Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

У нас есть шанс понять друг друга –
войдем в Интернет

wpe3D.jpg (28134 bytes)

Но войти в него – полдела, нужно еще сделать так, чтобы тебя в нем нашли...

В конце ХХ века мир заболел инфомационными технологиями. Сначала в Америке, а затем и в Европе педагоги увлеклись идеей сделать Интернет мощным средством в самообразовании ребенка. Они опирались на естественную потребность детей в общении, любопытство, желание сотрудничать со взрослыми. И в то же время они не скрывали своих опасений по поводу вхождения компьютеров в повседневную жизнь детей. Но ведь такова реальность, необходимо подготовить учеников к жизни в меняющемся и всегда опасном мире, научить их ориентироваться в информационном хаосе, помочь выработать свою позицию, свое миропонимание. При этом именно сотрудничество, поиск взаимопонимания даже через толщу времени и предрассудков заставляют наших европейских коллег обращаться к достижениям техники. Проблемы национальной розни, сохранения традиций – странно, что их пытаются решить с помощью бесстрастных, равнодушных машин. Диалог на расстоянии... Насколько он эффективен? Компьютер – собрание ответов на множество вопросов, и он же источник новых сомнений, страхов. Известно, что чужой опыт мало помогает. И все же.

Загадка арабского мальчика

Израиль – страна, где тесно переплетаются две древнейшие национальные и религиозные традиции: иудейская и мусульманская. Разные культуры, разные языки. Много конфликтов и мало настоящих знаний друг о друге. Даже между ортодоксальными евреями и теми, кто придерживается более современных взглядов, нелегко установить понимание. Что уж говорить об арабах и евреях! Преподаватель Эдна Апек использовала новые технологии в организации диалога между школами по поводу праздников и обрядов разных народов. Так родился поликультурный проект “Камрат”, объединивший еврейские и арабские школы. Стараясь встать над политической ситуацией, весьма сложной в Израиле, авторы сумели найти нейтральные темы, интересные и приемлемые для всех участников диалога. Детство, сказки и присказки, услышанные от родителей, семейные предания, обычные человеческие проблемы становятся общим достоянием. В режиме он-лайн ведется совместное обучение тех, кто ни разу не встречался в жизни, затем готовятся совместные конференции, наконец они становятся ежемесячными. В центре внимания участников пять тем: символика и костюмы; вещи, которые передаются в семье из поколения в поколение; народные сказки; загадки, пословицы и поговорки; праздники; анекдоты про известных людей. Соответственно существует пять групп исследователей. Ученики встречаются со своими руководителями раз в неделю. В остальное время они ищут, читают книги, расспрашивают родителей и собирают все результаты во внутреннюю компьютерную сеть своей школы. Кроме того, каждый на своей личной страничке рассказывает о себе, о своем городе, поселке, о своем классе. Ребята знакомятся, даже успевают подружиться, не встречаясь в реальности до поры до времени. В конце концов живая встреча происходит. Все волнуются. После официальной части с речами и докладами начинается праздничная, не менее тщательно спланированная, где одетые в национальные костюмы участники поют национальные песни, угощают друг друга национальными блюдами и веселятся вместе – евреи и арабы. Этих подростков объединила музыка, любопытство, желание найти новых друзей.
– Было здорово, я познакомился с отличным парнем, Натаном, – делится впечатлениями арабский участник проекта. Вот какую загадку придумал он для Натана:

Тихое место,
безмятежность, покой.
Здесь не найдешь
ни одной живой души.
Лекарство от всех
болезней –
Ясный покой для души.
Чувствую, будто лечу,
когда плыву.
Душа на просторе.
Что это? Знаешь?
(Мертвое море)

То, что раньше было достоянием одной семьи, становится знакомо и дорого всем. Проект позволяет использовать самые разнообразные приемы, найти место каждому, помогает избавиться от националистических предрассудков, не потеряв, а напротив, усилив национальную гордость. Именно благодаря такой работе ребята чувствуют, что их готовы принять такими, какие они есть, что нет плохих и хороших культур – есть культура и варварство. Важно, что такое интернациональное воспитание можно начинать на расстоянии, не лицом к лицу, а в виртуальном мире, где предрассудки, ненависть еще не одержали верх. Это некая метастрана, там нет войны, а евреи с арабами встречаются как равные в поисках общего языка. Потом, увидев друг друга воочию, они уже смогут воспользоваться этим общим языком. И шансы на равноправие и взаимопонимание в реальном мире увеличатся.

Детский сайт про ирландские саги

Многих учителей пугает компьютер, они всячески изгоняют его из класса. Но одна сельская ирландская школа доказала в очередной раз, что компьютеры и образование нужны друг другу, причем на равных основаниях. В данном случае компьютер помог ребятам оценить свою собственную культуру. Школьники погрузились в изучение древних саг и легенд, используя в равной степени свое воображение и новые технологии. Организовал проект «Ирландские саги» учитель младших классов, ныне пенсионер, Патрик Бэйтс. Его всегда интересовала история и культура родных мест. Интернетом он воспользовался как замечательной возможностью рассказать всему миру о своем увлечении. В создании web-сайта ему помогали писатели, художники, мастера в возрасте 6–7 лет. Именно они сделали все web-странички. Сначала, конечно, учителя прочли им вслух замечательные старинные легенды, потом ребята постарались перечитать их самостоятельно. Каждый выбрал одну легенду, самую любимую, чтобы поработать с ней всерьез, опираясь на компьютерные технологии. Свои версии древней истории многие писали от руки, чтобы выходило по-старинному, потом перепечатали все на компьютере. Чтобы сделать текст понятнее, его украсили рисунками, изложили в виде комиксов и даже слепили героев из пластилина. Кое-кто догадался использовать сканер и научил этому друзей. Сайт становился все лучше и лучше. В конце концов ученики выпустили красочный буклет о своей работе и устроили настоящую презентацию в Гиперстудии, специальной компьютерной программе. Так самая современная технология открыла для детей далекое прошлое, историю родной страны.

Кто видел серую сову?

Для маленьких учеников маленькой финской школы в нескольких часах езды от Хельсинки компьютеры превратили далекий большой мир в доступное образовательное пространство. Началось все с 8-летнего мальчика из американского штата Юта, который прислал на школьный сайт вопрос: «Ребята, кто видел большую серую сову? Мне нужно для доклада о тайге!» Чтобы ответить на вопрос, понадобилось подучить немного английский язык, биологию. Наконец Марку Синисало, одному из двух учителей, работающих в школе, удалось спровоцировать детей отправить свои вопросы по е-мэйлу. Завершилось все созданием большой иллюстрированной книги и видеопрограммы о природе Финляндии и Юты.
В школе учатся дети разных национальностей. При помощи Интернета они смогли наладить связь с теми странами, откуда пришли их предки. Конечно, для этого пришлось совместными усилиями создать школьный сайт – первоначально на финском языке, потом английскую версию. Там появляется еженедельная страничка новостей, местных и международных, собранных с различных информационных сайтов. Ребята приобретают необходимые в современном мире умения и свой взгляд на происходящие события.

Прежде чем отправиться в аббатство Конк

Во Франции каждая школа имеет свои особенности в зависимости от местных условий и традиций, в том числе и в освоении компьютерных технологий. Возьмем, к примеру, школы Гренобля. Они стремятся объединить разных учеников, осуществляющих сходные проекты, вывести эти проекты на общенациональный, европейский, мировой уровень. «Молодежь – на защите окружающей среды» – пример такого движения. Множество участников через общую межшкольную компьютерную сеть обмениваются сведениями, устраивают конференции, дискуссии, готовят совместные акции. В Тулузе же школы расположены далеко друг от друга – в сельской местности, в горах. Поэтому так важно прервать изоляцию, предоставить детям, несмотря на географические и социальные проблемы, возможность свободно общаться, быть в курсе всех событий. Каждый год выбирается некая тема для обсуждения. Скажем, цитата из Гарсия Лорки. Ребята и учителя в процессе работы устанавливают через Интернет контакты с испанскими коллегами, обмениваются впечатлениями, мыслями. Но, познавая огромный мир, нельзя забывать о родных местах. Школьники участвуют в исторических проектах, разрабатывая маршруты по своему району. Вот аббатство Конк, церковь, построенная на пути паломников в XI–XII веках. Прежде чем отправиться туда, ученики самостоятельно собирают информацию из книг и различных компьютерных источников, занимаются с педагогами в семинарах, которые могут расширить их представления о средневековье, а также пригодиться в путешествии. Это театр, пластика, литература, живопись и т. п. Личные достижения каждого помогут группе достичь цели. Учителя выстраивают работу класса в соответствии с потребностями проекта и интересами детей. Вся организационная подготовка ведется с применением современных средств связи, тем более что между членами одной команды порой сотни километров. «Дорога культуры», проложенная ребятами, развивает в них навыки, все более востребованные нашим обществом на пути стремительного прогресса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru