ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
У нас есть шанс понять друг друга –
войдем в Интернет
Но войти в него – полдела, нужно еще
сделать так, чтобы тебя в нем нашли...
В конце ХХ века мир заболел
инфомационными технологиями. Сначала в Америке,
а затем и в Европе педагоги увлеклись идеей
сделать Интернет мощным средством в
самообразовании ребенка. Они опирались на
естественную потребность детей в общении,
любопытство, желание сотрудничать со взрослыми.
И в то же время они не скрывали своих опасений по
поводу вхождения компьютеров в повседневную
жизнь детей. Но ведь такова реальность,
необходимо подготовить учеников к жизни в
меняющемся и всегда опасном мире, научить их
ориентироваться в информационном хаосе, помочь
выработать свою позицию, свое миропонимание. При
этом именно сотрудничество, поиск
взаимопонимания даже через толщу времени и
предрассудков заставляют наших европейских
коллег обращаться к достижениям техники.
Проблемы национальной розни, сохранения
традиций – странно, что их пытаются решить с
помощью бесстрастных, равнодушных машин. Диалог
на расстоянии... Насколько он эффективен?
Компьютер – собрание ответов на множество
вопросов, и он же источник новых сомнений,
страхов. Известно, что чужой опыт мало помогает. И
все же.
Загадка арабского мальчика
Израиль – страна, где тесно переплетаются две
древнейшие национальные и религиозные традиции:
иудейская и мусульманская. Разные культуры,
разные языки. Много конфликтов и мало настоящих
знаний друг о друге. Даже между ортодоксальными
евреями и теми, кто придерживается более
современных взглядов, нелегко установить
понимание. Что уж говорить об арабах и евреях!
Преподаватель Эдна Апек использовала новые
технологии в организации диалога между школами
по поводу праздников и обрядов разных народов.
Так родился поликультурный проект “Камрат”,
объединивший еврейские и арабские школы.
Стараясь встать над политической ситуацией,
весьма сложной в Израиле, авторы сумели найти
нейтральные темы, интересные и приемлемые для
всех участников диалога. Детство, сказки и
присказки, услышанные от родителей, семейные
предания, обычные человеческие проблемы
становятся общим достоянием. В режиме он-лайн
ведется совместное обучение тех, кто ни разу не
встречался в жизни, затем готовятся совместные
конференции, наконец они становятся
ежемесячными. В центре внимания участников пять
тем: символика и костюмы; вещи, которые
передаются в семье из поколения в поколение;
народные сказки; загадки, пословицы и поговорки;
праздники; анекдоты про известных людей.
Соответственно существует пять групп
исследователей. Ученики встречаются со своими
руководителями раз в неделю. В остальное время
они ищут, читают книги, расспрашивают родителей и
собирают все результаты во внутреннюю
компьютерную сеть своей школы. Кроме того, каждый
на своей личной страничке рассказывает о себе, о
своем городе, поселке, о своем классе. Ребята
знакомятся, даже успевают подружиться, не
встречаясь в реальности до поры до времени. В
конце концов живая встреча происходит. Все
волнуются. После официальной части с речами и
докладами начинается праздничная, не менее
тщательно спланированная, где одетые в
национальные костюмы участники поют
национальные песни, угощают друг друга
национальными блюдами и веселятся вместе –
евреи и арабы. Этих подростков объединила музыка,
любопытство, желание найти новых друзей.
– Было здорово, я познакомился с отличным парнем,
Натаном, – делится впечатлениями арабский
участник проекта. Вот какую загадку придумал он
для Натана:
Тихое место,
безмятежность, покой.
Здесь не найдешь
ни одной живой души.
Лекарство от всех
болезней –
Ясный покой для души.
Чувствую, будто лечу,
когда плыву.
Душа на просторе.
Что это? Знаешь?
(Мертвое море)
То, что раньше было достоянием одной
семьи, становится знакомо и дорого всем. Проект
позволяет использовать самые разнообразные
приемы, найти место каждому, помогает избавиться
от националистических предрассудков, не потеряв,
а напротив, усилив национальную гордость. Именно
благодаря такой работе ребята чувствуют, что их
готовы принять такими, какие они есть, что нет
плохих и хороших культур – есть культура и
варварство. Важно, что такое интернациональное
воспитание можно начинать на расстоянии, не
лицом к лицу, а в виртуальном мире, где
предрассудки, ненависть еще не одержали верх. Это
некая метастрана, там нет войны, а евреи с арабами
встречаются как равные в поисках общего языка.
Потом, увидев друг друга воочию, они уже смогут
воспользоваться этим общим языком. И шансы на
равноправие и взаимопонимание в реальном мире
увеличатся.
Детский сайт про ирландские саги
Многих учителей пугает компьютер, они всячески
изгоняют его из класса. Но одна сельская
ирландская школа доказала в очередной раз, что
компьютеры и образование нужны друг другу,
причем на равных основаниях. В данном случае
компьютер помог ребятам оценить свою
собственную культуру. Школьники погрузились в
изучение древних саг и легенд, используя в равной
степени свое воображение и новые технологии.
Организовал проект «Ирландские саги» учитель
младших классов, ныне пенсионер, Патрик Бэйтс.
Его всегда интересовала история и культура
родных мест. Интернетом он воспользовался как
замечательной возможностью рассказать всему
миру о своем увлечении. В создании web-сайта ему
помогали писатели, художники, мастера в возрасте
6–7 лет. Именно они сделали все web-странички.
Сначала, конечно, учителя прочли им вслух
замечательные старинные легенды, потом ребята
постарались перечитать их самостоятельно.
Каждый выбрал одну легенду, самую любимую, чтобы
поработать с ней всерьез, опираясь на
компьютерные технологии. Свои версии древней
истории многие писали от руки, чтобы выходило
по-старинному, потом перепечатали все на
компьютере. Чтобы сделать текст понятнее, его
украсили рисунками, изложили в виде комиксов и
даже слепили героев из пластилина. Кое-кто
догадался использовать сканер и научил этому
друзей. Сайт становился все лучше и лучше. В конце
концов ученики выпустили красочный буклет о
своей работе и устроили настоящую презентацию в
Гиперстудии, специальной компьютерной
программе. Так самая современная технология
открыла для детей далекое прошлое, историю
родной страны.
Кто видел серую сову?
Для маленьких учеников маленькой финской школы в
нескольких часах езды от Хельсинки компьютеры
превратили далекий большой мир в доступное
образовательное пространство. Началось все с
8-летнего мальчика из американского штата Юта,
который прислал на школьный сайт вопрос: «Ребята,
кто видел большую серую сову? Мне нужно для
доклада о тайге!» Чтобы ответить на вопрос,
понадобилось подучить немного английский язык,
биологию. Наконец Марку Синисало, одному из двух
учителей, работающих в школе, удалось
спровоцировать детей отправить свои вопросы по
е-мэйлу. Завершилось все созданием большой
иллюстрированной книги и видеопрограммы о
природе Финляндии и Юты.
В школе учатся дети разных национальностей. При
помощи Интернета они смогли наладить связь с
теми странами, откуда пришли их предки. Конечно,
для этого пришлось совместными усилиями создать
школьный сайт – первоначально на финском языке,
потом английскую версию. Там появляется
еженедельная страничка новостей, местных и
международных, собранных с различных
информационных сайтов. Ребята приобретают
необходимые в современном мире умения и свой
взгляд на происходящие события.
Прежде чем отправиться в аббатство Конк
Во Франции каждая школа имеет свои особенности в
зависимости от местных условий и традиций, в том
числе и в освоении компьютерных технологий.
Возьмем, к примеру, школы Гренобля. Они стремятся
объединить разных учеников, осуществляющих
сходные проекты, вывести эти проекты на
общенациональный, европейский, мировой уровень.
«Молодежь – на защите окружающей среды» –
пример такого движения. Множество участников
через общую межшкольную компьютерную сеть
обмениваются сведениями, устраивают
конференции, дискуссии, готовят совместные
акции. В Тулузе же школы расположены далеко друг
от друга – в сельской местности, в горах. Поэтому
так важно прервать изоляцию, предоставить детям,
несмотря на географические и социальные
проблемы, возможность свободно общаться, быть в
курсе всех событий. Каждый год выбирается некая
тема для обсуждения. Скажем, цитата из Гарсия
Лорки. Ребята и учителя в процессе работы
устанавливают через Интернет контакты с
испанскими коллегами, обмениваются
впечатлениями, мыслями. Но, познавая огромный
мир, нельзя забывать о родных местах. Школьники
участвуют в исторических проектах, разрабатывая
маршруты по своему району. Вот аббатство Конк,
церковь, построенная на пути паломников в XI–XII
веках. Прежде чем отправиться туда, ученики
самостоятельно собирают информацию из книг и
различных компьютерных источников, занимаются с
педагогами в семинарах, которые могут расширить
их представления о средневековье, а также
пригодиться в путешествии. Это театр, пластика,
литература, живопись и т. п. Личные достижения
каждого помогут группе достичь цели. Учителя
выстраивают работу класса в соответствии с
потребностями проекта и интересами детей. Вся
организационная подготовка ведется с
применением современных средств связи, тем более
что между членами одной команды порой сотни
километров. «Дорога культуры», проложенная
ребятами, развивает в них навыки, все более
востребованные нашим обществом на пути
стремительного прогресса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|