УЧЕБНИКИ
Трудности, которые можно преодолеть
В этом году в издательстве
“Вентана-Граф” вышла серия “Готовимся к
школе”, состоящая из трех книг:
“Ребенок-непоседа”, “Леворукий ребенок” и
“Готов ли ребенок к школе?”.
Автор этих новинок – доктор биологических наук,
член-корреспондент РАО, директор института
возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
Как зародилась идея создания этих книг?
“Азбука”: продолжение следует
Тема подготовки детей к школе, на первый взгляд
хорошо освоенная специалистами, при ближайшем
рассмотрении содержит еще немало открытых
вопросов.
В институте возрастной физиологии РАО на
протяжении многих лет изучают особенности
развития детей на дошкольном этапе и в период
обучения. К сотрудникам института, которые ведут
консультативный прием и выступают с лекциями в
разных регионах, родители и воспитатели часто
обращаются с просьбой дать им практический
материал для работы с дошкольниками.
Это послужило главным стимулом для разработки
целой серии подобных материалов, первой
ласточкой которых стала “Азбука”, составленная
М. Безруких и Т. Филипповой в 1998 году и в нынешнем
году уже выдержавшая второе издание, а также
рабочие тетради с заданиями для будущих
первоклассников. В дополнение к этим пособиям
готовится так называемая “Маленькая
энциклопедия”, включающая 32 книжки.
Следующим шагом стала серия “Ступеньки к школе”
тех же авторов (издательство “Дрофа”, 2000 г.),
состоящая из методического руководства для
педагогов и 12 рабочих тетрадей, пять из которых
уже вышли в свет. Каждая из тетрадей содержит
упражнения, направленные на развитие тех или
иных “школьных” навыков у малышей: например,
двигательных функций, зрительного восприятия и
зрительной памяти, логического мышления, умения
составлять рассказ по картинкам и т.п. Последнему
придается особое значение, поскольку почти у 60%
детей, поступающих в школу, отмечается
несформированность развития речи.
“Азбука”, снабженная программой и
методическими разработками для каждого занятия,
и “Ступеньки к школе” позволяют раскрыть
индивидуальные особенности каждого ребенка.
И все-таки авторам этих книг “широкого профиля”
не давала покоя мысль о том, что есть категории
детей, требующие к себе повышенного внимания со
стороны взрослых: это непоседы (или
гиперактивные дети) и леворукие.
Дети, отличные от других
Главная мысль, которую стремились доказать
авторы книг, состоит в том, что неправомерно
причислять леворуких и непосед к разряду
“трудных” только на том основании, что они
“отличны от других”. Просто от рождения они
обладают определенными психофизиологическими
особенностями, и если воспитатели и родители
игнорируют эти качества или, что еще опаснее,
пытаются ломать природу таких детей, их
дальнейшая судьба может сложиться драматично.
Устойчивое отвращение к школе, тяжелые неврозы,
комплексы неполноценности и т.д. – вот дорогая
цена, которую придется заплатить таким детям за
ошибки взрослых, которым не терпится переучить
леворуких в праворуких, а соловьев-разбойников
превратить в пай-мальчиков и примерных девочек.
На самом деле от педагогов и родителей требуется
очень немногое: проявить толерантность по
отношению к этим индивидуальным особенностям,
направив их в такое русло, чтобы они не только не
мешали, а лишь способствовали успешному развитию
таких детей. А для этого необходимо знать
некоторые педагогические секреты, которыми
охотно делятся авторы книг со своими читателями.
Непоседы любят... стабильность
Для непосед характерно нарушение организации
деятельности и концентрации внимания.
Следовательно, основная задача взрослых –
помочь ребятам правильно построить свой день. С
выполнения этого задания и начинается рабочая
тетрадь для непосед.
“Непоседа тяжело переносит ситуацию
неопределенности, – рассказывает Марьяна
Безруких. – Чем более организован день ребенка,
чем стабильнее его жизнь, тем он спокойнее, и тем
легче с ним работать. Мы должны научить ребенка
не только составлять распорядок своего дня, но и
четко следовать ему. Подвижному, активному,
инциативному человеку важно знать, когда он
будет играть, выполнять упражнения, обедать,
гулять, смотреть телевизор и сколько времени ему
потребуется на каждое из этих занятий.
При этом следует учитывать тот факт, что “гроза
морей” и “вождь краснокожих” может учиться, не
отвлекаясь, в лучшем случае 5–7 минут, и
упражнения в рабочей тетради рассчитаны именно
на это время. Потом следует сделать перерыв и
либо возобновить занятия, либо уже не
возвращаться к ним в течение дня – в зависимости
от обстоятельств”.
Демократия помогла леворуким
Что же касается леворуких, то им предлагаются
упражнения на формирование
зрительно-пространственного восприятия
(например, срисовать объекты), на развитие
логического мышления и концентрацию внимания.
Возможны также комплексные задания,
направленные на достижение всех указанных целей.
Заметим, что далеко не каждый левша так же ловок и
талантлив, как герой, воспетый Лесковым.
Порой взрослые бросаются из одной крайности в
другую, пытаясь причислить этих детей или к
гениям – божьим избранникам, или, наоборот, к
ущербным, или, что уж совсем неприемлемо, к
“дьвольскому отродью”. К сожалению, даже в наш
просвещенный век можно встретиться с
проявлениями подобного мракобесия.
На самом же деле все гораздо проще и прозаичнее,
поскольку леворукость – это
психофизиологическая особенность, которую
отмечают у 25 процентов детей. Специалисты
различают два ее вида: генетически закрепленную
(врожденную) и компенсаторную, которая возникает
как следствие каких-то особенностей в развитии
ребенка. В современных российских школах уже
отказались от прежнего
принудительно-насильственного подхода, в
соответствие с которым всех леворуких во что бы
то ни стало переучивали в праворуких. В наш
демократический век леворукость признана так же,
как право человека на его индивидуальность, на
свободу слова и вероисповедания, хотя, в отличие
от двух последних, это право не записано в
Конституции.
Сегодня в некоторых школах организуются
специальные группы и даже классы для леворуких –
например, в Санкт-Петербурге и в Сочи. Эти
начинания продиктованы не стремлением
изолировать непохожих детей от всех остальных, а
необходимостью уделять им больше внимания.
По мнению М.Безруких, такие дети, как, впрочем, и
все остальные, нуждаются в индивидуальном
подходе и особых заданиях, но для этого
совершенно необязательно отделять их от
коллектива сверстников.
Примечательный факт: в 1995 году сотрудниками
Института возрастной физиологии РАО впервые
были составлены прописи для леворуких. В 2001 г. они
были переизданы “Ювентой” под названием:
“Прописи для детей с трудностями обучения и
леворуких детей”. Таким образом, леворукость
оказалась в одном ряду со всеми остальными
трудностями обучения. В настоящее время в
тульском издательстве “Родничок” готовится к
печати книга “Трудности обучения в начальной
школе”, в которой рассказывается об
особенностях часто болеющих, леворуких,
медлительных, гиперактивных детей и даются
рекомендации по работе с ними.
В настоящее время Марьяна Безруких работает над
книгой о детях с трудностями в обучении письму и
чтению.
Полная боевая готовность
Если в первых двух книгах серии “Готовимся к
школе” можно найти ответы на вопросы о том, как
наиболее эффективно построить занятия с
непоседами и леворукими, то знакомство с третьей,
под названием “Готов ли ребенок к школе?” –
позволит подвести итоги работы с будущими
первоклассниками.
Готовность ребенка к школе – это многоплановое
понятие, включающее в себя 10 аспектов, в том числе
– организацию деятельности, развитие внимания,
памяти, речи, зрительно-пространственного
восприятия, состояние здоровья...
Не менее важна и социальная готовность к школе,
которая выражается в умении ребенка строить свои
отношения со сверстниками.
Комплект “Готовимся к школе” станет
существенным подспорьем как для профессионалов,
работающих в детских садах, так и для родителей. И
в конечном итоге для детей, адаптация которых к
новому жизненному этапу пройдет легче и
безболезненнее, если окружающие их взрослые
прислушаются к советам специалистов.
На что еще следует обратить внимание родителям
будущих первоклассников?
Вот несколько советов от Марьяны Безруких
– С какого возраста следует отдавать детей в
школу?
– Индивидуальные различия между биологическим и
паспортным возрастом составляют около полутора
лет. И не стоит пугаться, что в классе будут
учиться дети 6,7 лет, и даже чуть старше: по
биологическому возрасту они будут одинаковыми.
Но следует твердо запомнить одно: до 6 лет нельзя
отдавать ребенка в школу, даже если он
вундеркинд.
– По каким критериям надо выбирать школу?
– Ребенка с речевыми нарушениями не следует
отдавать в школу с углубленным изучением
иностранных языков. Часто болеющим детям будет
сложно адаптироваться в лицее или гимназии, хотя
отсутствие здоровья может порой
компенсироваться способностями к учебе. В этом
случае родителям надо тщательно следить за
состоянием здоровья своих питомцев.
Но чтобы жизненный старт ребенка был
по-настоящему успешным, необходим продуманный
выбор не только соответствующей его
возможностям школы, но и подходящего педагога.
Например, медлительному ребенку
“противопоказан” быстрый, энергичный учитель –
в данном случае достоинства наставника
оборачиваются недостатками для определенной
части его воспитанников с противопложным типом
темперамента.
Мне могут возразить: мол, профессия обязывает
педагога искать подход к каждому воспитаннику, а
не наоборот. Но учитель – такой же человек, как и
все мы, и его личные качества тоже нельзя не
учитывать. Он не может ломать и переделывать свой
характер, подстраиваясь под каждого ученика.
– Во многих больших городах России, где есть
привилегированные учебные заведения, подготовка
к школе напоминает подготовку к вузу. Фактически
дошкольникам предлагается программа 1 класса,
порой очень интенсивная: чтение, письмо, счет и
два иностранных языка в придачу. Не превращаем ли
мы таким образом дошкольника в школьника, лишая
его детства?
– Чтобы подготовка к школе не превратилась в
школу, требования взрослых должны быть адекватны
возрасту детей.
Мы должны разрушить стереотип, согласно которому
ребенок, идущий в первый класс, должен уметь
читать, считать и писать. Этот стереотип сложился
из-за того, что последние 10 лет требования школы
по отношению к детям бесконечно росли.
Иногда воспитатели дошкольных учреждений
оправдывают свое непомерное рвение в подготовке
будущих первоклассников тем, что, мол, выполняют
заказ родителей.
Значит, взрослые должны отказаться от своих
амбиций, которые наносят вред душевному и
физическому здоровью детей.
Надо убедить все заинтересованные стороны – и
педагогов, и родителей – в том, что подготовка к
школе не означает обучения счету, письму, чтению,
а означает развитие у ребенка тех функций,
которые помогут ему овладеть основными навыками.
Все, о чем рассказано в книгах, пособиях и рабочих
тетрадях, созданных в Институте возрастной
физиологии РАО, не является плодом кабинетной
фантазии ученых. Наши теоретические изыскания
уже в течение 6 лет отрабатываются в ходе
практических занятий с детьми в группах по
подготовке к школе, которые ведет старший
научный сотрудник института, один из авторов
“Азбуки” и “Ступенек к школе” Татьяна
Филиппова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|