Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
 

Василий КОЛЬЧЕНКО

На самом деле в Америке книги не запрещают...

Но их иногда могут “не рекомендовать” для изучения в школе. Причем – сами родители учеников

В предыдущем выпуске полосы “Детская литература” мы писали о том, что в некоторых штатах Америки ряд детских книг – таких, как произведения Джоанн Роулинг и Марка Твена, – оказались под запретом. Но история с этим запретом, оказывается, совсем не так проста и однозначна. Наш постоянный автор Василий Кольченко, много лет живущий в Нью-Йорке и регулярно приезжающий в Россию на Соловейчиковские чтения, знает ситуацию, что называется, изнутри – и сегодня мы публикуем его комментарий по поводу этих злополучных запретов. Тем более что этот вопрос интересует многих, и он был в числе тех вопросов, на которые Василий Кольченко обещал после своего выступления на чтениях подробно ответить уже из Америки.

– Правда ли, что в США в некоторых штатах запрещены детские книги Роулинг о Гарри Поттере, книги Сэлинджера и книга Марка Твена «Приключения Гека Финна»?
– Наше понятие о запрете отличается от американского. Когда наши журналисты пишут о запретах в США, они понимают события по-своему и редко вникают в детали. Получается игра в «испорченный телефон».
Что происходит на самом деле? Нет такого штата, где бы запретили читать книги Роулинг, Сэлинджера и Твена. Но если в каком-то одном районе управление образования исключит их из списка рекомендованной литературы, то может разразиться скандал. Потому что теперь их не будут покупать школьные библиотеки, их не станут изучать на уроках, а учителя, которые ослушаются, могут быть наказаны.
Такой случай не упустят американские журналисты и правильно сделают. Они будут говорить о запретах и цензуре, о свободе слова, докапываться до причин, теребить школьное начальство своими вопросами.
Читатели по всей стране станут взвешивать разные «за» и «против», вспоминать историю и законодательство. Когда-то в Штатах не печатали «Лолиту» Набокова, книги Генри Миллера, но это все в прошлом. Незаметно и ненавязчиво общество пройдет через полезную дискуссию, которая может растянуться на месяцы и даже годы. В итоге найдется правильное решение. Получится что-то вроде общенационального урока граждановедения.
До нас эта история дойдет в пересказе, и все сведется к тому, что в отдельных штатах запретили отдельные книги. На самом деле их можно свободно купить, свободно читать, приносить в школу, и лишь в одном районе школьная администрация смотрит на них косо.
Можно ли это назвать запретом в нашем традиционном понимании? Вряд ли. В советское время запретная книга была попросту недоступна, а если ее тайком удавалось прочитать, то оставалась угроза доноса, последствия которого могли сломать человеку судьбу. Когда рассказываешь об этом в Америке, люди отказываются верить, что так бывает.
Но почему же в каком-то одном районе эти книги объявляют нежелательными? Ведь хорошо известно, что защитники свободы слова спуску бюрократам не дадут. Как правило, причина такого решения – требования родителей.
Совет образовательного округа в большинстве случаев избирается прямым голосованием жителей округа. Голосовать могут все избиратели, но на выборы школьных советов обычно приходит лишь малая их доля, к примеру, в Нью-Йорке – меньше десяти процентов. Сравнительно небольшая группа родителей может провести в совет своих кандидатов и потом диктовать школам свою волю.
Так бывало не раз. В штате Аризона несколько лет назад образовательный совет объявил, что вместо теории эволюции Дарвина учителя биологии могут преподавать криэйшонизм (creationism) – теорию возникновения видов согласно Библии. Опять же никакого запрета на преподавание эволюции не было. Просто совет разрешил говорить о перетолкованном библейском учении наравне с учением Дарвина или вместо него.
О решении аризонского совета осуждающе писали американские газеты: возврат во времена Средневековья! Образованным людям ясно, что криэйшонизм – это подделка под науку. Жители штата почувствовали, что они стали посмешищем для страны и дурным примером для всего мира.
Когда подошел срок следующих выборов образовательного совета, избиратели поднапряглись, организовались и проголосовали за тех, кто обещал отменить пресловутое решение. Совет обновился и тут же вывел криэйшонизм из перечня школьных программ. Об этом скромном событии в газетах писали уже гораздо меньше.
Чем объясняются такие виражи школьной политики? В США очень силен местный контроль над школами. Деньги на них идут в основном из местных налогов. Люди чувствуют, что они в своих школах хозяева, и вмешательства со стороны не любят.
В отличие от России школьные дела в Америке – это прежде всего дела общины, а не центральной власти. Министерство образования появилось здесь меньше тридцати лет назад, да и теперь его влияние довольно ограничено.
Конфликты между решениями местной власти и общественным мнением страны случаются нередко, и компромисс находят, как правило, в рамках закона и конституции.
Имеет ли образовательный совет право выбросить из школьных библиотек своего округа книги Роулинг, потому что они якобы прививают детям нездоровый интерес к колдовству, или книгу Марка Твена, потому что она, по их мнению, несправедливо обижает негров? Видимо, да.
Но имеют ли местные жители право заменить такой совет? Безусловно. Имеют ли газеты право писать о таких случаях, критиковать их и высмеивать? Нет сомнения.
Имеют ли право центральные власти навязать свою волю образовательному совету? Если совет не желает идти на компромисс, а жители не хотят его переизбирать, то ответ на этот вопрос будет обсуждаться скорее всего в суде, вплоть до Верховного суда страны.
Потому что школьные дела – это дела не только общинные, но и государственные.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru