РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Леонид Карасев "Вещество
литературы"
М.: Языки славянской культуры, 2001
Кто обыкновенно читает классическую
литературу? Школьники, студенты, преподаватели
словесности, историки литературы… Классика –
вечное искушение и для специалистов по смежным
гуманитарным наукам: философов, социологов,
психоаналитиков. Вот и кандидат философских
наук, автор нескольких культурологических
бестселлеров и множества статей в научной
периодике Леонид Карасев внимательнейше читает
классическую литературу и разрабатывает новый
подход к ее исследованию. Свой метод Карасев
называет «онтологической поэтикой», в его основе
– «сотрудничество с текстом, чувство родства
человека и текста». В сочинениях классиков
философ ищет витальный или энергийный смысл,
который может скрываться абсолютно во всем –
вплоть до одежды персонажей (шинель Башмачкина и
халат Обломова) или предметов, двигающих сюжет
(топор Раскольникова). Однако, по мнению Карасева,
не следует придавать этим объектам сугубо
символическое значение: «Важнее сам взгляд,
очищающий вещи или вещества от их культурных
значений, переводящий их в разряд предметов или
фактур, говорящих друг с другом на языке бытийной
представленности, вещественного присутствия в
мире». Название книги метафорично и реально
одновременно: оно, по замечанию автора, указывает
не только на тела, вещества и предметы, но и на
сгустившийся, материализовавшийся смысл.
Изучением состава и формы текстов занимаются
несколько разделов науки. Традиционная «поэтика
сюжета и жанра» (см. труды Ольги Фрейденберг)
изучает внеличностный, исторический фон,
влияющий на автора. Карасев же, не игнорируя
достижений поэтики, анализирует «предтекст» –
ту форму, которая предсуществует произведению не
во временном, а в онтологическом аспекте. Автора
интересует прежде всего та сила, «которая
исходит от текста-возможности с самого начала,
т.е. еще до того момента, когда он впервые
соприкоснется с автором». Момент рождения
шедевра, по Карасеву, наступает в минуту
совпадения энергий автора и «предтекста». Так
возникает (и загустевает) вещество литературы.
Задача исследователя – дать оценку
взаимодействия двух энергий, то есть в конечном
счете определить онтологическую
состоятельность текста.
В новой книге Леонида Карасева – статьи, уже
одним своим названием способные привлечь
интерес литературного гурмана: «Толстой и мир»,
«Масло на Патриарших», «Чехов в футляре»…
Кстати, следующая книга ученого будет тоже о
классике – только о зарубежной: с героями
Шекспира и Гёте там будут соседствовать барон
Мюнхгаузен и Винни-Пух.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|