Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ

Одна из самых животрепещущих тем учительских разговоров – контрольные работы. А уже если учитель задет за живое, потерял покой и сон, если ему не по себе, то дело скорее всего пахнет новой импровизацией на ближайшем уроке. Действительно, надо же как-то выходить из положения? И самое интересное – выход чаще всего обнаруживается, и такой, что дух захватывает! Так что не было бы счастья, да несчастье помогло. Жаль только, что смелой импровизацией подчас не с кем поделиться – того и гляди канет в Лету. Зато если импровизацию кто-то подхватит и она пойдет из рук в руки, из уст в уста, то у нее есть шанс стать почти что фольклором. Дидактическим!
Когда-то считалось, что фольклор – это нечто, во-первых, только устное и, во-вторых, только крестьянское. Но уже в XIX веке обнаружилось, что есть фольклор и городской, и тюремный, и студенческий, и детский. А потом стало ясно, что фольклор может быть и письменным, и даже авторским. Вот только педагогического фольклора ученые до сих пор почему-то не замечают, не говоря уж о дидактическом. А что же тогда, по их мнению, всем известное «Цыган на цыпочках...» или «Каждый охотник желает знать...»?
Вот, например, и сегодняшний диктант с «грузинским акцентом» тоже может стать фольклором, если кому-то он приглянется и пойдет гулять по урокам – видоизменяясь, перелопачиваясь, искажаясь и обрастая новыми деталями. И многие из ваших, дорогие читатели, находок (или находок ваших коллег) тоже вполне могут стать (или уже стали?) фольклором. Так не пора ли его собирать?!

Мария ГАНЬКИНА

Контрольная работа: вокруг да около

Жуткий диктант нам прислали сверху – статья про чай: как его там выращивают и что такое чайник. Текст построен не просто по-дурацки, а как будто со злым умыслом.
В первой же строчке: «Вырастить чай очень нелегко». Поэтому я сразу же должна предупредить своих третьеклассников, что “нелегко” пишется вместе. На второй строчке – два глагола с “не”. И у некоторых детей автоматом срабатывает, что они тоже слитно пишутся…
Там огромное количество каких-то причастий с двойным «н», четыре слова с приставкой «пре-/при-». А это вообще проходят только в шестом-седьмом классах!..
По идее должны быть предложения с однородными членами, а здесь оно одно…
Слово “присутствует” чего стоит! В чае, мол, “присутствует чуть ли не весь алфавит витаминов”(!). Как, по их представлениям, третьеклассники должны писать «чуть ли не весь»?..
«Алфавит», «витамины» – еще ладно, хоть и из пятого класса. А «утоляет»?..
И жуткие совершенно термины: “озон”, “инъекция”. Откуда они их повыбирали?! Я что, должна их все подряд на доске писать?..
Вот прошлогодний итоговый диктант был хоть и сложный, но по программе третьего класса. Я его своим еще в начале года продиктовала. Но не как контрольную работу. Во-первых, перед тем как диктовать, я с ними поговорила о наиболее важных орфограммах – безударной гласной и сомнительной согласной. Во-вторых, я им сказала так: если вы сомневаетесь в написании, можете поднять руку и спросить, а я подумаю, отвечать или нет.
Руку поднимали по разным поводам. Первый: человек написал правильно, но в себе не уверен. В таких случаях я кивала головой: мол, все в порядке. Есть дети, которых надо погладить по головке. Второй случай: человек видит, что что-то не то, поднимает руку, и тогда я ему просто показываю номер орфограммы. Этого достаточно.
Тот диктант они написали очень хорошо. А здесь? Вспоминать из программы нечего и помогать не в чем. Зато подсказывать – чуть не каждое слово. И кто только выдумал дать этот диктант про чай как контрольный? Нет, правда, кто? Вот бы раскрутить…

В жилетку «Режиссуры урока»
плакалась московская учительница Ольга Л.




Жаль, что диктант превращается в самый пошлый экзамен. И не столько детям, сколько учителю.
Понятно, что по слогам диктовать стыдно. И подсказывать стыдно. И ошибки тайком исправлять. А что делать? Допустим, все будет взаправду. И мой класс по результатам окажется самый худший. Но не потому, что он такой. А потому, что остальные-то учителя в своих классах именно чуть не по слогам диктуют!
Можно, конечно, и в отстающих ходить… Так детей жалко: я-то знаю, что они не хуже других. А ведь повесят клеймо слабого класса – не отмоешься.

Обычно диктанты я выдумываю сама, исходя из текущего материала и возможностей моих учеников. Диктант для меня – это не проверка чего-то, это еще одна работа с текстом. Одна из многих. А не единственный, как это обычно понимается, показатель уровня грамотности ребенка. Я знаю детей, натасканных довольно прилично писать диктанты и при этом совершенно беспомощных в свободном письме.

Вообще-то я за всякие тексты: и за стоеросовые, и за дурацкие, и за наукообразные. Но только если они не административные и тем более не годовые контрольные работы. Не в качестве проверки, а как объект наблюдения они, наверное, могут быть полезны – странностей хоть отбавляй.
Административный же диктант – это некое ритуальное действо. Надо, чтоб все поголовно справились? Что ж, мы понимаем, это святое. Ритуал есть ритуал. Пожалуйста, получите! Бороться с ним вредно. Для здоровья.

А я результаты никак не подтасовываю. Пусть будет как есть. Ведь детям в настоящей жизни много контрольных придется пройти. Пусть закаляются.
Я просто стараюсь подготовить детей к контрольной работе как к работе со своими особенностями. Чтобы они и психологически были готовы, не боялись.
Но я также стараюсь их готовить и к другого рода работам. Например, к тестам. Тесты сейчас в моде, а иметь с ними дело дети не умеют.

Думаю, что контрольная работа – как разновидность экзаменационной – нужна и полезна. Пока существуют экзамены, мы вынуждены готовить к ним детей, чтобы они избежали стрессов, которые связаны с любой проверкой знаний, в частности письменной.

Реплики екатеринбургских учителей


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru