КНИГА ИМЕН
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ
Шри Рамакришна Парамахамса (1836-1886)
Два человека на пути к истине,
каждый идет со своей стороны. У одного и у другого
– необычайный дар видения скрытых для прочих
смертных знаков и явлений. У обоих – странная
судьба, состоящая из цепи самоотречений ради
познания. Оба кажутся то сумасшедшими, то
пророками. Один – знаменитый индийский святой,
другой – сербский электротехник. Ничто их не
связывает. Неужели это правда, и они идут к одной
цели? Тогда, по законам геометрии, они должны идти
навстречу друг другу...
Божественное сумасшествие
Вечный дождь над домом, где родился учитель
первых миссионеров с Востока, открывший единую
истину во всех религиях мира
Индусы не придают значения истории. Даты и
события для них не имеют никакой ценности.
Единственно кого они не забывают ни на секунду –
это смеющегося Кришну, милосердного Раму,
восторженного Вишну, грозного, но справедливого
Шиву и прекрасную Дургу. Религия – единственная
реальность, в чьих координатах живет Индия. Наш
современник Саламан Рушди, сын индийской
художницы и англичанина-колониста, в своем
романе «Последний вздох мавра» подметил: «Пусть
в Дели строятся небоскребы, пусть по дорогам
мчатся роскошные автомобили, в то время как по
улицам носятся толпы чумазых холерных детей,
пусть знаменитые режиссеры, поп-звезды,
американские наркодилеры и бандиты по-хозяйски
вышагивают по ночному Бомбею... Но для индийского
народа есть только она – прекрасная богиня-мать,
танцующая в небе... И только ей они будут
рукоплескать вечно».
В позапрошлом XIX веке Индия впервые стала
объектом острого внимания со стороны Запада,
когда на ее влажную пряную землю потянулись не
только работодатели и бандиты в надежде на
быстрое обогащение, но и студенты, ученые и
всякие авантюристы в поисках истины.
Именно их просвещал Свами Вивекананда в своих
лекциях «Восток и Запад», называя европейскую
цивилизацию варварской и материальной, а
азиатскую – возвышенным хранилищем духа.
Чуть раньше индуизм переживает первую волну
реформации: в 1828 году Раммохан Рой, бывший
служащий ост-индской компании, основал общество
«Брахмо-самадж», которое выступало против
архаичных традиций, в частности сати (сожжение
жен). Так называемый первый интеллигент Индии
призывал народ отказаться от кастовой системы и
ступить на путь единой религии – без
идолопоклонства, жертвоприношений. Рой был едва
ли не первым, кто решился перебраться в края
«презренных млеччхов» (варваров-неиндуистов), а
именно в Англию, где, купаясь во внимании
лондонских интеллектуалов и ученых, заражая их
идеей о дружбе Востока и Запада, остался до конца
дней.
Но, как это явствует из Вед, все внешнее –
несущественно. Можно выйти на демонстрацию и
выкрикивать провокационные лозунги, можно много
говорить о том, как было бы замечательно
построить самый прекрасный город на свете. Но на
то нужна великая сила духа, чтобы наполнить
содержанием бессмысленные слова, чтобы
построить такой город.
В 1836 году, как раз тогда, когда по всем уголкам
страны гремели реформы, на севере Индии прочно
обосновались христианские миссионеры, в зданиях
университетов происходили жестокие религиозные
споры и многодневные философские диспуты, в
глухой деревушке Бенгалии в бедной семье
брахманов родился мальчик. Ни февральский
ливень, тоскливо зарядивший на долгие сутки, ни
отсутствие еды (последнюю они отдали какому-то
нищему путешественнику) не могли омрачить
радость родителей: они были уверены, что
новорожденному сыну, Шри Рамакришне, предписана
великая судьба.
Едва Рамакришна научился говорить, он вспомнил
все свои прошлые рождения, что было первым
свидетельством его необычности. И уже вскоре
родители отправили сына в школу брахманов – так
требовал закон касты. Но однажды отец взял
Рамакришну с собой на свадебное торжество в
богатый дом одного из своих учеников. По традиции
на застольных праздниках ученики и гости
заводили религиозные беседы, и тот, кто проявил
себя умнейшим, получал дары от хозяев дома. Так и
в тот вечер маленький Рамакришна молчаливо
наблюдал за горячим спором, который едва не
закончился дракой. «Вот он, плод знаний. Почему
они так яростно спорят между собой? Просто ради
денег: тот, кто покажет себя ученым, заработает
дары! – решил мальчик. – И это все, к чему они
стремятся! Я больше не буду ходить в школу!»
И несмотря на уговоры родителей, Рамакришна
стоял на своем и не желал учиться, убежденный, что
в образовании нет ничего, кроме материальной
выгоды.
После смерти отца юноша отправился в одно из
предместий Калькутты устраиваться храмовым
жрецом. Маленький храм принадлежал
преуспевающему торговцу, и день за днем
Рамакришна должен был мыть полы, ухаживать за
изображением Кали, ставить свежие цветы и молоко
к алтарю. Надо сказать, что в Индии такая
должность считалась унизительной для браминов,
которые должны учить, а не прислуживать. Люди,
помня недобрую примету, опасались даже
здороваться и разговаривать с «живущим
приношениями идолам», так же как и с лекарями или
торговцами мяса.
Но именно отсюда берут начала притчи и сказания о
святом Рамакришне. С утра до вечера юноша
рассеянно выполнял предписанные обязанности
храмового жреца, не отрывая взгляда от
нарисованной богини – «Матери, исполненной
блаженства». В индуизме почитаемы несколько ее
ипостасей: Кали, Ума, Дурга (жена Шивы), Парвати. Но
по большому счету Богиня-мать есть образ и символ
многоликой Индии – благоухающей и женственной,
милосердной и суровой, нерушимой и сияющей.
«Мать! Неужели Ты существуешь? Или все это –
поэзия и выдумка шарлатанов? Почему Ты не
отвечаешь? – бился он. – Не мертва ли Ты?» Каждый
день Рамакришна стоял перед изображением и
продолжал твердить одно и то же: «Если ты
существуешь, покажи мне свой свет. Почему ты
посылаешь посредников, а не приходишь сама? Я
знаю, меня раздирают соблазны, и, может быть, это
гордыня, но я хочу и готов узреть твою красоту!» В
конце концов он вовсе перестал исполнять обряды,
приносить еду и, не найдя более в себе сил служить
в этом храме, поселился в рощице по соседству.
Богопознание – величайшее событие в жизни
человека. Когда человек пускается на поиски Бога,
он выглядит заболевшим. Но это самое волшебное
безумие, которое может случиться со смертным.
Безумие, потому что в вере нет логики. Но, с другой
стороны, есть ли логика в обыденной жизни, в
страсти к комфорту, к гарантиям, успеху, когда
ничто из этого не имеет настоящей ценности?
Глубоко верующий будет жалеть преуспевающего
занятого бизнесмена, ибо в его жизни совсем не
осталось места для Бога, места для безумия, одни
только рупии; он будет жалеть и избегать его как
худшего из неприкасаемых с вороньим пером на
голове.
Путь к Богу, к истине происходит в одиночку, но в
Индии, так уж повелось, вся округа с любопытством
и трепетом всегда наблюдает за терзаниями
отшельника, сраженного божественным
сумасшествием. И в этом есть суть самой Индии.
Когда по предместьям Калькутты прошел слух, что в
рощице близ храма сидит без пищи, воды и одежды
безумец, сумасшедший, люди озарились надеждой, и
к лесу стали стекаться ротозеи. Одни – чтобы
посмеяться над выжившим из ума юношей, который
только и делал, что рыдал, припав к земле, шепча
невнятные слова и молитвы. Другие же, узрев в том
знамение неба, с благоговением кормили
Рамакришну с ложки жидкой пищей, пока тот
пребывал в полугодичном трансе.
Шло время, жители деревень уже попривыкли к
небывалым слухам, в рощу заходили только путники,
пришедшие издалека. Рамакришне стали являться
удивительные видения, и однажды ему явилась сама
Богиня-мать.
Намного позже Свами Вивекананда будет искать
себе учителя, задавая одинаковый вопрос: «Верите
ли вы в Бога и как вы можете это доказать?»
Большинство людей отвечали путано и многосложно.
Но однажды он задал свой вопрос Рамакришне, над
которым посмеивался, считая необразованным
простачком.
«Я видел Бога так же реально, как я вижу тебя, –
просто ответил Рамакришна, – но только еще ярче и
отчетливей» – и Вивекананда сделался его
учеником.
У самого Рамакришны, пока он предавался
уединению, не было учителя. Если верить притчам (а
у нас нет оснований сомневаться в их
правдивости), как-то в рощу пришла некая женщина.
По словам Рамакришны, она была живым воплощением
богини-матери. Никто не знал, откуда она родом, и
все, кто заглядывал в рощу, дивились ее знаниям и
небесной красоте. Она осталась учить юношу
религиям Индии, посвятила его в различные виды
йогических практик, таким образом направив силы
веры в благодатные русла. Пробыв с ним несколько
лет, она так же неожиданно исчезла, как и
появилась.
После ее загадочного исчезновения Рамакришна
по-прежнему оставался в своей роще. И однажды, к
удивлению и радости всех окрестных деревень,
туда забрел некий человек по имени Тотапури. Этот
святой прославился своими странностями на всю
Индию. Он был всегда весел и пел шутливые песни, а
на праздники, когда к берегам Ганга собирались
люди для омовения от грехов, он скакал голым по
побережью, смеша и пугая народ, высмеивая их
привязанность к догмам и правилам.
«Лучше умереть! Если ты действительно хочешь
быть свободным, избавься от всех привязанностей.
Тебе мешает красота богини Кали. Я знаю, она
прекрасна, но она заслоняет истину своей
красотой!» – сказал святой Рамакришне при первой
встрече.
Рамакришна долго спорил с Тотапури, приводя ему
разные аргументы. Но тот был неуклонен. И тогда
Рамакришна погрузился в глубокий транс, в
котором рассек образ Богини надвое.
Когда он вышел из транса, сказал: «Последний
барьер пал. Я бесконечно тебе благодарен».
На следующий день веселый святой дал юноше
посвящение в саньяси (освобождение от кастовых
обязательств, отшельничество) и, посчитав миссию
выполненной, засобирался в путь. Но, к несчастью,
Тотапури сразил приступ дизентерии. Ничто не
давало ему облегчения, даже глубокая медитация.
Тогда Рамакришна спросил его: «Позволь мне
помолиться за тебя Богине-матери». Но Тотапури
отказался, уверяя юношу, что главное – это дух, а
тело – это только жалкая соломинка, и он готов
принять смерть. Но Рамакришна, не слушая его,
принялся возносить молитвы Богине. Поразмыслив,
Тотапури присоединился к нему. На следующий день
болезнь отступила. Уходя, Тотапури обнял
Рамакришну и сказал: «Я бесконечно благодарен
тебе. Я понял, что жизнь едина и неделима, и ее
надо любить во всех ее проявлениях».
Приняв саньяси, Рамакришна отправился
путешествовать на север Индии и сделался
учеником магометанина, прослывшего святым. Он
делал все, что предписывал ему учитель, искренне
выполняя обряды, читая суры из Корана, и пришел к
выводу, что эти методы богопознания приводят его
к тем же результатам, каких он уж достиг ранее, в
роще у Храма. Затем Рамакришна отправился к
христианским миссионерам, где слушал проповеди и
изучал христианство в течение нескольких лет.
Так, по словам Рамакришны, на собственном опыте
он понял, что цель всех религий едина, все они
учат одному и тому же, а разница заключается в
методе и языке, и в сущности все религии имеют
одну цель, а спорят и ссорятся из-за корысти:
разногласия вызваны не заботой об истине, а
заботой о приоритете «своего имени».
Его ученик, Свами Вивекананда позже вспоминал
слова своего учителя в книге «Практическая
Веданта»: «Не я, но Ты», – и кто говорит «не я»,
тому Господь наполняет сердце. Чем меньше этого
мелкого «я», тем больше в человеке Бога». – Мой
учитель Рамакришна нашел эту истину во всех
религиях мира и стал осуществлять ее в своей
жизни. Он никогда не ограничивался прекрасными
теориями, но стремился немедленно осуществить
задуманное на практике. Мы видим, как произносят
расчудесные речи о милосердии и равенстве, о
правах других людей и обо всем таком прочем, но
все это остается теорией. Мне посчастливилось: я
нашел человека, который умел воплощать теорию в
жизнь. У него была удивительная способность
осуществлять на практике то, что он считал
правильным».
Так, однажды Рамакришна остановился в гостях в
одном почтенном семействе. К удивлению хозяев, он
разместился в женской половине дома и попросил
женское платье. Хозяева не могли упрекать его за
такую нелепую выходку, ведь в то время Рамакришна
уже считался святым, и тысячи паломников
тянулись к нему со всех концов Индии. Каждый день
он просыпался, бродил по саду в женских одеждах,
предавался медитации, проповедовал ученикам, не
меняя наряда, и вел себя как ни в чем не бывало.
Сами ученики поначалу посмеивались над учителем,
а затем привыкли. Прошло несколько лет, и
Рамакришна, сняв платье, сказал ученикам: «Душа
не имеет пола. Пол присущ только телу, и человек,
который стремится к жизни духа, не может
одновременно держаться за различия пола. Теперь
все переменилось. Я не вижу различий. Я вижу
только божество в каждом из вас и остальных».
Как-то раз Рамакришна поселился вместе со своими
учениками неподалеку от семейства
неприкасаемых. По закону, если брахман увидит
кого-нибудь из низшей касты или не дай Бог
коснется его одежды, он должен поститься в
течение дня и прочитать определенные молитвы. В
некоторых городах Индии неприкасаемые были
обязаны криком предупреждать о своем появлении:
«Берегитесь! Идет неприкасаемый!» Что касается
Рамакришны, то он, смеясь над возражениями
учеников, ходил по домам, где жили люди из низшей
касты, и по ночам мыл у них полы, пока хозяева
спали. Его ученики с ужасом и благоговением
наблюдали, как он мел грязный пол своими длинными
густыми волосами, приговаривая: «О моя Мать!
Сделай меня слугой неприкасаемых, заставь меня
почувствовать, что я еще ниже, чем они!»
Спустя какое-то время Рамакришна плыл в лодке
вместе со своими учениками и вдруг закричал:
«Больно! За что вы бьете меня!» «Разве мы бьем
тебя, учитель!» – удивились ученики, но с ужасом
заметили, как на его худощавом теле проступают
следы ударов. А когда они подплыли к берегу, то
ученики увидели, как двое солдат избивали
человека с вороньим пером на голове, то есть
неприкасаемого. На его спине были такие же следы.
«Религия – это не разговоры, не доктрина, не
каста и не секта. Религия не может существовать в
сектах или организациях, ибо тогда она
превращается в калькуттский базар. Религия – это
постижение. И вы сами не успокоитесь, пока не
постигнете истины. Ее вы не найдете ни в словах,
ни в лекциях, ни в храме. Самоотречение – вот
первый шаг на пути к Богу» – так записал слова
Рамакришны его лучший ученик Свами Вивекананда.
Сам Рамакришна не оставил после смерти ни
строчки, он никогда ничего не записывал. Его же
любимый и строптивый ученик, боксер и атлет,
блестящий выпускник Калькуттского университета,
поначалу посмеивавшийся над необразованностью
учителя, разработал и развил на бумаге учение
Рамакришны: «Истина одна и одновременно
множественна. Религии мира не противоречат друг
другу и не враждебны одна другой, все они – лишь
различные фазы Одной Вечной Религии. Никогда не
было моей религии, вашей религии, национальной
религии, была и есть только одна» – с этими
словами первые восточные миссионеры,
последователи Рамакришны, приехали на Запад.
В 1896 году в Нью-Йорке Свами Вивекананда выступил
с лекцией перед многотысячной толпой студентов и
любопытных: «У вас, людей Запада, есть смелость,
чтобы броситься с криком «Ура!» на пушки
неприятеля, у вас есть смелость, чтобы во имя
патриотизма подняться и отдать жизнь за родину, а
у азиатов есть смелость умереть во имя Бога.
Восток порождает гигантов духовности, а Запад
гигантов политики и науки. Пришло время Великой
Гармонии, когда два идеала соединяются воедино.
Настало время для самоотречения. Перестаньте
говорить о любви к ближнему, а подтвердите это
делом. Так говорил мой учитель, так говорили ваши
учителя. Все они – неотъемлемые части одной
вечной религии, которая и есть жизнь».
Душной августовской ночью 1886 года над Калькуттой
шумел ливень. Рамакришна лежал в постели, вокруг
которой собрались его ближайшие ученики. «Я
никуда не ухожу», – сказал он, и в окне мелькнул
рассеченный надвое силуэт Богини, танцующей под
проливным дождем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|