ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
На самом деле в Америке книги не
запрещают...
Но их иногда могут “не рекомендовать”
для изучения в школе. Причем – сами родители
учеников
В предыдущем выпуске полосы “Детская
литература” мы писали о том, что в некоторых
штатах Америки ряд детских книг – таких, как
произведения Джоанн Роулинг и Марка Твена, –
оказались под запретом. Но история с этим
запретом, оказывается, совсем не так проста и
однозначна. Наш постоянный автор Василий
Кольченко, много лет живущий в Нью-Йорке и
регулярно приезжающий в Россию на
Соловейчиковские чтения, знает ситуацию, что
называется, изнутри – и сегодня мы публикуем его
комментарий по поводу этих злополучных запретов.
Тем более что этот вопрос интересует многих, и он
был в числе тех вопросов, на которые Василий
Кольченко обещал после своего выступления на
чтениях подробно ответить уже из Америки.
– Правда ли, что в США в некоторых штатах
запрещены детские книги Роулинг о Гарри Поттере,
книги Сэлинджера и книга Марка Твена
«Приключения Гека Финна»?
– Наше понятие о запрете отличается от
американского. Когда наши журналисты пишут о
запретах в США, они понимают события по-своему и
редко вникают в детали. Получается игра в
«испорченный телефон».
Что происходит на самом деле? Нет такого штата,
где бы запретили читать книги Роулинг,
Сэлинджера и Твена. Но если в каком-то одном
районе управление образования исключит их из
списка рекомендованной литературы, то может
разразиться скандал. Потому что теперь их не
будут покупать школьные библиотеки, их не станут
изучать на уроках, а учителя, которые ослушаются,
могут быть наказаны.
Такой случай не упустят американские журналисты
и правильно сделают. Они будут говорить о
запретах и цензуре, о свободе слова, докапываться
до причин, теребить школьное начальство своими
вопросами.
Читатели по всей стране станут взвешивать разные
«за» и «против», вспоминать историю и
законодательство. Когда-то в Штатах не печатали
«Лолиту» Набокова, книги Генри Миллера, но это
все в прошлом. Незаметно и ненавязчиво общество
пройдет через полезную дискуссию, которая может
растянуться на месяцы и даже годы. В итоге
найдется правильное решение. Получится что-то
вроде общенационального урока граждановедения.
До нас эта история дойдет в пересказе, и все
сведется к тому, что в отдельных штатах запретили
отдельные книги. На самом деле их можно свободно
купить, свободно читать, приносить в школу, и лишь
в одном районе школьная администрация смотрит на
них косо.
Можно ли это назвать запретом в нашем
традиционном понимании? Вряд ли. В советское
время запретная книга была попросту недоступна,
а если ее тайком удавалось прочитать, то
оставалась угроза доноса, последствия которого
могли сломать человеку судьбу. Когда
рассказываешь об этом в Америке, люди
отказываются верить, что так бывает.
Но почему же в каком-то одном районе эти книги
объявляют нежелательными? Ведь хорошо известно,
что защитники свободы слова спуску бюрократам не
дадут. Как правило, причина такого решения –
требования родителей.
Совет образовательного округа в большинстве
случаев избирается прямым голосованием жителей
округа. Голосовать могут все избиратели, но на
выборы школьных советов обычно приходит лишь
малая их доля, к примеру, в Нью-Йорке – меньше
десяти процентов. Сравнительно небольшая группа
родителей может провести в совет своих
кандидатов и потом диктовать школам свою волю.
Так бывало не раз. В штате Аризона несколько лет
назад образовательный совет объявил, что вместо
теории эволюции Дарвина учителя биологии могут
преподавать криэйшонизм (creationism) – теорию
возникновения видов согласно Библии. Опять же
никакого запрета на преподавание эволюции не
было. Просто совет разрешил говорить о
перетолкованном библейском учении наравне с
учением Дарвина или вместо него.
О решении аризонского совета осуждающе писали
американские газеты: возврат во времена
Средневековья! Образованным людям ясно, что
криэйшонизм – это подделка под науку. Жители
штата почувствовали, что они стали посмешищем
для страны и дурным примером для всего мира.
Когда подошел срок следующих выборов
образовательного совета, избиратели
поднапряглись, организовались и проголосовали
за тех, кто обещал отменить пресловутое решение.
Совет обновился и тут же вывел криэйшонизм из
перечня школьных программ. Об этом скромном
событии в газетах писали уже гораздо меньше.
Чем объясняются такие виражи школьной политики?
В США очень силен местный контроль над школами.
Деньги на них идут в основном из местных налогов.
Люди чувствуют, что они в своих школах хозяева, и
вмешательства со стороны не любят.
В отличие от России школьные дела в Америке – это
прежде всего дела общины, а не центральной
власти. Министерство образования появилось
здесь меньше тридцати лет назад, да и теперь его
влияние довольно ограничено.
Конфликты между решениями местной власти и
общественным мнением страны случаются нередко, и
компромисс находят, как правило, в рамках закона
и конституции.
Имеет ли образовательный совет право выбросить
из школьных библиотек своего округа книги
Роулинг, потому что они якобы прививают детям
нездоровый интерес к колдовству, или книгу Марка
Твена, потому что она, по их мнению, несправедливо
обижает негров? Видимо, да.
Но имеют ли местные жители право заменить такой
совет? Безусловно. Имеют ли газеты право писать о
таких случаях, критиковать их и высмеивать? Нет
сомнения.
Имеют ли право центральные власти навязать свою
волю образовательному совету? Если совет не
желает идти на компромисс, а жители не хотят его
переизбирать, то ответ на этот вопрос будет
обсуждаться скорее всего в суде, вплоть до
Верховного суда страны.
Потому что школьные дела – это дела не только
общинные, но и государственные.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|