Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РАССЛЕДОВАНИЕ "ПС"

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Круги по воде

Вот уже три недели вся страна наблюдает за перипетиями телевизионного ток-шоу «За стеклом». Негодуют, критикуют, ужасаются. Но смотрят. Время от времени возникают обращения с требованием передачу запретить. Не осталось в стороне и Министерство образования.
В пятницу, 16-го, крупнейшие информационные агентства страны сообщили, что члены проблемно-методического совета по дифференциальной психологии Министерства образования направили открытое письмо руководителям центральных каналов телевидения с призывом прекратить трансляцию передачи «За стеклом» и впредь не создавать ничего подобного. Психологи также предложили рекламодателям канала ТВ-6 не размещать рекламу в этой передаче.

Обоснования, предоставленные психологами в пользу своих предложений, были таковы: «У активных зрителей программы, как и у непосредственных участников передачи, увеличивается вероятность нестабильности и неблагополучия в личных отношениях». Или: «Стремящиеся к участию в передаче юноши и девушки не способны объективно оценить возможный вред, следовательно, их выбор не может считаться осознанным и свободным», «Передача может оказать негативное воздействие на подростков, не имеющих опыта стабильных и глубоких эмоциональных и сексуальных отношений».
Оперативность работы психологов нас удивила, и мы решили узнать, на основе каких данных были сделаны эти выводы. Вероятно, проводились социологические, психологические исследования, и их результаты могли бы представлять интерес больший, чем открытое письмо, состоящее из общих фраз. Но не тут-то было...

Круг первый

Начали со звонка в пресс-службу Министерства образования. Линия долго была занята. “Наверное, коллеги домогаются, тоже совет по дифференциальной психологии ищут”, – думали мы. Наконец – о чудо! – редкие басовые гудки.
– Это газета «Первое сентября». Вы можете подсказать координаты проблемно-методического совета по дифференциальной психологии при вашем министерстве?
– Эээээээ... Ну, знаете... Какой-какой психологии? Обождите секундочку...
Хорошие телефоны в министерстве. Все слышно...
– Куда их переправить?
– И не знаю даже... Может, к Габрусевой? Или на Чистые пруды?
Шаги, снова голос в трубке:
– Вы знаете, возможно, вам смогут помочь в одном управлении... Они аттестацией литературы занимаются, учебные программы оценивают. Звоните туда.
Звоним.
– Совет? По дифференциальной?! Не слышали. А вы, простите, куда звоните? Вам в РАО нужно, наверное. Пробуйте.
Пробуем.
– Дааа... Задали задачку... Знаете, вам, наверное, в министерство надо позвонить. В пресс-службе подскажут.

Круги второй и третий

Журналисты – хитрый народ. Всегда найдут обходные пути. И мы нашли. Звоним в РИА «Новости», куда поступило открытое письмо. Оно же подписано наверняка. Значит, смотрим фамилии подписавших, ищем их – и дело в шляпе.
...Письмо искали полтора дня три редактора новостных лент. В итоге все сошлось на журналисте, который писал материал, позже разошедшийся по другим агентствам и газетам. А он – увы! – письмо отправил в мусорную корзину.
Не сложилось.
Пришлось искать иные источники, теперь уже в профессиональной психологической среде. Первое, что удалось узнать, было следующее:
Для квалифицированного обоснования вывода о том, что «передача может оказать негативное воздействие на подростков», потребовались бы академические исследования, срок проведения которых на порядок превышает длительность трансляции «За стеклом». Но это еще не все. Понадобились бы дополнительные изыскания: определить постоянных зрителей передачи, среди них выделить возрастную группу, проследить реакцию людей на каждый конкретный поворот сюжета, чтобы отделить воздействие «За стеклом» от прочих стрессоров, провести системный анализ результатов... Такие исследования стоят сотни тысяч долларов и неминуемо приобретают известность «среди своих». А без них любые заявления – в профессиональном плане пустой звук.

...А проблемно-методический совет по дифференциальной психологии мы все-таки отыскали. Структура эта образована совсем недавно, занимается учебными курсами, программами в этой области для высшей школы. И входят туда крупнейшие в нашей стране специалисты.
Осведомленный источник в совете сообщил нам, как подписывали письмо. На очередном заседании председатель совета раздала текст письма, попросила подписать, сообщив, что это некая бумага по поводу телепередачи «За стеклом». Читали по диагонали, подписывали фактически не глядя. Думали, что это «очередной интеллигентский стон», как выразился наш собеседник. Естественно, ни о каких призывах закрыть передачу, а уж тем более о выводах относительно ее воздействия на людей речи не шло.
...Теперь наши специалисты по дифференциальной психологии просят не называть их имен – им стыдно. Они поняли, что были лишь средством в чужой игре.
А что же Министерство образования? Как в старые добрые времена: есть сигнал – надо отреагировать. Отреагировали. А о том, чтобы начать настоящее исследование, использовать профессионалов так, как должно, речи не идет. Слишком хлопотное дело. Да и заказа на это, как выясняется, не поступало...
К сожалению, этот случай весьма показателен. Слишком часто не только министерские заявления, но и проекты не подкреплены необходимыми исследованиями. И когда приходит время конкретных решений, выясняется, что реальная жизнь не укладывается в рамки министерских приказов. Но, похоже, чиновников это не смущает. Ведь по прежнему право выносить окончательный вердикт пока остается за ними.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru