УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Виталий РЕМИЗОВ,
директор Государственного музея Л.Н.Толстого
Когда возникает непонимание
Как преодолеть его учителю и ученику?
Загадка увлечения тесно связана с
тайной восприятия окружающего мира.
Когда Л.Толстой занимался с детьми литературой,
он читал лучшие произведения русской и мировой
классики. Здесь были и Пушкин, и Дефо, но ребята
слушали эти тексты без особого интереса.
И тогда Лев Николаевич поставил задачу создания
так называемой переходной литературы.
Что же сделал Толстой? Он убрал из текстов
“Азбуки” все эпитеты и метафоры. Представьте,
Толстой, который прекрасно владел богатством
русского языка, вдруг пошел по пути аскетизма. И
оказалось, это был гениальный шаг.
Дети легко и с удовольствием домысливают эти
нейтральные тексты, так же как они раскрашивают
орнаментальные рисунки в альбомах. Здесь каждый
ребенок получает возможность проявить
индивидуальность своего мышления.
Человеку свойственно не только видеть мир, но и
домысливать, преображать его в своих фантазиях,
запечатлевать его в лепке, рисунке, вышивке...
Когда ребенок получает информацию, необходимую
для его развития и удовлетворяющую его
потребностям, тогда и рождается увлечение.
Опыт преодоления
И обязательно на пути образования надо
ставить опоры, поручни, помогающие ребенку
преодолевать трудные моменты. Это важно, чтобы
человек в детстве получил опыт преодоления
трудностей. Иначе при столкновении с первой же
проблемой увлечение будет гаснуть.
Например, в комнате находится пирамида со
ступеньками, а на ее вершине стоит красивая
игрушка. И ребенок, едва научившись ходить,
сможет забраться на пирамиду и достать желанный
предмет. Это доступная трудность.
В философии школы Толстого нет насилия, но есть
усилие.
Ученики толстовских классов свободно овладевают
понятиями эпического, лирического,
драматического, определения которых (с чем мне,
как преподавателю вуза, нередко приходилось
сталкиваться) с таким трудом пытаются припомнить
абитуриенты на вступительных экзаменах. Потому
что это зазубренные определения.
Мы же в школе Толстого начинаем говорить об
эпическом, не произнося этого слова. Пусть оно
само естественно войдет в лексикон ребенка.
Сначала я предлагаю ребятам присмотреться к
окружающим предметам. Что они видят в классе:
стены с обоями, занавески, книжный шкаф... Потом
каждый из них начинает работать над оценкой того,
что он видит. Скажем, уютное это помещение или
нет, изящный рисунок на стене или некрасивый? А
дальше можно восстановить в памяти свой путь от
дома до школы: что я увидел на этой дороге? Какие
события произошли со мной, пока я шел в школу, как
я провел вчерашний день? И постепенно ребенок
научается облекать событийный ряд жизни в
словесную оболочку.
Как возникает непонимание учеником учителя?
Зафиксировать этот момент чрезвычайно сложно. А
ведь утрата интереса происходит, когда учитель
не ощущает, что он начинает говорить на
непонятном ребенку языке. Проблема увлечения –
это помимо всего прочего проблема языка общения.
Беда в том, что у нас и учебники, и речь педагога
стандартизированы, однообразны, лишены
индивидуальной неповторимости.
Что представляет собой язык современного
общества? Чаще всего приходится слышать
привычные мертвые клише либо сленг.
Банальная речь не порождает на уроке поле
эмоционального и смыслового напряжения.
Необходим поиск новых языковых форм, новых
языковых ходов.
Создавая свои учебники в школе Толстого, мы
тщательно работали над каждой формулировкой,
опасаясь, с одной стороны, впасть в красивость,
слащавость слога, а с другой – засушить текст.
О цвете соседских глаз
В толстовских школах мы стремимся идти
от природы человека, говорить с детьми не на
языке предмета, а на языке живого общения,
обращаясь непосредственно к опыту ребенка.
Например, в наших школах есть тема “Жизнь,
смерть, бессмертие”. Если вести преподавание
обычным способом, можно дать определение жизни,
дать определение бессмертия или несколько
определений... Вызовет это интерес у детей? Нет.
На вопрос, что такое жизнь, я и сам не смогу
ответить. А если начать разговор с вопроса, что
человеку дороже всего на свете? Ведь никто не
скажет: игрушка. Скажут: жизнь.
С чего начинается жизнь? С рождения.
А каким приходит человек в этот мир?
Говорят: то, что рождается, – хрупкое,
незащищенное, оно нуждается в том-то и том-то.
Дети же держали маленького котеночка, щеночка,
птичку... Все это им знакомо.
В любом предмете прослеживается эта
таинственная связь с нашей повседневной жизнью.
Например, в математике вы прикасаетесь к
таинству чисел, через которые познается все.
Скажем, вычитание. Разве все в жизни не
сокращается, разве день не уменьшается, разве
листва не падает? Это же законы нашего бытия.
Парадоксальная вещь: если спросить у детей, какой
предмет у вас самый нелюбимый, многие скажут:
русский язык. Это же кощунственно: назвать
практическую школьную грамматику русским
языком, чтобы человек, живущий в России, говорил,
что русский язык для него самый нелюбимый.
А что происходит на уроке русского языка?
Изучаются, предположим, союзы. Ради чего учитель
начинает говорить о союзах? Просто ради
информации, что бывают союзы противительные,
соединительные... Скучно.
Но, оказывается, если союз выпадает из
литературного произведения, разрушается музыка
речи. Вычеркните из тургеневского стихотворения
в прозе союзы – и вы увидите, как поблекнет текст.
Оказывается, через союзы мы выражаем наши
отношения друг с другом, состояния близости или
конфликта.
Все логические ряды знания можно выстроить не
как сухое перечисление, а через гамму
человеческих переживаний, конфликтов.
Помнится, как однажды, будучи молодым учителем, я
дал детям письменное здание: описать, какой они
видят школьную мастерскую. А в классе был один
круглый двоечник Петя. Но какую работу он
написал! Он писал о том, как он входит в токарную
мастерскую, как чувствует этот запах масла,
прикасается к металлу... Кто это заметил?
Заметили, что он сделал 27 ошибок. И когда я
поставил “5” за это сочинение, в учительской
разразился скандал. “Как вы можете?!”
В другом сочинении тот же мальчик написал: “Я
знаю, что труд в нашей стране почетен и человек
должен трудиться, но я больше люблю природу”.
Реакция учителей: “Какой ужас!”
Вот куда уходит увлечение. В рутину. Во все эти
“правильные” программные определения:
“Запишите, кто такой Печорин, Онегин, об этом
потом спросят в вузе”.
К сожалению, наша система образования отстранена
от конкретного человека. Она выступает абсолютно
внешним фактором по отношению к человеку.
Часто я спрашиваю у детей: вот вы сидите с Таней
за одной партой, а какие глаза у Тани? Многие эти
детали даже не замечают, нам недостает
элементарной зоркости и чуткости по отношению к
другому.
Не поразительно ли: человек в школе занимается
математикой, языком, физикой, а чтобы
присмотреться внимательнее к соседу по парте –
так нет, не происходит этого!
Если бы нацелить систему образования на
взращивание в ребенке потребности познать себя и
рядом живущего человека! Эта педагогическая
установка могла бы стать основой увлечения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|