Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ОБЪЕКТЫ

Гостиный двор

Одна из самых ярких достопримечательностей города Калуги – разумеется, Гостиный двор (или, иначе говоря, Торговые ряды, они же – Старый торг). Двор представляет из себя два ряда сказочных красненьких с беленькой отделкой корпусов. Есть у них нечто общее со знаменитыми постройками Василия Баженова – московским Царицыном или кремлем подмосковной Коломны. Некоторые столичные искусствоведы даже уверяют, что именно Баженов выстроил калужские Торговые ряды. Их коллеги с берегов Оки, конечно, спорят – дескать, и провинциальный, в частности калужский, архитектор мог создать такую красоту.
В действительности автор замечательных рядов до сих пор неизвестен. И это лишний аргумент в пользу Баженова. Ведь многие его постройки знамениты тем, что авторство нельзя установить на сто процентов.

В наши дни Калуга – город тихий и достаточно свободный от нашествия иногородних продавцов и покупателей. Во всяком случае крупным торговым пунктом (таким, к примеру, как Москва, Калининград или же Астрахань) его не назовешь. Трудно поверить, что столетия назад Калуга славилась как раз своей торговой деятельностью.
Голландец Исаак Масса писал в самом начале семнадцатого столетия: “Это… город многолюдный, и в нем всегда шла торговля солью с землей Северской, комарицкой волостью и другими соседними местами, откуда привозили мед, воск, лен, кожи и другие подобные товары, так что она хорошо была снабжена”.
Другой иноземец сообщал европейцам уже в середине того же столетия: “В этой Калуге стоит множество судов, на коих перевозят продукты в Москву; все они покрыты широкою древесною корой, которая лучше деревянных досок”.
Сосредоточена же знаменитая калужская торговля была как раз на месте нынешних рядов, построенных ближе к концу семнадцатого века. Что в общем-то неудивительно – ведь по традиции гостиные дворы отстраивали на месте крупных торжищ. Просто бывшие стихийные торговые ряды – “продуктовые” (мясной, рыбный, хлебный, калачный, яблочный) и “промтоварные” (скобяной, москательный, стеклянный, серебряный) переехали в более цивилизованные помещения.
Гостиный двор – один из замечательнейших памятников зодчества. А поначалу был он, видимо, еще прекраснее. Калужский краевед Дмитрий Малинин сообщал о тех вмешательствах в гостинодворскую архитектуру, которые имели место еще сотню лет назад: “Главный фасад, выходящий на Никитскую улицу (ныне улица Ленина. – Авт.), давно изуродован, посредствующая – соединительная арки уничтожены, пробиты огромные окна. Недавно был замысел одного купца надстроить над лавкой второй этаж с громадными окнами-выставкой; только благодаря воздействию администрации, вдохновленной письмом председательницы Московского Археологического Общества, план торговца не получил осуществления. Зато часть корпуса… выходящая на плац-парадную площадь (со стороны реки Оки. – Авт.), уже рухнула и заменена деревянной пристройкой”.
Тем не менее и до сих пор здесь есть на чем остановить свой взор.
Ряды использовались не только лишь как торговое место. Это был, можно сказать, один из общественных центров Калуги. Здесь, например, находился главный водоразборный фонтан. Он причинял всякие неудобства калужским властям. Например, в девятнадцатом веке в фонтане пропала вода. Не то чтобы полностью вдруг испарилась – просто уровень здорово снизился и наполняемость тоже. Пришлось инженерам разрабатывать план – “как воспользоваться всей силой источника и усилить его другими источниками и устроить всю систему водопровода прочно, правильно и хорошо”. А затем тот план реализовать.
Одновременно с этими проблемами вдруг обнаружились другие: “Извозчики поят своих лошадей прямо из бассейна, а не черпают ведрами или черпаками, как бы то следовало… Считать это средство непозволительным, ибо из того же самого бассейна берут воду окрестные обыватели для употребления в пищу людям. Кроме того, при постоянных морозах деревянный сруб и мостовая вокруг бассейна покрыты уже слоем льда, что затрудняет возможность подходить или подъезжать с бочками обывателям наливать из бассейна воду и представляет безобразный вид, неопрятность оного бассейна. Весною таянье льда увеличивает количество воды на мостовой около оного, а вместе с ним и грязь”.
Что ж, и эти проблемы решались. Власти издали указ, запрет для извозчиков поить прямо в фонтане своих лошадей, а для борьбы со льдом и грязью решено было еженедельно выделять пять – десять арестантов.
Впрочем, в 1886 году в Калуге был организован городской водопровод, фонтан же за ненадобностью был перенесен в Городской сад уже в качестве украшения.
А спустя семь лет в городе было введено очередное новшество из области санитарии – первый общественный туалет. Он представлял из себя деревянную будку и находился здесь же, у Торговых рядов.
Старый торг использовался также и для развлечения “почтенной публики”. Одним из популярнейших аттракционов прошлого была так называемая “медвежья комедия”. Она практиковалась в Калуге вплоть до тридцатых годов двадцатого века. Самых известных калужских медведей звали Зоя Ивановна и Мартын Иванович. Братом и сестрой они не были – просто на более сложные отчества у “комедиантов” не хватило фантазии.
Собственно же “комедия” была весьма бесхитростной и по большому счету сводилась к тому, что медведи передразнивали всяческие человеческие действия (“как барышни, идя на гулянье, пудрятся”, “как барышня стесняется кавалера”, “как московские кухарки идут за водой”, “как в праздничный день пьяные на базаре шатаются”, “как старушка под кустиком отдыхает” и пр.). А заканчивалось выступление борьбою вожака с медведем – зрелищем небезопасным, а потому и особо востребованным завсегдатаями Гостиных рядов.
Но главным делом на торжище была все же торговля. Здесь можно было обнаружить истинные шедевры в отношении ассортимента и обслуживания. К примеру, книжный и писчебумажный магазин Антипина предлагал помимо собственно книг несколько сортов бумаги писчей и почтовой, промокательный песок, специальные тетради для исправления почерка, карандаши в виде пистолетиков, всяческие сногсшибательные экземпляры вроде “альбома для пения в шагреневом коленкоре с партитурами для баса, тенора, альта и дисконта”, а также золотое перо “Пушкин” (с маленьким барельефиком Александра Сергеевича). О приходе клиента возвещал колокольчик, а постоянный покупатель мог рассчитывать на скидку.
В другом магазине приобретались разные деликатесы и напитки. Что касается последних, то их употребление имело некоторые местные особенности. Журнал “Урания” сообщал в 1804 году о том, что калужане пили “квас, который здесь особенного приготовления, пиво, вино простое более, нежели водку, полпиво и мед; женщин больше трезвых, мужчин больше пьющих. В недавнем времени вошло в употребление пить чай, а до сего употребляли из меду, клюквы, перцу и прочего так называемый взварец. Кофе же совсем не употребляется”.
Самым же популярным персонажем калужских Гостиных рядов был, как ни странно, Николай Васильевич Гоголь. Он неоднократно посещал Калугу и, по словам мемуаристки А.Россет-Смирновой, “перезнакомился в Гостином дворе со всеми купцами и лавочниками. У некоторых даже засиживался подолгу, играл в шашки”.
Как-то раз резкий ветер с Оки сорвал шляпу с гоголевской головы. Несчастный Николай Васильевич понесся было за влекомым ветром головным убором и довольно быстро сумел его нагнать. Увы, к тому моменту шляпа оказалась в грязной луже, мех ее был испорчен навсегда. Гоголь зашел в шляпный магазин Почапина, чтобы приобрести там новый головной убор, а старый и испорченный как будто бы забыл (на самом деле только сделал вид) в торговом зале.
Хитрый Почапин шляпу выставил в витрине в качестве рекламы, и долгое время гоголевское имущество было одной из главных достопримечательностей городских рядов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru