КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Заэкранная стекловата
Неслабую прикольную дезу запустил в
эфир сатирик Виктор Шендерович: дескать, в
будущую шоу-программу “За стеклом” поименно
приглашены известные политики, и кастинг скоро
определит, кто из них составит первую шестерку. А
что? Зайдешься от хохота, лишь вообразив, как в
душевой кабине не кукла, а конкретный Вова трет
спинку Любе, Гена пристраивается в койку к Ире, а
Гриша отрывается в танце с Сажи. Но, быстро
отсмеявшись, вдруг отдаешь себе отчет: это самое
большее, что можно извлечь из ситуации, сложись
она на самом деле. А сложиться таковой она не
может по определению, ибо в подобного рода играх
телевидению не нужны конкретные люди. Ему нужны
лишь реальные. Ощутите разницу в этих, казалось
бы, схожих определениях!
Такого бума, какой вызвала программа “За
стеклом”, у нас в околотелевизионном
пространстве, пожалуй, никогда не было. О ней
говорят за всеми стеклами, вместе взятыми, –
дома, на работе, в метро. О ней написано уже
столько саркастических и убийственных слов, что
и добавить вроде нечего. А телевидение
сладострастно продолжает вершить свой шабаш. Оно
знало, на что шло, и в восторге от результата. Оно
превратило вожделенную коммунальную замочную
скважину в увеличительную лупу на весь экран. И
гипотетическая оградительная стена, которую без
всякой надежды на успех пытается воздвигнуть
общественное мнение, не способна перекрыть это
открытое всем взорам циничное пространство.
Шестеро за стеклом томятся от безделья и скуки в
ожидании режиссерских команд. Они не подопытные
кролики, говорит в интервью генпродюсер
программы, ведь кролики не выбирают своей участи,
а эти выбрали сами. И еще он добавляет, что
программа снимает с человека налет ханжества,
как катаракту. С какого человека, можно было бы
спросить: по ту или другую сторону экрана? Суть в
том, что на экране не происходит ничего такого,
чего зритель никогда бы не видел. Голых в душе,
постельных сцен? Да пощелкайте пультом,
пробегитесь по каналам в любой вечерок –
получите все это в избытке и в более качественном
виде. Но для телевидения все это лишь
отображаемый мир, осколки чужой жизни. В гордыне
создать собственную вселенную оно выращивает и
собственных гомункулусов, называя это новой
реальностью. Здесь-то и заключается разница
между конкретным человеком и реальным.
Конкретный обладает сложившимся характером и
узнаваем в любых обстоятельствах. Реальный –
продукт алхимических опытов ТВ.
Я не знаю, какие на самом деле эти шестеро. Они
скучны, косноязычны и малоинтересны в те
короткие промежутки времени, которые отбирает
телевизионный режиссер из их длинного
бездельного рабочего дня. А может быть, там, за
кадром, они говорили о чем-то интересном,
откровенничали не только о том, сколько у них в
жизни было сексуальных партнеров, а о чем-то
другом? Это что-то другое для реального
телевидения унылая мутотень, ему нужно вытащить
из человека нечто низменное, ущербное, гадкое,
поймать его на вылетевшем невзначай слове,
прихватить на поступке, о котором он потом,
возможно, будет жалеть всю жизнь.
“Я пошла”, – говорит бывшая героиня прошедших
серий Ольга. Она говорит это после долгих
постельных приставаний Макса, имея в виду, что
уходит в другую комнату. О многосмысленный
родной наш язык! Максу бы продолжить: “И я
пошл...” Но таких нюансов герои программы, как и
породившее их телевидение, не ощущают. Пелена уже
спала с их глаз и объективов телекамер.
“Это всего лишь игра”, – не устает убеждать
своих сотоварищей Макс. Он прав, конечно.
Азартная и за большой приз. Ради этого все
средства хороши, полагает он, в том числе и
сговор. Свидетелями чего мы тоже оказались.
Вообще-то в настоящих играх за это сильно
наказывают. И даже карают. В телевизионных –
поощряют. Шестерку отбирали из многих сотен
претендентов – видимо, не просто так, а исходя из
заранее замышленной интриги.
За стеклом бьются не за квартиру. За стеклом
хотят выйти в люди. И телевидение тем, кто попал в
его сети, это гарантирует. Неисповедимы пути
земные. В кумиры нации – через душевую кабину и
диван из “Икеи”. У Николая Фоменко бесстрашные
парни летали на самолетах, гонялись на
мотоциклах, бутузили друг друга – и что? Рейтинга
не хватило! Другие невероятные парни едут всю
ночь на машине через Европу, чтобы прыгнуть с
парашютом со швейцарской дамбы. И прыгают! Ну и
что? Пусть себе прыгают, это все разовые штучки.
Когда-то в эфире гремели “А ну-ка, парни!”, а
также “А ну-ка, девушки!”. Они тоже много чего
умели. Бегать, прыгать, бороться, побеждать, печь,
шить. И, подозреваю, любить тоже. Только тогда
“про это” телевидению говорить не разрешали.
Нынешним героям наплевать на все: на дело, на
профессию, смысл жизни. Они мечтают лишь быть
участниками и делателями шоу. Такими их создало
телевидение. Реальными его персонажами.
Любопытно, по чьему недосмотру проскользнула в
эфир реплика Жанны, когда подружка попрекнула ее
за вечно минорное выражение лица. “Лучше сидеть
с кислой рожей, чем с голой задницей”, – сказала
Жанна, явно вразрез с эстетикой зрелища.
Посмотрим, за что это примут: ханжество или
недопонимание условий игры. На самом деле
никакого стекла для нас, телезрителей, нет. Как и
нет его для тех, кто внутри. Все нараспашку.
Стекло существует лишь для зевак, приходящих к
гостинице ”Россия”. По мне же, подопытные сидят
в плотном слое стекловаты, поглощающей все
нормальные звуки жизни. А вы когда-нибудь
пробовали с этой стекловатой работать? Если да,
то знаете, как она забивает дыхание, въедается в
тело, как после этого хочется немедленно
отмыться в душе. В нормальном душе нормального
дома. Если, конечно, не отключили горячую воду.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|