РЕЖИССУРА УРОКА
ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ
Одна из самых животрепещущих тем
учительских разговоров – контрольные работы. А
уже если учитель задет за живое, потерял покой и
сон, если ему не по себе, то дело скорее всего
пахнет новой импровизацией на ближайшем уроке.
Действительно, надо же как-то выходить из
положения? И самое интересное – выход чаще всего
обнаруживается, и такой, что дух захватывает! Так
что не было бы счастья, да несчастье помогло. Жаль
только, что смелой импровизацией подчас не с кем
поделиться – того и гляди канет в Лету. Зато если
импровизацию кто-то подхватит и она пойдет из рук
в руки, из уст в уста, то у нее есть шанс стать
почти что фольклором. Дидактическим!
Когда-то считалось, что фольклор – это нечто,
во-первых, только устное и, во-вторых, только
крестьянское. Но уже в XIX веке обнаружилось, что
есть фольклор и городской, и тюремный, и
студенческий, и детский. А потом стало ясно, что
фольклор может быть и письменным, и даже
авторским. Вот только педагогического фольклора
ученые до сих пор почему-то не замечают, не говоря
уж о дидактическом. А что же тогда, по их мнению,
всем известное «Цыган на цыпочках...» или «Каждый
охотник желает знать...»?
Вот, например, и сегодняшний диктант с
«грузинским акцентом» тоже может стать
фольклором, если кому-то он приглянется и пойдет
гулять по урокам – видоизменяясь,
перелопачиваясь, искажаясь и обрастая новыми
деталями. И многие из ваших, дорогие читатели,
находок (или находок ваших коллег) тоже вполне
могут стать (или уже стали?) фольклором. Так не
пора ли его собирать?!
Контрольная работа: вокруг да около
Жуткий диктант нам прислали сверху –
статья про чай: как его там выращивают и что такое
чайник. Текст построен не просто по-дурацки, а как
будто со злым умыслом.
В первой же строчке: «Вырастить чай очень
нелегко». Поэтому я сразу же должна предупредить
своих третьеклассников, что “нелегко” пишется
вместе. На второй строчке – два глагола с “не”. И
у некоторых детей автоматом срабатывает, что они
тоже слитно пишутся…
Там огромное количество каких-то причастий с
двойным «н», четыре слова с приставкой
«пре-/при-». А это вообще проходят только в
шестом-седьмом классах!..
По идее должны быть предложения с однородными
членами, а здесь оно одно…
Слово “присутствует” чего стоит! В чае, мол,
“присутствует чуть ли не весь алфавит
витаминов”(!). Как, по их представлениям,
третьеклассники должны писать «чуть ли не
весь»?..
«Алфавит», «витамины» – еще ладно, хоть и из
пятого класса. А «утоляет»?..
И жуткие совершенно термины: “озон”,
“инъекция”. Откуда они их повыбирали?! Я что,
должна их все подряд на доске писать?..
Вот прошлогодний итоговый диктант был хоть и
сложный, но по программе третьего класса. Я его
своим еще в начале года продиктовала. Но не как
контрольную работу. Во-первых, перед тем как
диктовать, я с ними поговорила о наиболее важных
орфограммах – безударной гласной и сомнительной
согласной. Во-вторых, я им сказала так: если вы
сомневаетесь в написании, можете поднять руку и
спросить, а я подумаю, отвечать или нет.
Руку поднимали по разным поводам. Первый: человек
написал правильно, но в себе не уверен. В таких
случаях я кивала головой: мол, все в порядке. Есть
дети, которых надо погладить по головке. Второй
случай: человек видит, что что-то не то, поднимает
руку, и тогда я ему просто показываю номер
орфограммы. Этого достаточно.
Тот диктант они написали очень хорошо. А здесь?
Вспоминать из программы нечего и помогать не в
чем. Зато подсказывать – чуть не каждое слово. И
кто только выдумал дать этот диктант про чай как
контрольный? Нет, правда, кто? Вот бы раскрутить…
В жилетку «Режиссуры урока»
плакалась московская учительница Ольга Л.
Жаль, что диктант превращается в самый пошлый
экзамен. И не столько детям, сколько учителю.
Понятно, что по слогам диктовать стыдно. И
подсказывать стыдно. И ошибки тайком исправлять.
А что делать? Допустим, все будет взаправду. И мой
класс по результатам окажется самый худший. Но не
потому, что он такой. А потому, что остальные-то
учителя в своих классах именно чуть не по слогам
диктуют!
Можно, конечно, и в отстающих ходить… Так детей
жалко: я-то знаю, что они не хуже других. А ведь
повесят клеймо слабого класса – не отмоешься.
Обычно диктанты я выдумываю сама, исходя из
текущего материала и возможностей моих учеников.
Диктант для меня – это не проверка чего-то, это
еще одна работа с текстом. Одна из многих. А не
единственный, как это обычно понимается,
показатель уровня грамотности ребенка. Я знаю
детей, натасканных довольно прилично писать
диктанты и при этом совершенно беспомощных в
свободном письме.
Вообще-то я за всякие тексты: и за стоеросовые, и
за дурацкие, и за наукообразные. Но только если
они не административные и тем более не годовые
контрольные работы. Не в качестве проверки, а как
объект наблюдения они, наверное, могут быть
полезны – странностей хоть отбавляй.
Административный же диктант – это некое
ритуальное действо. Надо, чтоб все поголовно
справились? Что ж, мы понимаем, это святое. Ритуал
есть ритуал. Пожалуйста, получите! Бороться с ним
вредно. Для здоровья.
А я результаты никак не подтасовываю. Пусть будет
как есть. Ведь детям в настоящей жизни много
контрольных придется пройти. Пусть закаляются.
Я просто стараюсь подготовить детей к
контрольной работе как к работе со своими
особенностями. Чтобы они и психологически были
готовы, не боялись.
Но я также стараюсь их готовить и к другого рода
работам. Например, к тестам. Тесты сейчас в моде, а
иметь с ними дело дети не умеют.
Думаю, что контрольная работа – как
разновидность экзаменационной – нужна и
полезна. Пока существуют экзамены, мы вынуждены
готовить к ним детей, чтобы они избежали
стрессов, которые связаны с любой проверкой
знаний, в частности письменной.
Реплики екатеринбургских учителей
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|