Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Занимательный Ренессанс

Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Ренессанс. Учебное пособие для 7–9 классов. – М.: Фирма МКХ, 2001

Рабочая тетрадь, посвященная эпохе Ренессанса, поможет учащимся познакомиться с этим великим культурным феноменом в рамках курса «Мировая художественная культура». Как отмечает А.М. Вачьянц, в период Возрождения, «точно так же как и во время крушения античности, человечество разрушало то, чему недавно поклонялось и продолжало восхождение к вершинам Красоты и Гармонии». Здесь и цитаты мыслителей Ренессанса, и их портреты, выполненные самой Вачьянц, не только педагогом, но и художником. Идея пособия заключается в том, чтобы ученики смогли составить собственное представление о Ренессансе, пользуясь минимумом необходимого, тщательно отобранного материала. Как подчеркивается в рабочей тетради, «в гуманистическом мировоззрении Ренессанса центром космического бытия становится Человек-творец, который подобен Богу-творцу… Это творческий, энергичный, волевой, раскрепощенный человек, пришедший совершать великие дела и подвиги; это светский человек, умеющий радоваться жизни и ощущающий многообразие собственных безграничных возможностей. Но если в античном мире человек зависел от рока, то человек эпохи Возрождения – это сильная личность, сама выбирающая свою судьбу и верующая в свои возможности, волю, разум». Эта вера породила величайшие достижения науки и искусства: «Если астрономические открытия изменили взгляд человека на небо, то географические экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гама, Магеллана, Америго Веспуччи расширили географические познания, изменив взгляд на Землю. На картах, составленных в XVI веке, открылись новые очертания Земли, которые в основном соответствовали нынешним представлениям». Точно так же многие художественные достижения Возрождения, например, леонардовская «Джоконда», остаются непревзойденными до сих пор. А Леонардо да Винчи характеризуется как «один из наиболее универсальных гениев в истории человечества», справедливо считающийся «пионером современного естествознания, теоретиком экспериментально-математического исследования природы».
Вместе с тем Вачьянц не скрывает от учащихся, что «это было время, полное противоречий: добра и зла, красоты и уродства, благородства и коварства, целомудрия и чувственности, простоты и усложненности». Напомню, что во многих итальянских городах, ставших центрами ренессансной культуры, сохранялся деспотический режим правления. Великое искусство, как и настоящая наука, как раз и рождаются из острейших противоречий эпохи, в обществах, переживающих периоды бурного развития.
Учащиеся знакомятся с краткими биографиями кардинала Николая Кузанского и Марсилио Фичино, Никколо Макиавелли и Эразма Роттердамского, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, Мишеля Монтеня и Мартина Лютера, Данте Алигьери и Франческо Петрарки и многих других. Познакомится школьник и со многими мудрыми мыслями «титанов Возрождения». В частности, со следующим утверждением итальянского философа Марсилио Фичино: «Радость – это приправа не только к познанию, но и к самой жизни, которая, будучи лишена этого, кажется глупой и малоприятной. Радость более полна и совершенна, чем знание, ибо не каждый в процессе познания радуется, но всякий, кто радуется, по необходимости при этом познает». Кстати сказать, по этому принципу мог бы строиться идеальный школьный урок. А вот как оценивал Возрождение французский историк Ж. Делюмо: «Ренессанс выглядит океаном противоречий, нестройным концертом различных устремлений, мучительного сожительства воли к господству и еще зыбкого знания, влечения к красоте и нездорового интереса к ужасному, смесью простоты и усложненности, целомудрия и чувственности, милосердия и ожесточения». Рабочая тетрадь позволяет яснее разобрать звуки ренессансного концерта, присутствующие и в нашей сегодняшней жизни. Специальные разделы посвящены литературе, скульптуре, живописи, архитектуре, музыке. Полезно узнать, что «мадригал – это итальянская двух- или трехголосная, чаще лирическая песня из нескольких коротких куплетов с припевом», а «лауда – это лирическая многоголосная хоровая песня ремесленников духовно-назидательного характера». Предлагаемые же в рабочей тетради задания построены на сочетании изобразительных образов и текстов. Предлагается, например, раскрасить репродукцию фрески Джотто «Бегство в Египет», предварительно познакомившись с эссе об использовании цвета этим итальянским художником или подобрать к отрывкам из «Ада» Данте иллюстрации Гюстава Доре.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru