Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
ДОВОЛЬНО ЖДАТЬ ЗВОНКА НА ПЕРЕМЕНУ!
ВСЕ НА БОРЬБУ СО СКУЧНЫМ УРОКОМ!

Елена КУЦЕНКО

Придумай для слова сказку!

Научиться писать – значит преодолеть страх перед белым листом. Научиться писать грамотно – значит не бояться бледных и скучных правил

Можно ли изучать в начальной школе русский язык на хороших текстах? Или хотя бы на тех, которые интересны детям? А начинать сочинять собственные истории и записывать их уже в первом классе? Задавать себе эти вопросы я начала довольно давно. Но ни учебника, ни хрестоматии с простыми и в то же время художественными текстами нет. Поэтому браться за такую работу – значило всю методику от начала до конца придумывать самой, пробовать, разыскивать тексты, копировать, чтоб на каждого хватало экземпляров... Работа казалась неподъемной.
А тут, как на грех, мне дали класс после традиционного, опытного учителя. И в классе – несметное количество дидактического материала по обучению грамоте. Все я за давностью лет не упомню, но “У Шуры на носу муха” поразило мое воображение. И помогло решиться: я поняла, что по этим текстам учить детей читать не буду.
Язык, он ведь всюду – успевай только использовать возникающие ситуации интереса, любопытства, недоумения. Человеку в семь лет важно научиться читать и писать. Но если делать это на заунывных текстах в букваре и прописях, желание быстро пропадает. Совсем другое дело, когда ты сам придумал слово, учитель пишет его на доске и все вместе читают.
И в прописях, едва изучив первые семь-восемь букв, начинаем писать то, что придумали сами. И закончили изучение грамоты тем, что на последней странице написали сочиненный всем классом рассказ.
Вообще хороший урок не должен быть отвратительным – не отвращать от того, чему учишь. И мне было очень важно, что ребята, едва научившись писать, стали приносить тетрадки и самодельные книжки с собственными историями и читать их в классе. Поначалу очень пугало качество текстов и чудовищное количество ошибок. Но победить страх перед чистым листом и нежелание писать мне казалось важнее. В конце концов, ошибается же ребенок, когда учится говорить. Нужно просто его мягко и настойчиво поправлять.

Прилагательные прилагаются

Начало второго класса. Ребята уже вовсю сочиняют истории, описывают свои впечатления, сны, школьные или домашние приключения. Но пока сосредоточены только на сюжете, а прилагательные почти не используют. Когда, как обычно, слушаем в классе рассказы, уже после нескольких моих вопросов: “Какой был сон? А велосипед? А сова и слоненок?” – ребята все более растерянно друг за другом повторяют: большой, красивый, хороший... Я удивляюсь: разве предметы и герои из разных сказок, историй, воспоминаний одинаковые? И тут же предлагаю пестрый ворох прилагательных – выбирайте на здоровье для своих героев.
Ребята в недоумении: ведь знают все эти слова, но когда придумывают текст, те “куда-то прячутся”. А не попробовать ли их приручить? – предлагаю я.
Договариваемся начать с описания какого-нибудь одного предмета, чтоб сюжет не отвлекал. А еще лучше – загораются мои замечательные ученики – устроим состязание: кто больше признаков подберет к самому обычному предмету... парте, например. Она у каждого под рукой. Сосредоточенно пишем несколько минут (и я наравне со всеми), потом читаем.
Если сложить неповторяющиеся, получилось несколько десятков, и кроме простых определений по цвету, материалу, форме встречаются довольно необычные: скользкая, надежная, сухая, пустая...
Открытие: прилагательные прилагаются! К названиям предметов (то есть к существительным, занудливо добавляю я). Еще одно, обрадовавшее меня несказанно, открытие: разные прилагательные нужны не только для описания непохожих предметов, но и для того, чтобы разные люди, каждый по-своему, описывали один и тот же предмет. (Чуть ли не через полгода, вспоминая этот урок, вдруг придумала, что в этот момент можно было описать болотце, например, с точки зрения лягушки, комара, грибника, курицы...)
Если прилагательные и вправду прилагаются, это надо немедленно попробовать. Что каждый из нас знает лучше всего? Самого себя. Пишем в тетрадях: “Я...” – и подбираем подходящие прилагательные. Например: “Я, Костя, толстый, красивый, храбрый, голодный” (дело шло к обеду).
Ребята вошли во вкус, и на следующий день я, следуя совету Джанни Родари, предложила им описать предмет с закрытыми глазами, чтобы вчувствоваться в него.
Это был чудесный урок: каждый по очереди садился лицом к классу, ему завязывали глаза, а я доставала из холщового мешочка под восхищенный вздох всего класса чудесные нездешние вещи: гигантскую шишку, отшлифованный причудливый кусок дерева, старинный медный отвес, плод магнолии... Короче говоря, каждый предмет был неузнаваем, у ребят не было шаблонного образа, и им приходилось действительно исследовать его, прислушиваться к своим ощущениям. С какой жадностью, закончив рассказывать, они сдвигали повязку и рассматривали предметы в своей руке, а сидящие за партами изнывали от желания его потрогать, и все дружно требовали объяснить, что это такое. Не зря много лет подряд я тащила эту ерунду из всех поездок, от Балтийского до Японского моря: с пляжа, из леса, с антикварных развалов.
А потом мы играли: у любых двух наугад выбранных предметов найти сходство по любому признаку. Что общего у раковины и... шишки?
Сначала растерялись, но быстро, раньше меня, сообразили:
– Они обе не сделаны человеческими руками!
– А еще это домики, чтоб внутри сохранить моллюска или сберечь семена.
И так было жаль расставаться с “открытием” самых простых вещей, что потом захотели описывать предметы, принесенные из дома, не называя их. А слушатели-дошкольники угадывали, о чем рассказ. И что б мы делали без прилагательных?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru