УЧЕБНИКИ
Занимательный Ренессанс
Рабочая тетрадь, посвященная эпохе Ренессанса,
поможет учащимся познакомиться с этим великим
культурным феноменом в рамках курса «Мировая
художественная культура». Как отмечает А.М.
Вачьянц, в период Возрождения, «точно так же как и
во время крушения античности, человечество
разрушало то, чему недавно поклонялось и
продолжало восхождение к вершинам Красоты и
Гармонии». Здесь и цитаты мыслителей Ренессанса,
и их портреты, выполненные самой Вачьянц, не
только педагогом, но и художником. Идея пособия
заключается в том, чтобы ученики смогли
составить собственное представление о
Ренессансе, пользуясь минимумом необходимого,
тщательно отобранного материала. Как
подчеркивается в рабочей тетради, «в
гуманистическом мировоззрении Ренессанса
центром космического бытия становится
Человек-творец, который подобен Богу-творцу… Это
творческий, энергичный, волевой, раскрепощенный
человек, пришедший совершать великие дела и
подвиги; это светский человек, умеющий
радоваться жизни и ощущающий многообразие
собственных безграничных возможностей. Но если в
античном мире человек зависел от рока, то человек
эпохи Возрождения – это сильная личность, сама
выбирающая свою судьбу и верующая в свои
возможности, волю, разум». Эта вера породила
величайшие достижения науки и искусства: «Если
астрономические открытия изменили взгляд
человека на небо, то географические экспедиции
Христофора Колумба, Васко да Гама, Магеллана,
Америго Веспуччи расширили географические
познания, изменив взгляд на Землю. На картах,
составленных в XVI веке, открылись новые очертания
Земли, которые в основном соответствовали
нынешним представлениям». Точно так же многие
художественные достижения Возрождения,
например, леонардовская «Джоконда», остаются
непревзойденными до сих пор. А Леонардо да Винчи
характеризуется как «один из наиболее
универсальных гениев в истории человечества»,
справедливо считающийся «пионером современного
естествознания, теоретиком
экспериментально-математического исследования
природы».
Вместе с тем Вачьянц не скрывает от учащихся, что
«это было время, полное противоречий: добра и зла,
красоты и уродства, благородства и коварства,
целомудрия и чувственности, простоты и
усложненности». Напомню, что во многих
итальянских городах, ставших центрами
ренессансной культуры, сохранялся деспотический
режим правления. Великое искусство, как и
настоящая наука, как раз и рождаются из острейших
противоречий эпохи, в обществах, переживающих
периоды бурного развития.
Учащиеся знакомятся с краткими биографиями
кардинала Николая Кузанского и Марсилио Фичино,
Никколо Макиавелли и Эразма Роттердамского,
Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, Мишеля Монтеня
и Мартина Лютера, Данте Алигьери и Франческо
Петрарки и многих других. Познакомится школьник
и со многими мудрыми мыслями «титанов
Возрождения». В частности, со следующим
утверждением итальянского философа Марсилио
Фичино: «Радость – это приправа не только к
познанию, но и к самой жизни, которая, будучи
лишена этого, кажется глупой и малоприятной.
Радость более полна и совершенна, чем знание, ибо
не каждый в процессе познания радуется, но
всякий, кто радуется, по необходимости при этом
познает». Кстати сказать, по этому принципу мог
бы строиться идеальный школьный урок. А вот как
оценивал Возрождение французский историк Ж.
Делюмо: «Ренессанс выглядит океаном
противоречий, нестройным концертом различных
устремлений, мучительного сожительства воли к
господству и еще зыбкого знания, влечения к
красоте и нездорового интереса к ужасному,
смесью простоты и усложненности, целомудрия и
чувственности, милосердия и ожесточения».
Рабочая тетрадь позволяет яснее разобрать звуки
ренессансного концерта, присутствующие и в нашей
сегодняшней жизни. Специальные разделы
посвящены литературе, скульптуре, живописи,
архитектуре, музыке. Полезно узнать, что
«мадригал – это итальянская двух- или
трехголосная, чаще лирическая песня из
нескольких коротких куплетов с припевом», а
«лауда – это лирическая многоголосная хоровая
песня ремесленников духовно-назидательного
характера». Предлагаемые же в рабочей тетради
задания построены на сочетании изобразительных
образов и текстов. Предлагается, например,
раскрасить репродукцию фрески Джотто «Бегство в
Египет», предварительно познакомившись с эссе об
использовании цвета этим итальянским художником
или подобрать к отрывкам из «Ада» Данте
иллюстрации Гюстава Доре.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|