Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
 

Ефим РАЧЕВСКИЙ,
директор ГОУ Центр образования № 548 «Царицыно»

Приказ о... содержании школьного кота

И другие «мелочи», из которых складывается образовательная среда

«Учение без увлечения стало не просто плохим учением, как было всегда, – оно теперь немыслимо. Сегодня учение с увлечением – завтра увлекательная жизнь».
Эти слова сказаны Симоном Соловейчиком 25 лет назад. Но вечная, нестареющая тема книги «Учение с увлечением» со времени ее выхода в свет, пожалуй, стала еще актуальнее. В нашем стремительно усложняющемся мире заинтересовать детей учением буквально означает помочь им ярче и интереснее строить собственную жизнь.
И, оказывается, учителю не надо для этого превращаться в клоуна, становиться на голову или запрыгивать на парту. Существуют более естественные способы провести урок так, чтобы учились с увлечением.

Как-то в нашей школе заболела учительница французского языка. Пойти на урок в 5 класс было некому. И я, не зная ни слова по-французски, сам пошел вести это занятие.
Идея урока у меня возникла спонтанно, без обдумывания. Я сказал детям, что не знаю французского, и предложил: “Давайте договоримся, что, выйдя от вас через 45 минут, я буду знать 5–6 предложений на французском языке”. И на протяжении 45 минут дети с такой радостью обучали меня языку, что я ушел в полной уверенности, что этот процесс принес пользу не столько мне, сколько им.
Таких педагогических приемов у учителей есть большое множество. Но в действительности приведенный мною пример не характерен. Урок – это только маленький фрагмент учения.

Школа, которая «не мешает моему образованию»

Мотивация детей к учению зависит от целого ряда факторов, среди которых главным является то, что называют школьным этносом, или образовательной средой. Из чего она складывается? Я бы сказал – из суммы мелочей, которым на первый взгляд не придаешь особого значения.
Например, фонтан на школьном дворе, живые цветы, картины на стенах – все это способ сделать учение более мотивированным.
Всякие, как я их называю, хулиганские штуки: например, приказ по школе “О содержании школьного кота”.
Есть ряд запретных действий. Скажем, на детей нельзя кричать, с детьми надо разговаривать тихо, их надо выслушивать.
Многое зависит от возрастных особенностей ребенка. В 5–6 классе наступает пубертатный период, и мотивация закономерно падает. В этот момент мы делаем все возможное, чтобы приостановить это снижение. Пытаемся создать для ребенка как можно больше разных возможностей. Допустим, не идет у тебя математика – попробуй себя в футболе.
Ребенок обязательно должен иметь положительную оценку окружающих.
На стене вывешены портреты ребят. Это не отличники, это те, кто себя реализовал – в футболе, химии, живописи... И висит лозунг: “Школа не должна мешать моему образованию”.
Хорошая школа удовлетворяет трем критериям. Во-первых, дети в нее хотят ходить. Во-вторых, родители хотят этих детей в школу отвести. И в третьих, учитель из этой школы не хочет уходить.

...внести в информационный поток кусочек сердца

Все это, конечно, не означает, что мы не придаем значения профессионализму учителя.
Напротив, одна из самых защищенных строк в нашей небогатой смете – повышение квалификации учителя. Мы скорее не купим какой-нибудь стул или стол, но найдем возможность направить учителя на курсы повышения квалификации.
Вообще есть две категориии учителей. В первую входят те, кто становится учителем потому, что получает диплом. А ко второй я отношу учителей, которые обладают особыми личностными и профессиональными качествами.
К сожалению, встречаются учителя, которые просто пересказывают учебники. Это тем более печально потому, что школа уже не является главным источником информации для подростка. Учитель обязан знать больше, чем он преподает, но также он должен уметь научить ребенка технологии работы с информацией.
Еще одна функциональная обязанность современного педагога: помочь ребенку освоить навыки учебного труда. Под этим мы подразумеваем навыки любой деятельности: умение видеть проблему, анализировать, сравнивать, делать умозаключения, быть точным, избегать избыточной информации.
А самое главное – способность учителя внести в обрушивающийся на ребенка информационный поток свои эмоции, кусочек человеческого сердца.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru