УЧЕБНИКИ
Учителя ищут методички в Интернете
уже в 18 регионах России
Пока педагогическая общественность спорит о
том, сможет ли в будущем компьютер заменить
обычный учебник, в российских регионах создаются
условия для того, чтобы Интернет стал
реальностью российской школы. В рамках проекта
«Поколение.ru», который осуществляет Федерация
интернет-образования (ФИО) на средства нефтяной
компании ЮКОС, с марта 2000 года по всей России при
участии местных администраций создаются
региональные центры интернет-образования, перед
которыми стоит задача обучить работников
образования интернет-технологиям.
В начале ноября в Тюмени открылся восемнадцатый
центр (из 50 предполагаемых) в рамках проекта,
который на сегодняшний день стал самым крупным.
Он расположился в новом здании библиотеки
Тюменского государственного университета,
преподаватели которого уже начали обучать
учителей. Отличается тюменский центр от
стандартных тем, что компьютеров там в два раза
больше, чем в типовом центре проекта, а именно –
88. Это значит, что тюменский центр каждый год
будет готовить не тысячу, а две тысячи
выпускников. Увеличение масштаба нового центра
объясняется включением в проект нового спонсора
– Тюменской нефтяной компании. Вице-президент
ТНК, профессор геологии Искандер Джафаров
уверен, что обеспечить мировой уровень
российского образования просто невозможно без
помощи Интернета. Сегодня общественная ставка на
Интернет в деле реформирования образования
действительно высока. И определенные основания
для этого, безусловно, есть.
В программе двухнедельной подготовки учителей
не только и не столько обучение навыкам работы с
Интернетом, сколько использование их в работе на
уроках, поиск и эффективное внедрение в урок
образовательных ресурсов Сети, которых, кстати
сказать, сегодня огромное множество. Программы,
по которым ведется обучение во всех центрах,
разработаны Московским центром
интернет-образования. Это –
«Интернет-технологии для учителя-предметника»,
«Использование информационных технологий в
управлении образованием», «Тьютор
интернет-образования», «Интернет для
администратора образовательного учреждения».
Программы существуют в двух видах – для новичков
и тех, кто имел опыт общения с компьютером.
Кстати, первый выпуск Тюменского регионального
центра интернет-образования, защита дипломов
которого прошла накануне официального открытия
центра, состоял из учителей информатики. Для
центров «Поколения.ru» это первый опыт
переподготовки учителей информатики, до
последнего времени в них обучались другие
предметники.
ФИО накоплен опыт каталогизации образовательных
интернет-ресурсов, который активно используется
на занятиях центров. Другим важным направлением
обучения становится создание интернет-проектов,
мультимедийных презентаций. Надо заметить, что в
реальном учебном процессе эти направления пока
реализуются неодинаково, как разнится и
заинтересованность в них учеников и учителей.
О популярности разных способов использования
Интернета в образовательном процессе говорят
результаты социологического опроса,
проведенного по заказу ФИО в нескольких городах,
где работают центры интернет-образования,
агентством “РОМИР”. По мнению респондентов, для
учебного процесса просто необходимо создание
межшкольных тематических интернет-проектов (так
считают 36% старшеклассников и 58% учителей) и
создание баз данных и баз знаний (42%
старшеклассников и 51% учителей). Несмотря на
бурный рост образовательных интернет-ресурсов
по разным предметам, их использование остается
одной их самых невостребованных среди учителей
возможностей. По результатам опроса в коллекциях
ссылок на образовательные ресурсы
заинтересованы лишь 5% старшеклассников и 9%
учителей. Однако больше половины преподавателей
отметили, что хотели бы посещать
специализированные сайты для учителей и
учеников. Большинство учителей (68%) ищут на
образовательных сайтах методики и программы
учебных курсов, 68% – тесты и методики контроля
знаний школьников, а 55% – интересуются
информацией о конкурсах и олимпиадах по своему
предмету.
Таким образом, одна из главных проблем
интернет-образования, проблема переподготовки
учительских кадров, счастливым образом
оказавшаяся в поле зрения крупного бизнеса,
можно сказать, успешно решается. Включение в
проект «Поколение.ru» нового партнера – ТНК
(скорее всего с участием этой компании будет
открыт и центр в Оренбурге) привело к его
расширению. Не исключено, что следующие центры
интернет-образования, которые ФИО планирует
открыть в Мурманске, Магнитогорске, тоже будут
создаваться с участием новых партнеров и тоже
будут больше предшественников.
Однако остаются актуальными другие проблемы,
связанные прежде всего с техническим оснащением
школ и выходом в Интернет. При проведении
соцопроса в качестве главных трудностей
интернет-образования учителями и учениками были
названы нехватка средств для оплаты услуг
провайдера (так считают 48% старшеклассников и 53%
преподавателей), нехватка компьютеров (42%
старшеклассников и 47% преподавателей). Об
отсутствии заинтересованности учителей в
применении интернет-технологий упомянули 9%
учеников и 8% учителей, а отсутствие
заинтересованности учеников в применении
интернет-технологий в школах упомянули лишь 1%
респондентов.
Согласно результатам, полученным при опросе,
возможность выхода в Интернет имеют 34%
опрошенных старшеклассников и преподавателей.
Кроме того, старшеклассники в целом заходят в
Интернет чаще, чем учителя: большинство (58%)
старшеклассников, имеющих доступ в Интернет,
работают в Сети 1–2 раза в неделю и чаще, в то
время как большинство (59%) учителей заходят в Сеть
в среднем 1–2 раза в месяц и реже. Среди
старшеклассников, которые имеют возможность
выхода в Интернет, 40% выходят в Сеть из дома, в то
время как лишь 18% преподавателей, имеющих
возможность выхода в Сеть, пользуются
“домашним” Интернетом.
В ФИО сегодня пытаются решить назревшую проблему
массового выхода в Интернет, договариваясь с
региональными провайдерами о скидках на
телефонные услуги для пользователей от
образования. Совсем недавно такая
договоренность была достигнута в Воронежской
области. Это сотрудничество, по мнению директора
интернет-программ ФИО Семена Мушера, имеет
большие перспективы во всех регионах, потому что
оно взаимовыгодно, ведь речь идет о существенном
расширении рынка услуг провайдеров. И когда они
поймут это, то сами придут и сами все дадут. Даже
просить особо не придется…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|