Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Трудности, которые можно преодолеть

В этом году в издательстве
“Вентана-Граф” вышла серия “Готовимся к школе”, состоящая из трех книг: “Ребенок-непоседа”, “Леворукий ребенок” и “Готов ли ребенок к школе?”.
Автор этих новинок – доктор биологических наук, член-корреспондент РАО, директор института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
Как зародилась идея создания этих книг?

“Азбука”: продолжение следует

Тема подготовки детей к школе, на первый взгляд хорошо освоенная специалистами, при ближайшем рассмотрении содержит еще немало открытых вопросов.
В институте возрастной физиологии РАО на протяжении многих лет изучают особенности развития детей на дошкольном этапе и в период обучения. К сотрудникам института, которые ведут консультативный прием и выступают с лекциями в разных регионах, родители и воспитатели часто обращаются с просьбой дать им практический материал для работы с дошкольниками.
Это послужило главным стимулом для разработки целой серии подобных материалов, первой ласточкой которых стала “Азбука”, составленная М. Безруких и Т. Филипповой в 1998 году и в нынешнем году уже выдержавшая второе издание, а также рабочие тетради с заданиями для будущих первоклассников. В дополнение к этим пособиям готовится так называемая “Маленькая энциклопедия”, включающая 32 книжки.
Следующим шагом стала серия “Ступеньки к школе” тех же авторов (издательство “Дрофа”, 2000 г.), состоящая из методического руководства для педагогов и 12 рабочих тетрадей, пять из которых уже вышли в свет. Каждая из тетрадей содержит упражнения, направленные на развитие тех или иных “школьных” навыков у малышей: например, двигательных функций, зрительного восприятия и зрительной памяти, логического мышления, умения составлять рассказ по картинкам и т.п. Последнему придается особое значение, поскольку почти у 60% детей, поступающих в школу, отмечается несформированность развития речи.
“Азбука”, снабженная программой и методическими разработками для каждого занятия, и “Ступеньки к школе” позволяют раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
И все-таки авторам этих книг “широкого профиля” не давала покоя мысль о том, что есть категории детей, требующие к себе повышенного внимания со стороны взрослых: это непоседы (или гиперактивные дети) и леворукие.

Дети, отличные от других

Главная мысль, которую стремились доказать авторы книг, состоит в том, что неправомерно причислять леворуких и непосед к разряду “трудных” только на том основании, что они “отличны от других”. Просто от рождения они обладают определенными психофизиологическими особенностями, и если воспитатели и родители игнорируют эти качества или, что еще опаснее, пытаются ломать природу таких детей, их дальнейшая судьба может сложиться драматично. Устойчивое отвращение к школе, тяжелые неврозы, комплексы неполноценности и т.д. – вот дорогая цена, которую придется заплатить таким детям за ошибки взрослых, которым не терпится переучить леворуких в праворуких, а соловьев-разбойников превратить в пай-мальчиков и примерных девочек.
На самом деле от педагогов и родителей требуется очень немногое: проявить толерантность по отношению к этим индивидуальным особенностям, направив их в такое русло, чтобы они не только не мешали, а лишь способствовали успешному развитию таких детей. А для этого необходимо знать некоторые педагогические секреты, которыми охотно делятся авторы книг со своими читателями.

Непоседы любят... стабильность

Для непосед характерно нарушение организации деятельности и концентрации внимания. Следовательно, основная задача взрослых – помочь ребятам правильно построить свой день. С выполнения этого задания и начинается рабочая тетрадь для непосед.
“Непоседа тяжело переносит ситуацию неопределенности, – рассказывает Марьяна Безруких. – Чем более организован день ребенка, чем стабильнее его жизнь, тем он спокойнее, и тем легче с ним работать. Мы должны научить ребенка не только составлять распорядок своего дня, но и четко следовать ему. Подвижному, активному, инциативному человеку важно знать, когда он будет играть, выполнять упражнения, обедать, гулять, смотреть телевизор и сколько времени ему потребуется на каждое из этих занятий.
При этом следует учитывать тот факт, что “гроза морей” и “вождь краснокожих” может учиться, не отвлекаясь, в лучшем случае 5–7 минут, и упражнения в рабочей тетради рассчитаны именно на это время. Потом следует сделать перерыв и либо возобновить занятия, либо уже не возвращаться к ним в течение дня – в зависимости от обстоятельств”.

Демократия помогла леворуким

Что же касается леворуких, то им предлагаются упражнения на формирование зрительно-пространственного восприятия (например, срисовать объекты), на развитие логического мышления и концентрацию внимания. Возможны также комплексные задания, направленные на достижение всех указанных целей.
Заметим, что далеко не каждый левша так же ловок и талантлив, как герой, воспетый Лесковым.
Порой взрослые бросаются из одной крайности в другую, пытаясь причислить этих детей или к гениям – божьим избранникам, или, наоборот, к ущербным, или, что уж совсем неприемлемо, к “дьвольскому отродью”. К сожалению, даже в наш просвещенный век можно встретиться с проявлениями подобного мракобесия.
На самом же деле все гораздо проще и прозаичнее, поскольку леворукость – это психофизиологическая особенность, которую отмечают у 25 процентов детей. Специалисты различают два ее вида: генетически закрепленную (врожденную) и компенсаторную, которая возникает как следствие каких-то особенностей в развитии ребенка. В современных российских школах уже отказались от прежнего принудительно-насильственного подхода, в соответствие с которым всех леворуких во что бы то ни стало переучивали в праворуких. В наш демократический век леворукость признана так же, как право человека на его индивидуальность, на свободу слова и вероисповедания, хотя, в отличие от двух последних, это право не записано в Конституции.
Сегодня в некоторых школах организуются специальные группы и даже классы для леворуких – например, в Санкт-Петербурге и в Сочи. Эти начинания продиктованы не стремлением изолировать непохожих детей от всех остальных, а необходимостью уделять им больше внимания.
По мнению М.Безруких, такие дети, как, впрочем, и все остальные, нуждаются в индивидуальном подходе и особых заданиях, но для этого совершенно необязательно отделять их от коллектива сверстников.
Примечательный факт: в 1995 году сотрудниками Института возрастной физиологии РАО впервые были составлены прописи для леворуких. В 2001 г. они были переизданы “Ювентой” под названием: “Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких детей”. Таким образом, леворукость оказалась в одном ряду со всеми остальными трудностями обучения. В настоящее время в тульском издательстве “Родничок” готовится к печати книга “Трудности обучения в начальной школе”, в которой рассказывается об особенностях часто болеющих, леворуких, медлительных, гиперактивных детей и даются рекомендации по работе с ними.
В настоящее время Марьяна Безруких работает над книгой о детях с трудностями в обучении письму и чтению.

Полная боевая готовность

Если в первых двух книгах серии “Готовимся к школе” можно найти ответы на вопросы о том, как наиболее эффективно построить занятия с непоседами и леворукими, то знакомство с третьей, под названием “Готов ли ребенок к школе?” – позволит подвести итоги работы с будущими первоклассниками.
Готовность ребенка к школе – это многоплановое понятие, включающее в себя 10 аспектов, в том числе – организацию деятельности, развитие внимания, памяти, речи, зрительно-пространственного восприятия, состояние здоровья...
Не менее важна и социальная готовность к школе, которая выражается в умении ребенка строить свои отношения со сверстниками.
Комплект “Готовимся к школе” станет существенным подспорьем как для профессионалов, работающих в детских садах, так и для родителей. И в конечном итоге для детей, адаптация которых к новому жизненному этапу пройдет легче и безболезненнее, если окружающие их взрослые прислушаются к советам специалистов.
На что еще следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?

Вот несколько советов от Марьяны Безруких

– С какого возраста следует отдавать детей в школу?
– Индивидуальные различия между биологическим и паспортным возрастом составляют около полутора лет. И не стоит пугаться, что в классе будут учиться дети 6,7 лет, и даже чуть старше: по биологическому возрасту они будут одинаковыми.
Но следует твердо запомнить одно: до 6 лет нельзя отдавать ребенка в школу, даже если он вундеркинд.

– По каким критериям надо выбирать школу?
– Ребенка с речевыми нарушениями не следует отдавать в школу с углубленным изучением иностранных языков. Часто болеющим детям будет сложно адаптироваться в лицее или гимназии, хотя отсутствие здоровья может порой компенсироваться способностями к учебе. В этом случае родителям надо тщательно следить за состоянием здоровья своих питомцев.
Но чтобы жизненный старт ребенка был по-настоящему успешным, необходим продуманный выбор не только соответствующей его возможностям школы, но и подходящего педагога. Например, медлительному ребенку “противопоказан” быстрый, энергичный учитель – в данном случае достоинства наставника оборачиваются недостатками для определенной части его воспитанников с противопложным типом темперамента.
Мне могут возразить: мол, профессия обязывает педагога искать подход к каждому воспитаннику, а не наоборот. Но учитель – такой же человек, как и все мы, и его личные качества тоже нельзя не учитывать. Он не может ломать и переделывать свой характер, подстраиваясь под каждого ученика.

– Во многих больших городах России, где есть привилегированные учебные заведения, подготовка к школе напоминает подготовку к вузу. Фактически дошкольникам предлагается программа 1 класса, порой очень интенсивная: чтение, письмо, счет и два иностранных языка в придачу. Не превращаем ли мы таким образом дошкольника в школьника, лишая его детства?
– Чтобы подготовка к школе не превратилась в школу, требования взрослых должны быть адекватны возрасту детей.
Мы должны разрушить стереотип, согласно которому ребенок, идущий в первый класс, должен уметь читать, считать и писать. Этот стереотип сложился из-за того, что последние 10 лет требования школы по отношению к детям бесконечно росли.
Иногда воспитатели дошкольных учреждений оправдывают свое непомерное рвение в подготовке будущих первоклассников тем, что, мол, выполняют заказ родителей.
Значит, взрослые должны отказаться от своих амбиций, которые наносят вред душевному и физическому здоровью детей.
Надо убедить все заинтересованные стороны – и педагогов, и родителей – в том, что подготовка к школе не означает обучения счету, письму, чтению, а означает развитие у ребенка тех функций, которые помогут ему овладеть основными навыками.
Все, о чем рассказано в книгах, пособиях и рабочих тетрадях, созданных в Институте возрастной физиологии РАО, не является плодом кабинетной фантазии ученых. Наши теоретические изыскания уже в течение 6 лет отрабатываются в ходе практических занятий с детьми в группах по подготовке к школе, которые ведет старший научный сотрудник института, один из авторов “Азбуки” и “Ступенек к школе” Татьяна Филиппова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru