Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Борис СОКОЛОВ

Все искусство мира

Все мы хорошо помним маленькие томики «кратких историй искусств», посвященных разным эпохам и нациям. Теперь все они собраны под одной обложкой, и в результате мы получили своеобразную энциклопедию мировой художественной культуры от первобытности и до конца XIX века. Будем надеяться, что в скором времени она пополнится также разделом, посвященным искусству XX столетия. Автор книги – человек поистине безграничной эрудиции. Она справедливо замечает, что невозможно исчерпывающе ответить на вопрос, когда, где и почему началось искусство. Равным образом невозможно предсказать, будет ли конец у этой сферы человеческой деятельности. Но вот познакомить читателя с историей основных шедевров различных эпох и народов – задача выполнимая. Дмитриевой удается не только это. Немногими штрихами она набрасывает полные драматизма очерки жизни великих художников. Вот Михаил Врубель, ослепший в зените гениальности. Вот знаменосец искусства Великой Французской революции и отец классицизма Луи Давид. А вот Веласкес, которого Крамской сравнивал с Богом, лепящим Адама из глины, и который умел и в придворных портретах просвечивать насквозь души именитых моделей, говорить правду каждым движением кисти. Недаром его прозвали «живописцем истины».
Не остается в стороне и техника живописи, но описывается она в чрезвычайно образной манере. Вот что мы узнаем, например, о живописи рококо: «Нежные и светлые краски… у Буше до того уж нежны, что в них чудится нечто кондитерское – не живопись, а воздушное пирожное. Вместе с тем они очень изысканны: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые. Буше, в сущности, неживописен: его манера довольно суха, фактура матово-гладкая, у него нет перетекания, вибрации и глубины тонов, он подбирает краски, как цветы для букета, однако букет красив».
Не забывает Дмитриева и о связи изобразительного искусства с национальной историей и культурой. Так, указывается, что во Франции XIX века «незаживающая рана недавнего героического прошлого, неудовлетворенность настоящим, неясное чаяние будущего, жажда небывалого, жажда больших страстей. И постепенно приходящее прозрение – стремление взглянуть наконец жизни прямо в глаза, отбросив иллюзии». Из этого мироощущения родилось искусство великих французских художников, от Эжена Делакруа и Гюстава Курбе до Эдуарда Мане и Огюста Ренуара. В России же «в героике классицизма находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 года». Вместе с тем в России той поры живопись еще не приобрела того значения, какое имела русская литература. На это были свои причины: «Не было свободных художников – были зависимые выученики Академии художеств, куда отдавали детей только из низших сословий. Профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. А между тем русская литература, поэзия, философия первой половины XX века создавалась дворянской интеллигенцией, так же как и революционное движение было дворянским». Положение изменилось к концу XIX века, когда живопись стала почетным делом и появились действительно независимые художники, которых нужда не заставляла слепо копировать академические образцы. А между этими эпохами успел ярко просиять гений Александра Иванова, «великого правдоискателя, поглощенного идеей нравственного воскресения и, может быть, самый гениальный русский художник XIX века». Автор «Явления Христа народу» «верил, что картина, им задуманная, призвана оказать нравственно возвышающее действие на общество. Он верил. Он верил в возрождающую миссию искусства и в то, что русскому искусству предстоит сказать здесь свое слово». И русское искусство в конце века озарилось ярчайшими творениями Врубеля и Серова, Сомова и Рериха. Дмитриева также опровергает традиционный взгляд на художников «Мира искусства» как на декадентов: «В сущности, они были блюстителями художественных традиций, художественного вкуса. Бенуа и его друзья не придавали большого значения понятиям «нового» и «старого» – существенно для них было «художественное» и «нехудожественное»… Это был мятеж во имя культурного артистизма против претенциозной доморощенности и посредственности, занимавших прочные позиции на художественном рынке». В сущности, действительно большое искусство всегда находится в состоянии такого мятежа и, порой не находя признания у современников, по достоинству оценивается следующим поколением.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru