Готово ли государство сотрудничать
с нами на равных?
“Реформы системы образования и
гражданское общество”. В лекционном зале Высшей
школы экономики собрались представители
общественных организаций, связанных с
образованием. Координировал дискуссию ректор
ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Образование и власть. В самом начале Ирина
Хакамада предостерегла коллег от возложения
вины за проблемы в образовании только на
профильное министерство. Гораздо большая
ответственность лежит на Министерстве труда,
Министерстве финансов, правительстве, которое
никак не может утвердить вопрос о переводе
зарплаты на региональный уровень, считает она. С
увеличением с 1 декабря 2001 года заработной платы
муниципалитеты начали получать повышенные
финансовые задания, но средства, запланированные
на эти цели, до них не доходят. По мнению
И.Хакамады, сегодня назрела острая необходимость
участия общества в управлении образованием,
поскольку оно более чутко реагирует на изменение
условий и целей развития. При этом государство
должно прежде всего согласовывать с обществом,
какие именно нововведения в образовании
необходимы, и лишь затем совместно разрабатывать
реформы.
Роль образования в развитии общества. Система
образования, говорилось в дискуссии, может
выступать моделью общества. Сегодня это общество
закрытое. Нет готовности к сотрудничеству на
равных между чиновниками и гражданами,
родителями и работодателями, педагогами и
родителями. Поэтому, считает Евгений Бунимович,
задача школы – воспитание в учениках умения
вести диалог, действовать по собственным
жизненным проектам.
Как школа, так и общество постепенно должны
становиться открытыми системами. В свою очередь
и открытость общественно-государственных
структур принесет большой развивающий эффект.
Попечительское движение. Директор
образовательного центра “Царицыно” Ефим
Рачевский привел результаты социологического
исследования: 92% опрошенных родителей считают,
что хорошее образование – главное, что они
должны дать своим детям. Поэтому создание
условий для попечительского движения в стране
просто необходимо. По мнению участников
дискуссии, прежде всего это введение льготы по
налогу на прибыль, освобождение от единого
социального налога на все благотворительные
выплаты. При этом, как сказала Ирина Хакамада,
государство должно не просить у общества помощи,
а предлагать ему обмен ресурсами. Образование –
не придаток государственного сервиса, а
самостоятельная индустрия, считает
В.Карачинский, поэтому для такого обмена
ресурсами наряду с введением рейтинга
образовательных учреждений необходимо провести
консолидацию в отрасли – создавая
образовательные цепочки “лицей – вуз –
аспирантура – наука – производство”.
Круг участия. А.Рынков предложил участникам
дискуссии ввести общественные институты
экспертизы платных образовательных услуг,
аттестации платного образования, общественного
контроля за расходами внебюджетных средств.
По мнению Анатолия Пинского, организациям
общественного управления образованием (не
только попечительским советам) нужно дать долю в
управлении внебюджетными средствами,
лицензировании и аккредитации образовательных
учреждений. Необходимо введение института
общественного контроля при проведении выпускных
и вступительных экзаменов, а также при
согласовании кадровых решений по руководству
образовательными учреждениями. Также было
высказано мнение, что в общественное управление
образованием должны включиться не только
попечители, но и Союзы родителей, работодателей,
учителей.
Законный вопрос. Существующей сегодня
законодательной базы катастрофически
недостаточно для того, чтобы развивать
общественное управление образованием. Для
реального увеличения роли общества недостает
также и политической воли, и активности граждан.
Необходим закон об общественно-государственном
управлении образованием, закон о попечительском
движении.
Участники дискуссии предложили как можно скорее
начать работу над новым положением о
попечительских советах. Необходимо также
пересмотреть модель федерального органа
управления образования, узаконить систему
контрактов для педагогов.
Участники дискуссии приняли решение о создании
тематических групп общественности для
разработки законопроектов, организации
проблемных дискуссий. Однако это решение пока
прозвучало только со стороны образовательного
сообщества.
Но кто станет заинтересованным партнером со
стороны государства? Этот вопрос остался без
ответа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|