Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
 

Балтийский дом: учителя и ученики

Фестиваль без жюри, присуждения мест и выбора самых лучших

В Петербурге прошел один из самых интересных театральных фестивалей России – “Балтийский дом”. Эймунтас Някрошюс и Петр Фоменко, Кама Гинкас и Эльмо Нюганен представляли на фестивале не только свои последние постановки, но и своих учеников. В отличие от предыдущих этот фестиваль имел тематический подзаголовок “Учитель – ученик”.
Фестиваль открылся на большой сцене работой молодого литовского режиссера Оскараса Коршуноваса “Мастер и Маргарита”, а в зале оценивал работу своего ученика Йонас Вайткус. На малой же сцене теперешние студенты-второкурсники, актеры и режиссеры, воспитанники того же Й.Вайткуса, представляли свои работы.
“ПС” следует девизу фестиваля: на его страницах Учитель – кандидат искусствоведения Ольга Егошина и Ученик – Алексей Гончаренко.

ОТ ИМЕНИ УЧИТЕЛЕЙ

Ольга ЕГОШИНА

«Питовские студенты привезли на “Балтийский дом” две работы – мастер-класс по “Елке у Ивановых” А.Введенского и спектакль “Беспредел” по рассказу В.Пелевина “Синий фонарь”.
На материале незамысловатой истории о мальчишках в пионерлагере, развлекающихся по вечерам рассказами-страшилками, задирающих старших и “воспитывающих” младших, режиссер Агнюс Янкявичюс вместе с сокурсниками проводит жесткое исследование детских комплексов и страхов. В стерильном мире в пульсирующем ритме двигаются люди-знаки, которыми руководит брутальная мадам. Черные кожаные мини-шортики, черные чулки, каблуки, мини-лифчик и кроваво-красные губы – воплощение ночных сексуальных кошмаров. Она казнит и милует, награждает поцелуем и грозит наказанием: “Поставить голым в палату к девочкам”.
Унаследовав от своего учителя умение театрально обыгрывать бытовые детали, студенты создали провокационный спектакль. Четкий ритм, гротескные маски действующих лиц, сдавленные голоса – режиссер сознательно обостряет рассказ Пелевина, делая наглядными подсознательные импульсы. Он вводит шоковую сцену, извините, самокастрации, которая становится кульминацией спектакля-сна, спектакля-кошмара. При этом натуралистические детали четко встроены в мастерски скомпанованное действие.
Эти же детали сочетаются в спектакле с предельной жесткостью формы. Литовские студенты демонстрируют вполне взрослое мастерство пластического рисунка, музыкальность и высокую сценическую культуру. Присутствуй на фестивале Константин Райкин, не сомневаюсь, он тут же предложил бы литовским студентам ангажементы в свой театр.
Томас Манн писал о том, что искусство должно заниматься трудным и добрым. Ученики Вайткуса показали, как искусство занимается трудным.
Ученики Фоменко показали, как театр занимается добрым.

***

Выпускников Петра Фоменко, показывавших на “Балтдоме” три свои работы – “Мещане” (IV акт) М.Горького, “Пьеса № 27” А.Слаповского и “Фро” по А.Платонову, – уже разобрали по московским театрам. Если литовский режиссер предпочел брутальный вариант прочтения В.Пелевина, то Василия Сенина в рассказе А.Платонова заинтересовала любовная линия. Герметичной, усложненной, неожиданной авторской речи был найден легкий и радостный сценический эквивалент. Дипломная работа выпускного курса “Фро” – одна из самых светлых постановок Платонова на русской сцене.
Юная женщина Фрося тоскует о муже, уехавшем на Дальний Восток строить коммунизм. Актриса Ирина Пегова играет то состояние любовной лихорадки, когда каждая клеточка тела наполнена ожиданием. Ее Фрося ни секунды не может остаться в покое. Зуд в крови, тревожная лихорадка чувств, пересохшие губы, радость и отчаяние, легко сменяющие друг друга. Ее вздохи так откровенны, ее позы так соблазнительны, ее жесты так двусмысленны, что невольно вспоминаются слова из Евгения Шварца: принцесса, вы так невинны, что можете сказать ужасные вещи. Полная и легкая, в тонком ситцевом платье и толстых шерстяных чулках, эта Фрося мечтательно глядит в какую-то светлую даль, куда уехал ее муж, и никак не может найти места на кровати, лаская себя забытыми им боксерскими перчатками.
Вчерашняя студентка Ирина Пегова показала виртуозное умение “нанизывать” этюды (действия и состояния на заданную тему) на единую психологическую нить, что является фирменным знаком фоменок. Стало понятно, что к именам прелестных актрис театра добавилось новое имя. Фоменок стало больше.
Постановщик спектакля Василий Сенин создал образ не столько провинциального маленького городка, сколько места, где осуществляются любовные грезы. Самый воздух спектакля пронизан весенним томлением, в котором так легко загорается кровь, вспыхивают страсти. На разбросанных в глубине помостах танцуют, обнимаются, ссорятся и мирятся парочки. Хореограф Алла Сигалова придумала для них танцы-сценки, танцы-этюды, в которых в комичных и гротескных формах без единого слова раскрываются перипетии любовных приключений и характеры действующих лиц. Поверив фальшивой телеграмме об опасной болезни жены, муж (Евгений Цыганов) вернется, и зрители станут свидетелями “медовой недели”, пожара страсти. А в финале после отъезда мужа притихшая Фрося присядет возле соседского ребенка вспоминать свое недолгое бабье счастье.
В своем интервью несколько лет назад Фоменко сказал о том, что режиссеру необходимее всего “ощущение радости бытия”. Можно добавить, что столь же необходимо умение этой радостью поделиться и передать ее своим ученикам.

На “Балтийском доме” в этом году в первый раз отказались от жюри, от присуждения мест. Спектакли, по мысли устроителей, должны были свободно сосуществовать в фестивальном пространстве без деления на лучших и самых-самых. Впервые на фестивальных подмостках на равных встречались Мастера и их студенты, и, надо сказать, встреча действительно прошла на равных.

ОТ ИМЕНИ УЧЕНИКОВ

Алексей ГОНЧАРЕНКО

У слова “ученик” нет прошедшего времени. И не потому, что это невозможно по правилам русской грамматики. Тут вступают в силу другие правила.
Вряд ли кто может сказать, что он был чьим-то учеником, он всегда останется им, даже спустя много лет, даже если сам начнет преподавать. С мастером можно спорить, не соглашаться, идти от противного, но не отвергать ту базу, которую он закладывает. Если тебе посчастливилось и у тебя был настоящий учитель или в школе, или в профессии, то потом ты всегда будешь сверяться с ним в тех или иных жизненных ситуациях. Одобрил бы он тот или иной поступок, что бы посоветовал? Учитель задает систему координат, а какие графики появятся между осями – дело ученическое.
На театральном фестивале “Балтийский дом” нам, нескольким выпускникам театроведческого факультета РАТИ, посчастливилось быть приглашенными в качестве Учеников, представителей московской театроведческой школы. Съездить в Санкт-Петербург, да еще иметь там возможность не просто смотреть хорошие спектакли, но и еще чему-нибудь научиться – идея крайне заманчивая, никто не отказался.
Поделиться и понабраться знаний на фестиваль приехали многие, в основном из Прибалтики, на то он и “Балтийский дом”. Но разберемся по порядку, чему же можно было научиться в Петербурге?
Актерам – пластике, подвижности и бесстрашию молодых студентов Вильнюсской театральной академии, которые в свою очередь внимательно работают на занятиях своего педагога Йонаса Вайткуса. Режиссерам – той преемственности своему мастеру, с помощью которой можно построить свой неповторимый театр, как у студентов выпускного курса Петра Фоменко. Художникам – разнообразию взглядов на мир, который задан драматургом, режиссером, собственным опытом, использованию неожиданных материалов, непохожести одной своей работы на другую, как у воспитанников Алвиса Херманиса или Эдуарда Кочергина. Критику – грамотно строить свою речь, когда надо быть и предельно искренним, и предельно вежливым перед творческими группами спектаклей и именитыми коллегами, отвечать за каждое свое слово. А всем вместе – не бояться публичных выступлений.
Международный фестиваль – отличное время для обучения, и не только иностранному языку. Мастер представляет своих учеников незнакомым людям, которых нельзя ни в чем убедить бездоказательно. Приехавшие на фестиваль не предвзяты во впечатлениях, их взгляд свеж, у них собственные прочные авторитеты. С другой стороны, люди театра, воспитанные в своей родной школе, могут напрочь отвергать даже сам факт существования другой. Другая школа, другая вера – как часто это становится синонимом “чужого”.
Молодой режиссер с курса Вайткуса показал спектакль “Беспредел” по рассказу В.Пелевина “Синий фонарь”. История молодых людей, рассказывающих “страшилки” в пионерском лагере под присмотром стервы-воспитательницы, заканчивается полным нивелированием личности человека. Шок. На наших глазах герои изменяют себе, делая последний шаг, лишая себя пола, который дан от рождения. Проще всего было бы сказать нет, отвернуться – это меня не касается. Действительно, такой спектакль никогда не появился бы в Мастерской Петра Фоменко – в любимом нами, московскими зрителями, театре. Но если спектакль Агнюса Янкявичюса существует на этом замечательном курсе – значит, это повод прислушаться к молодому талантливому режиссеру (тем более что играют молодые люди безупречно). Последнее время все реже становишься благодарен режиссерам за то, что они так глубоко заглядывают в твою психологию.
Кроме того, ради педагогической пользы всем важно было посмотреть спектакли друг друга, но этого, к сожалению, не получилось. Студенты-режиссеры курса Фоменко приехали на день позже показов работ ребят из Вильнюса, которые в свою очередь вынуждены были вернуться в Литву раньше, молодые эстонские актеры Эльмо Нюганена все время были заняты на репетициях.
Приятно, когда тебя учат хорошие педагоги, да к тому же и по удачно составленным учебникам – с доходчивыми иллюстрациями, компактными параграфами или, на худой конец, без фактических неточностей. Не всегда это удается в педагогике, чего уж говорить о театре. Почему-то Международный семинар театральных критиков в полном своем составе отправлялся на спектакль “Панночка”, который не удовлетворил даже патриотичных петербургских театроведов, а гениального (мне не кажется это преувеличением) “Отелло” Эймунтаса Някрошюса не дождался: спектакль театра “Meno fortas” достойно завершил “Балтийской дом”. Почему-то “ученики” сами должны были выбирать, какую “главу из учебника по современному театру” им прочесть сегодня вечером – сходить ли на “Счастливого принца” Камы Гинкаса или на спектакль “Фро” двадцатичетырехлетнего, но уже популярного ученика Фоменко Василия Сенина – оба спектакля шли в один вечер.
Все это можно счесть за обычные школьные жалобы на переменах, но без этого не бывает обучения. На самом же деле непременно надо поблагодарить организаторов за качество отобранных спектаклей и за приглашение. Тем более что в ГИТИСе преподавателю в конце лекции принято говорить спасибо.

На фото: сцены из студенческих спектаклей и мастер-классов “Балтийского дома”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru