УЧЕБНИКИ
Юлий Лыссый:
«Жанр учебника-практикума актуален для старших
классов»
Необходимость
изменения содержания образования приводит к
поискам и новых форм школьного учебника.
Появились учебник-рабочая книга,
учебник-справочник… Кто-то оценивает эти поиски
как вялые и недостаточные, некоторые, наоборот,
видят в них опасность «размывания» жанра
школьного учебника. Мы решили поговорить о новом
жанре учебника по литературе –
учебнике-практикуме – с одним из авторов
учебно-методической линии учебников по
литературе для 5–11 классов, вышедшей в
издательстве «Мнемозина», кандидатом
педагогических наук Юлием Исааковичем Лыссым.
– Юлий Исаакович, в жанре учебника-практикума
созданы учебники для трех последних классов – 9,
10, 11 классов. И при первом знакомстве с этими
изданиями можно заметить, что они отличаются от
традиционных для литературы
учебников-хрестоматий своей структурой.
– Да, в традиционном учебнике главное – это
текст автора, или учебная статья, а вопросы и
задания по большей части направлены на
воспроизведение сообщаемых в учебнике знаний. Но
назначение учебника – не только сообщать знания,
но и организовывать деятельность на уроке и дома.
В учебнике-практикуме именно система заданий к
изучаемым произведениям – одна из главных
составляющих в его содержании. Почти все задания
обращены к тексту произведений. Кроме того,
большое место занимают специально подобранные к
этим заданиям разнообразные материалы об
идейном замысле и истории создания произведений,
их героях, проблематике. Это фрагменты из
критических статей, написанные как
современниками автора, так и в более позднее
время, отрывки их статей и писем самого писателя,
варианты некоторых текстов. В этих материалах
заключены наиболее яркие и распространенные
варианты интерпретации произведений. Часть этих
материалов ранее использовалась в школе, но
немало и таких, которые взяты из публикаций
последних лет – как из совсем новых работ, так и
из тех, которые у нас ранее не издавались или были
малоизвестны. Поэтому наш практикум – это
хорошая подмога для каждого учителя, которому не
надо искать по крупицам нестандартный материал
по библиотекам. Те материалы и задания, которые
мы предлагаем, не просто помогают организовать
деятельность, но несут гораздо больше знаний, чем
традиционная учебная статья. Кстати, очень часто
наш практикум используют в качестве
методического пособия сами учителя, не имея
возможности купить его на весь класс.
– Однако основной адресат учебника-практикума,
по вашему замыслу, все же школьник, а не учитель?
Что такое построение материала дает школьнику,
ведь учителя жалуются, что школьники не
прочитывают даже программные произведения, не то
что критику?
– Действительно, проблемы с чтением, особенно
детским чтением, сейчас колоссальные. Чтение в
последнее время перестало быть привычкой, и
отчасти мы сами, учителя литературы, авторы, в
этом виноваты. Как были написаны традиционные
учебники последних десятилетий? Они так подробно
пересказывали и анализировали в учебных статьях
литературные произведения, что можно было, не
заглядывая в текст произведения, свободно
участвовать в дискуссиях, что, собственно,
ученики и делали. Другая тенденция развития
школьного литературного образования,
проявившаяся и в учебниках, – превращение
школьной литературы в курс истории литературы.
Многие вузовские преподаватели до сих пор
называют школьный курс историей литературы,
забывая, что литература в школе – это не наука, а
искусство, а именно – искусство слова.
Еще в 1917 г. на съезде учителей русской
словесности, который проходил под
председательством академика Щербы, после
дискуссии была принята концепция литературного
образования, где была сформулирована основная
задача учителей словесности на уроках – «чтение
и истолкование литературных произведений». И
довольно долгое время эта задача на уроках
литературы успешно решалась. Более того, для
лучших учителей литературы всегда главным и в
старших классах оставался текст литературного
произведения, учебник играл роль дополнительную.
Очень важно, на мой взгляд, что наши материалы
содержат тексты разных стилей, это само по себе,
считают психологи, сильно облегчает восприятие и
стимулирует интерес. Кроме того, очень важно
научить не только читать, но и перечитывать,
потому что именно в процессе перечитывания
формируется вкус к слову. Хрестоматия,
выпущенная для каждого класса в комплекте с
учебником, содержит самые важные фрагменты, к
которым можно обратиться уже после чтения
произведения для более детального анализа на
самих уроках.
– Можно заметить, что при интерпретации
литературных произведений вы в своих
учебниках-практикумах не всегда подводите
традиционные итоги, не всегда обобщаете процесс
обсуждения. Поднятые вопросы так и не находят
единственного ответа…
– Приводя часто противоположные оценки
литературных персонажей, ситуаций, мы не
превращали пресловутый плюрализм в самоцель.
Таким образом мы просто хотели вызвать у ребенка
потребность высказаться, нашей целью было
создать ситуацию, при которой он захотел бы
выразить свое мнение. И такой путь, а именно
приведение ярких и одинаково убедительных
противоположных мнений, как показывает практика,
самый действенный. Важно, чтобы ученик не пытался
заучить или угадать правильное мнение, а
научился свободно выражать свои мысли и чувства.
Поэтому мы сочли своим долгом освободить его от
готовых ответов. Важнее всего для нас процесс
постижения искусства слова, а не результат в виде
каких-то «итогов» или «обобщений». К тому же есть
вопросы, обсуждение которых важно само по себе,
потому что пробуждает у учащихся рефлексию,
попытка же подвести итоги, привести учащихся к
каким-то однозначным выводам может только
навредить и свести на нет воспитательное
воздействие произведения.
Вообще же диалог, который мы считаем одним из
главных методических принципов не только наших
практикумов, но и всего нашего курса литературы,
нельзя понимать узко, как противопоставление и
спор. Согласие в нем не менее продуктивно, чем
расхождение. И учащиеся должны прийти к
пониманию, что иметь собственную точку зрения
вовсе не значит защищать мнение, отличающееся от
других. Важно другое – заучена она или осмыслена,
можно ли ее обосновать, опираясь на текст.
– Планируется ли в дальнейшем переработка
остальных учебников вашей линии в
учебники-практикумы?
– Несмотря на то что книги нашей линии по
литературе сделаны в разных жанрах (для средней
школы – традиционный жанр учебника-хрестоматии,
а для старших классов – учебник-практикум), это
не мешает с полным правом называть ее линией. Она
сделана по единой программе, написанной мной в
соавторстве с Г.И.Беленьким, который является
ответственным редактором учебников для средней
школы и, кстати сказать, до последнего времени
автором единственного учебника по литературе
для 8 класса. Вообще работа над всей нашей линией
литературы началась практически одновременно:
параллельно создавались учебники и для старшей,
и для средней школы. Наша линия – это система
книг, связанная единой методической и
методологической идеологией, и с самого начала
предполагалось, что учебники-практикумы будут
только в старшей школе, поскольку форма
учебника-практикума актуальна в первую очередь
для них.
В средней школе у нас только для 9 класса есть
учебник-практикум, в остальных средних классах
традиционная форма учебника достаточно
эффективна. Кроме того, мне кажется, что жанр
учебника-хрестоматии в средней школе еще не
исчерпал себя, поскольку он нацелен на работу с
текстом. Можно сказать, что уже начиная с 5 класса
в нашей линии учебников идет накопление
элементов практикума. И таким образом развитие
самостоятельности учащихся происходит
постепенно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|