Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
 

Наталия ГЛАДКАЯ

“Девушку, впервые пришедшую в табор, крадут”,
или Один день у новодвинских цыган

Что вы знаете о цыганах? Что они сглаз наводят? Гадают? Ну еще: если лечь спать на голодный желудок, то они приснятся. Так пугала меня в детстве суеверная бабушка. А почему именно цыгане?
В Новодвинске на старой улице Новой давно уже обосновался целый цыганский поселок. Вот я и решила побывать у современных цыган. Знакомые меня первым делом предупредили: кольцо, серьги снять, денег с собой не брать, а то мало ли что... С такими смутными мыслями я и отправилась в “табор”. Несколько деревянных домишек стояли здесь не как обычные, окнами и входами открытые всему городу, а обращенные друг к другу, словно неделимый мирок, отдельно взятый от Новодвинска.
Откровенно говоря, ожидала увидеть загадочные образы в духе Макара Чудры с горящими углями в глазах, с кнутом в руке. Но увидела веселых светлоглазых, коротко стриженных парней в ярких спортивных костюмах, очень даже симпатичных. Их хорошо знают местные дискотеки и боксерские клубы. Говорят, они отчаянные и опасные противники. Один сероглазый широкоплечий паренек на мой вопрос об обычаях стрельнул глазами: “Девушку, впервые пришедшую в табор, крадут”. Выручило обручальное кольцо.
Всего в поселке девять семей, в каждой по три-четыре человека. Почти в каждой – машина. Так что главная проблема отцов семейств – “отрезок пути”, выходящий на асфальт. Чего нет, того нет. А есть грязь, посыпанная слоем опилок. Вообще дороги-то нужно метров двадцать. Да кто возьмется проложить там бетонку? У городской власти руки не доходят, хотя по всему городу дороги постоянно ремонтируются. Осенью по такой грязи детишкам приходится в школу ходить!
Желания кочевать у новых цыган уже нет. Потому что табором они стоят здесь еще с той поры, когда старейшему Александру Баурову было лет около сорока. Сегодня ему 87.
Александр Иванович родился в красивом городе Петрозаводске, где, говорит, цыган еще больше, чем у нас. На фронт пошел в 18 лет. Штатное оружие в войну у Александра Ивановича было знаменитое – пулемет “Максим”. Воевал на 2-м Белорусском. Освобождал Белоруссию, брал Восточную Пруссию, Кенигсберг. Там его и ранили, поэтому до Берлина малость не дошел. Только через сутки с поля боя товарищам удалось его вынести. До сих пор в голосе старого цыгана чувствуется восхищение русскими медсестрами:
– Отчаянные девушки были, с жизнью своей не считались. Прямо под пулями раненых спасали. Кричишь им: “Куда вы, глупые, под пули лезете?” А они: “Нам что, нам лишь бы человека спасти”. Многие туда ушли, да не многие вернулись. А цыган на фронте много было, храбрые были солдаты, очень храбрые.
У Александра Ивановича есть несколько наград: “За победу над Германией”, медаль Жукова, орден Отечественной войны первой степени. На Север он приехал после войны. Женился. Пятеро детей было...
Оказалось, что страстные цыганки – это не только в романсах. Вот и у старика Баурова невестка в другой табор ушла. Оставила Лену отцу, когда той еще годика не было. Сын Александра Ивановича, ее отец, женился на другой. А Лена так и осталась дедушкиной внучкой. Сейчас ей уже 23 года. Большие бархатные карие глаза, добрая улыбка, чарующий мелодичный голос, мягкость и женственность, искренняя забота о дедушке. Любит читать Пушкина и Грина.
Детей в поселке много, и все любимы. Вон как раз один постреленок пытается проехать по опилкам на трехколесном велике. Вот уж настоящий цыганенок: с черными вихрами, черные любопытные глазенки, смугленький. А еще пробежала маленькая девочка с голубыми глазками и светлыми волосиками. Как сказала Лена: “Посади ее с русскими девочками – и не отличишь”. Хотя отец и мать – чистые цыгане. А если вы чего подумали, то оставьте свои мысли при себе. Цыганки очень преданы мужьям.
“А от смешанных браков дети красивые рождаются”, – говорит Лена. Таких браков довольно много, никто против них и не возражает. И церковь не запрещает: цыгане тоже православные. В поселке живут две русские женщины. Обе замужем. Все дети учатся в средней школе № 8, которая находится рядом с поселком. Учебники покупают родители.
Меня поразила открытость и откровенность Лены. Она рассказывала мне абсолютно все и искренне отвечала на мои порой дурацкие вопросы. Единственный раз она покраснела, прежде чем выговорила: “Девке надо честь свою доказать”. Оказывается, девушка до свадьбы не должна ни с кем вступать в интимные отношения, а после первой брачной ночи предъявить простыню, чтоб доказать – “он у нее единственный”. Браки заключаются только по любви. Если родители не согласны, девушку крадут – увозят на недельку на машине. Живут молодые вдвоем. Потом возвращаются и играют свадьбу. Кто хочет, идет в загс, а кто не хочет – нет. Зато свадьбу гуляют всем поселком.
На плечах женщины лежит все домашнее хозяйство. И конечно же они гадают. Не только нам, простакам, но и себе тоже.
– Собираемся раз в месяц и гадаем, когда же на “алых парусах” женихи приплывут. А чаще гадать нельзя – счастье свое прогадаешь...
Причем специально гадать никто не учится, само приходит. Гадание и значение карт у всех разное. “Кому как дано...” – объясняет Лена.
– А сами-то в гадание верите?
– Ну это вроде как с психологом поговорить, – смеется Лена. – Увидел хорошее и успокоился.
В это время и подошел главный “психолог” – Ленина мачеха.
– Погадать не желаешь? – спрашивает лукаво. И не успела я отказаться, как она уверенно затараторила: – Сглаз на тебе, любовь от тебя быстро отходит. Первую любовь ты потеряла, сама была виновата. А парень тебя любил, так любил, сам себе не рад был...
Сижу и думаю: ведь правда, и любовь первая была, и сама виновата, и любил меня сильно... А с другой стороны, ведь у всех первая любовь сгорает, как хворост, и конечно же каждая считает, что сама виновата, что парень с ума сходил. Вот и вся нехитрая “психология”!
Кстати говоря, по статистике, во Вторую мировую войну цыган в процентном отношении погибло еще больше, чем иных других народов. Может, из-за этого их народность исчезает, все больше ассимилируясь с русскими. Наши северные цыгане уже не понимают язык южных, подмосковных, к примеру, цыган.
И действительно, что мы знаем о цыганах? Образы Пушкина, Горького. Романсы, полные тоски и грусти. “Соколовский хор у “Яра”. Будулай и “Табор уходит в небо”. Все это романтика из прошлого. А правду об их настоящей, не такой уж сладкой жизни кто-нибудь знает? О том, что они отзывчивые и добрые люди, всей душой стремящиеся к нам, русским. А мы обычно равнодушно отмахиваемся от них. Впрочем, как и от всех лишних проблем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru