ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Русский танец “Цыганочка”
Этот народ словно воплощает нашу
вечную надежду:
уйти, вырваться, затеряться...
...Они уходят вдаль, бередя наши сердца,
они возвращаются в города, раздражая нас
назойливыми просьбами и предложениями. Цыгане –
источник постоянного восторга и недоумения, едва
ли не самые странные и в то же время самые родные
спутники нашей повседневной жизни на протяжении
последних столетий...
Цыганское
присутствие в русской культуре – это, собственно
говоря, почти вся наша классика. От Александра
Пушкина до Аполлона Григорьева и Владимира
Высоцкого они “шумною толпою” бродят по
русскому искусству, населяют не только тексты и
нотные записи, но и, что важнее, жизни художников,
да и не только художников – всех образованных
русских людей. “Поехать к цыганам” в XIX веке
означало вырваться, освободиться из тенет
повседневности, на мгновение приобщиться к иной
реальности, где вольница торжествует над долгом,
а страсть над моралью. И не беда, что из табора, из
ресторана, из театра всегда возвращались домой –
к обиходу и обычаю, что загул отмаливали как грех,
что в конечном счете это общекультурное русское
представление о цыганах никак не
соответствовало образу жизни самих цыган –
народа по своим внутренним установлениям очень
строгого и традиционного.
Да что там образованный класс, у бар, как говорили
крестьяне, всегда свои причуды. Но наше
повсеместное отношение к порядку, но пословица
“Закон что дышло...” и словечко “выцыганить”, но
тысячи раз проклятая и восславленная
податливость русского человека, его женская
пластика, умение приспособиться к любым
условиям, оставаясь самим собой, – как все это
напоминает цыганскую модель поведения. Они, как и
мы, умели принять любую религию, любой язык, нравы
всякой местности, сделать их своими, кровными и
при этом не изменить себе ни на йоту, остаться
самими собой. В конце концов, можно сколько
угодно пенять на отсутствие трудолюбия,
вороватые глаза, склонность искать свою выгоду
при всяком общении, можно запрещать детям
якшаться с цыганятами и сочинять двусмысленные
анекдоты, но... “Цыганочка, цыганочка...” – ведь
от нее никуда не деться, это русский народный
танец, и у самих цыган ничего подобного нет. И
именно он в народном сознании воссоздает
целостный образ, нет, память об образе, нет, свет
этой памяти, без которой повседневная жизнь
тускнеет и меркнет, теряет грацию и объем.
Вспомним, как еще совсем недавно Николай
Сличенко пел Есенина, и рыдала Россия под эти
песни.
У каждого путешествующего русского, особенно
если он странствует на свой страх и риск, свои
воспоминания о встречах с цыганами. Я помню, как
почти уже в легендарном 1980 году мы добирались с
подругой из Москвы в Азию. Нам было по двадцать
лет, у меня были неприятности с Советской
властью, и пришлось бежать, так как комитетчики
пришли с обыском и ордером на арест. Мы
спустились по лесам (в доме был ремонт) с балкона
второго этажа, были счастливы, чувствовали себя
героями, денег и документов у нас не было,
перспектив ночлега от Баку до Ростова тоже
никаких. И стояли мы на развилке, где расходятся
дороги на Владикавказ и на Грозный.
Кавказ тогда был совершенно мирным местом,
никаких национально-освободительных войн,
никакого ваххабизма, где-то в поле уютно урчал
комбайн, а в паре километров от трассы раскинулся
цыганский табор. На повороте же обосновались две
цыганские девушки и занимались обычным
промыслом – правдами и неправдами освобождали
от излишков кошельки дальнобойщиков. Подошли они
и к нам, попросили сигарет и денег. Мы их огорчили.
У нас не только не было в наличии мелкой монеты,
но и вообще мы не ели уже больше суток. И дальше
случилось чудо. Нас попросили подождать, одна
девушка куда-то исчезла, и скоро к нам явился для
переговоров смуглый цыган в летах. Пушкин
романтического периода пришел бы в восторг – нас
пригласили в табор, кормили, поили и всячески
развлекали пару дней, узнали всю нашу историю,
дали несколько дельных советов, а на прощание
торжественно подарили сто рублей. По тем
временам достаточно значительные деньги, по
крайней мере до Ташкента мы добрались с
совершенным комфортом...
Именно тогда в таборе Коля, муж одной из женщин,
стоявших на перекрестке, мой сверстник-цыган, с
которым мы особенно подружились, мне сказал:
“Знаешь, те, что живут от школы до пенсии по
заранее намеченному плану, совершенно чужие нам
люди. Но если кто рискует или пропал – он брат нам
навеки”. Вот эту надежду русских – уйти,
вырваться, затеряться – и воплощают цыгане.
Конечно, русских и цыган разделяет пропасть:
северный славянский народ, освоивший огромные
территории, создавший великую
государственность, грозивший германцу и шведу,
тревоживший сознание взбудораженного
человечества уникальным коммунистическим
экспериментом – и племя бродячих музыкантов,
вышедших, возможно, изгнанных из Индии, нигде не
нашедших дома, не знавших письменности и истории,
– что может быть у них общего? И в то же время
цыгане – наш сокровенный юг, страсть и трепет,
вольница и прощание, юг, разворачивающий свои
шатры под холодным ноябрьским дождем, под
завывание январской вьюги. И, встречая
надоедливых цыганок, предлагающих погадать,
просящих милостыню, торгующих самыми
несусветными вещами на наших базарах, вокзалах и
площадях, нам нужно помнить, сколь многому мы, в
сущности, им обязаны. В конечном счете кто мы без
них? Несчастные страдальцы, замученные долгими
зимами, скудными урожаями и собственной
неразворотливостью. Вспомните, у Апухтина:
– Ну, старая, гадай, тоска мне
сердце гложет,
Нелепой болтовней меня развесели,
Авось твой разговор убить часы
поможет,
И скучный день пройдет, как многие
прошли.
– Ах, не грешно ль в воскресение,
С нами небесная сила,
Тяжко мое прегрешение,
Ну да уж я разложила.
Едешь дорогой ты дальнею,
– и понеслась, и поехала, а там и дама
червонная, играющая сердцем, и большая компания,
что веселится вместе с тобой, и неисполнение
желания, и тоска, и победа над тоской. Что бы мы
без них делали? Бог весть. Наверно бы жили
исправно и удобно, как финны, как немцы, как
механические часы. “Эх раз, еще раз, еще много,
много раз!”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|