константин Эдуардович, чтобы
продлить время эксперимента, привязал к ней
фонарь. Обыватели, завидя в небе непонятную
“летящую звезду”, крестились и делились
мнениями:
– Что же это – и вправду звезда, или
чудак-учитель снова пускает свою жуткую птицу с
огнем?
Случалось, что исследователь подвергал своих
соседей истинным опасностям. К примеру, как-то
раз он изготовил из простой бумаги легкий и
притом большой воздушный шар. Для нагрева
воздуха использовались самые элементарные
лучины, которые Циолковский укреплял в особо
изогнутых проволочках. Но как-то раз перегорела
нитка, с помощью которой шар удерживался, и он
полетел над городом самостоятельно, щедро при
этом посыпая деревянные сараи и дома горящими
лучинками. К счастью, обошлось при этом без
пожара.
Константин Эдуардович мог, увидев где-нибудь в
траве светящиеся полусгнившие досточки,
запросто набрать их, принести домой, нащипать на
мелкие кусочки, разбросать по полу и, искренне
восторгаясь, сообщать домочадцам, что он создал в
собственном доме настоящее звездное небо. Дети
несказанно радовались этому аттракциону.
Естественно, что ходить в гости к Циолковским
было делом в некотором роде даже и рискованным.
Он, в своей детской наивности, напускал на
визитеров “электрического осьминога”, который
щупальцами хватал гостей и одарял их ощутимыми
разрядами электротока. За чаем током било
специально подготовленное им заранее варенье.
Впрочем, такое случалось не часто – Циолковские
вели затворнический образ жизни.
Обучение “недружных” гимназисток
В Калуге Циолковскому выпала участь преподавать
физику и математику в женском епархиальном
училище. Ныне это школа № 9 (как нетрудно
догадаться, имени Циолковского), в ней действует
музей (который открывал сам академик Королев),
сюда иной раз приезжают космонавты и общаются с
учениками. Во времена же Константина Эдуардовича
это было обычное провинциальное учебное
заведение, и из преподавателей выделялся разве
что сам Циолковский. Вот как его описывала одна
из учениц: “В класс вошел высокий, плотный
человек, нам показался старым. На нем был
поношенный старый сюртук, блестевший от долгого
ношения. Шея Константина Эдуардовича была
повязана белым платком. Несколько выпуклые, с
нависшими веками, поэтому казавшиеся
полузакрытыми глаза из-под толстых очков
смотрели на нас с исключительной добротой и
мягкостью. Ведь для детей самое главное: добрый
учитель или нет. Мы сразу почувствовали, что
учитель очень добрый”.
– Запомните, – сказал он сразу же. – Я буду при
ответах урока всегда ставить перед вами вопросы:
зачем, почему, какие причины тому или другому
явлению?
И неожиданно добавил:
– Ну, желаю счастья вашему рассудку.
Сам Циолковский разъяснял свою методику в таких
словах: “Дело я обыкновенно вел так. Объяснял
урок примерно полчаса. Показывал опыты, причем
часто исправлял сам приборы или отдавал их
подправлять за свой счет. Затем я предлагал
поднять руку тем учащимся, которые поняли мое
объяснение. Обыкновенно несколько человек
поднимали руку. Им я предлагал повторить мою
лекцию. Их повторение мне казалось плохим, но
учащиеся их понимали, и уже множество рук
поднималось в знак усвоения урока. Отметки
ставил щедро, и это не только не вредило, но даже
способствовало работе и успеху учеников”.
На уроках Циолковский щедро пользовался
всяческими, как бы сказали в наши времена,
интерактивными приемами. Вот, например, описание
одного из уроков: “Помню, как на опытах объяснял
нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца,
смену времен года, дня и ночи. Он приносил в класс
стеариновую свечу, черный деревянный шарик в
реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц.
Одной давал зажженную свечу – это Солнце, другой
шарик – это Земля. Ученица-Земля ходила вокруг
Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик
вращался вокруг себя и Солнца. Объясняя смену
времен года, он на черном шарике ставил мелом
точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против
свечи – Солнца – в Калуге лето. Шарик удаляется
– в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы,
затаив дыхание, следим и слушаем”.
И естественно, Циолковский не мог удержаться от
соблазна продемонстрировать учащимся девчушкам
свойства электричества: “Особенно памятен один
урок по электричеству: мы все стали в круг, крепко
держась за руки. К.Э. велел крепко-крепко держать
руки и пропустил ток, мы все взвизгнули и
рассыпались в разные стороны. К.Э. улыбнулся и
сказал: “Экие вы недружные” – и мы снова взялись
за руки и сжимали руки друг другу что было сил. Но,
конечно, опять все рассыпались! Учитель сказал
нам, что сила электричества могущественна и
неограниченна. Урок прошел очень занимательно и
даже шумно, к великому неудовольствию классной
дамы”.
Учителем Циолковский был не слишком строгим.
Как-то раз он по рассеянности выставил одной
девчушке, предельно плохо отвечавшей на уроке,
вместо двойки “отлично”. Но решил, пользуясь
случаем, провести маленький психологический
эксперимент – не стал исправлять незаслуженную
оценку. Результат не замедлил сказаться – в
следующий раз все та же ученица и вправду знала
урок на “отлично”.
Впрочем, он мог быть весьма некорректным. К
примеру, сказать, ставя двойку:
– Пошла, ни бельмеса не знаешь.
Но учащиеся на Циолковского не обижались –
видели, что сам учитель физики не меньше их самих,
если не больше, огорчается из-за слабых ответов и
соответственно низких оценок.
Кстати, Циолковский старался разделять свои
занятия наукой и преподаванием. Вот, например,
воспоминания одной из учащихся: “Будучи
ученицами 5–6-х классов, мы часто слышали, что
Константин Эдуардович занимается научными
трудами в области воздухоплавания. Однажды мы
позволили себе спросить у него об этом. Он
несколько взволновался и сказал: “Замолчите,
чтобы я больше об этом никогда от вас не слышал”.
Воспитательница за это нас здорово журила”.
Прыжки через стулья
Весьма своеобразным человеком был Циолковский и
в быту. В молодости, например, он, развлекаясь,
любил прыгать через стулья. Был вообще человеком
физически развитым – даже в глубокой старости
неплохо плавал, совершал пятнадцатикилометровые
велосипедные прогулки. Если от усиленных занятий
разболится голова, то не ложился на кровать –
напротив, бегал по своей “светелке”, пока от
усиленного кровообращения не стихнет боль.
В повседневной жизни был аскетом: “Я никогда не
угощал, не праздновал, сам никуда не ходил и мне
моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в
сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и
никогда не голодали”.
Естественно, домашние хотели, чтобы отец
семейства тратил больше денег на семью. Однако он
придерживался им самим придуманного правила:
половина денег – на домашние расходы, а половина
– на эксперименты и на выпуск брошюр со скромной
подписью: “Издание и собственность автора”.
Эта издательская деятельность носила особенно
ощутимые черты подвижничества. В калужской
типографии не было необходимых значков для
физических формул. Константин Эдуардович
пользовался собственными обозначениями. “Плг”,
к примеру, означало плотность газа, а “Плв” –
уже плотность воздуха. Кроме научных изысканий, в
тех брошюрах содержались и призывы к
заинтересованным читателям: “Приходите
посмотреть мои модели в любую среду, в 6 часов
вечера”. И даже более развернутые обращения:
“Предлагаю лицам и Обществам построить для
опыта металлическую оболочку небольших
размеров.
Готов оказать всякое содействие. У меня уже есть
модели в 2 метра длины. Но этого мало.
В случае очевидной удачи готов уступить недорого
один или несколько патентов.
Если бы у меня были средства, я бы сам испытал
свое изобретение в значительном размере. Если бы
кто нашел мне покупателя на патенты, я бы отделил
ему 25% с вырученной суммы, а сам на эти деньги
принялся бы за постройку”.
Дочка Люба, симпатичная, коротко стриженная
девушка в пенсне, по указанию папаши рассылала те
брошюры всем желающим. Денег с желающих,
естественно, не брали.
В еде Константин Эдуардович был неприхотлив. Щи,
свекла, гречневая каша с молоком. Но вместе с этим
острые приправы – перец или же горчица. А еще
любил пить чай с вареньем и угощать собеседников
сладкими булочками. Но даже под булочки он
подводил чуть ли не научное обоснование.
– Кушайте, – говорил Константин Эдуардович. –
Когда во рту приятно, то легче и разговаривать.
Любил запах сирени. А цветы без запаха вообще
терпеть не мог – от них, дескать, один лишь сор.
Особо ненавидел запах керосина.
Несмотря на глухоту, полной потерей слуха ученый
не страдал. Случались улучшения и ухудшения. При
этом голоса людей знакомых Циолковский различал
гораздо лучше, нежели голоса, не слышанные ранее.
Сильно страдал от шумов на высоких тонах (от
свиста в первую очередь). К музыке почти всю жизнь
был равнодушен. Однако ближе к старости начал
наведываться в Загородный сад и слушать там
увеселительный оркестр. И вдруг сделал для себя
открытие: “Думал, что музыка – это предрассудок,
но послушал и убедился, что Бетховен
действительно великий композитор”.
И еще одна своеобразная подробность. “Отец
русской космонавтики” не только ни разу в жизни
не летал на самолете, но даже и не пытался это
сделать.
Чистый источник знания
До революции Циолковского нередко сравнивали с
Жюлем Верном. Причиной тому были многочисленные
предсказания калужского учителя, которые по
большей части касались воздушных полетов. Вообще
Константин Эдуардович был на предсказания щедр.
Вот некоторые из них:
“Плотный и неделимый атом Лукреция и Лавуазье
оказался мифом. Наверно, и элемент атома –
электрон окажется таким же мифом”.
“Аэроплан будет самым безопасным способом
передвижения”.
“Математика проникнет во все области знания”.
Кроме того, Циолковский приблизительно
предсказал ощущения человека, попавшего в космос
(что подтвердил Юрий Гагарин). Предсказал и
самого Гагарина – якобы первым человеком,
побывавшим в космосе, будет русский, гражданин
Советского Союза, хорошо развитый и физически, и
интеллектуально.
Главная же “книга предсказаний” Циолковского
замалчивается. Называется она “Монизм
Вселенной” и написана Циолковским уже, как
говорится, в возрасте преклонном.
Начинается книга весьма необычно: “В мои годы
умирают, и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с
горечью в сердце, не узнав от меня (из чистого
источника знания), что вас ожидает непрерывная
радость… Я хочу привести вас в восторг от
созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы,
от чудесной истории прошедшего и будущего
каждого атома. Это увеличит ваше здоровье,
удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности
судьбы. Вы будете умирать с радостью и в
убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство,
беспредельность и субъективная непрерывность
богатой органической жизни. Мои выводы более
утешительны, чем обещания самых жизнерадостных
религий… Ни один позитивист не может быть
трезвее меня… Если и опьяняет мое вино, то все же
оно натуральное”.
И далее – ряд главок, заканчивающихся главой с
названием весьма красноречивым: “Картинное
изображение чувственной жизни атома”. То есть,
по Циолковскому, мы после смерти просто обречены
на счастливую жизнь в каком-либо своем новом
качестве. “Представьте себе, – иллюстрирует
свою мысль Константин Эдуардович, – что вся наша
жизнь состоит из ряда радостных снов. Проснулся
человек, подумал секунду о прекрасном сне и
поспешил опять уснуть, чтобы снова погрузиться в
блаженство. В каждом сне он забывает, кто он, и в
каждом сне он новое лицо. То он воображал себя
Ивановым, то Васильевым, то еще кем-нибудь. Второй
сон не есть продолжение первого, и третий не есть
продолжение второго… Но счастье налицо. Все сны
прекрасны, они доставляют только радость и
никогда не прекращаются. Всегда были, есть и
будут. Чего же вам надо? Вы непрерывно
счастливы!”
Эта книга была издана в 1925 году. Конечно же на
средства автора.
Возвращение с палубы
А в 1932 году в Калуге праздновали семидесятилетие
Циолковского. Репортаж об этом делал Лев Кассиль:
“На авансцене в большом кресле у стола сидел
Циолковский. Толстый драп праздничного пальто
подпирал его со всех сторон. На голове
торжественно стоял очень высокий старомодный
котелок. Земляки хлопали. Циолковский встал. Он
подошел к рампе, снял котелок и стал медленно
махать им, откидываясь и далеко заводя вытянутую
руку. Так машут встречающим с палубы корабля…
Возможно, и межпланетного”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|