ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
ДОВОЛЬНО ЖДАТЬ ЗВОНКА НА ПЕРЕМЕНУ!
ВСЕ НА БОРЬБУ СО СКУЧНЫМ УРОКОМ!
Придумай для слова сказку!
Научиться писать – значит преодолеть
страх перед белым листом. Научиться писать
грамотно – значит не бояться бледных и скучных
правил
Можно ли изучать в начальной школе
русский язык на хороших текстах? Или хотя бы на
тех, которые интересны детям? А начинать сочинять
собственные истории и записывать их уже в первом
классе? Задавать себе эти вопросы я начала
довольно давно. Но ни учебника, ни хрестоматии с
простыми и в то же время художественными
текстами нет. Поэтому браться за такую работу –
значило всю методику от начала до конца
придумывать самой, пробовать, разыскивать
тексты, копировать, чтоб на каждого хватало
экземпляров... Работа казалась неподъемной.
А тут, как на грех, мне дали класс после
традиционного, опытного учителя. И в классе –
несметное количество дидактического материала
по обучению грамоте. Все я за давностью лет не
упомню, но “У Шуры на носу муха” поразило мое
воображение. И помогло решиться: я поняла, что по
этим текстам учить детей читать не буду.
Язык, он ведь всюду – успевай только
использовать возникающие ситуации интереса,
любопытства, недоумения. Человеку в семь лет
важно научиться читать и писать. Но если делать
это на заунывных текстах в букваре и прописях,
желание быстро пропадает. Совсем другое дело,
когда ты сам придумал слово, учитель пишет его на
доске и все вместе читают.
И в прописях, едва изучив первые семь-восемь букв,
начинаем писать то, что придумали сами. И
закончили изучение грамоты тем, что на последней
странице написали сочиненный всем классом
рассказ.
Вообще хороший урок не должен быть
отвратительным – не отвращать от того, чему
учишь. И мне было очень важно, что ребята, едва
научившись писать, стали приносить тетрадки и
самодельные книжки с собственными историями и
читать их в классе. Поначалу очень пугало
качество текстов и чудовищное количество ошибок.
Но победить страх перед чистым листом и
нежелание писать мне казалось важнее. В конце
концов, ошибается же ребенок, когда учится
говорить. Нужно просто его мягко и настойчиво
поправлять.
Прилагательные прилагаются
Начало второго класса. Ребята уже вовсю
сочиняют истории, описывают свои впечатления,
сны, школьные или домашние приключения. Но пока
сосредоточены только на сюжете, а прилагательные
почти не используют. Когда, как обычно, слушаем в
классе рассказы, уже после нескольких моих
вопросов: “Какой был сон? А велосипед? А сова и
слоненок?” – ребята все более растерянно друг за
другом повторяют: большой, красивый, хороший... Я
удивляюсь: разве предметы и герои из разных
сказок, историй, воспоминаний одинаковые? И тут
же предлагаю пестрый ворох прилагательных –
выбирайте на здоровье для своих героев.
Ребята в недоумении: ведь знают все эти слова, но
когда придумывают текст, те “куда-то прячутся”.
А не попробовать ли их приручить? – предлагаю я.
Договариваемся начать с описания какого-нибудь
одного предмета, чтоб сюжет не отвлекал. А еще
лучше – загораются мои замечательные ученики –
устроим состязание: кто больше признаков
подберет к самому обычному предмету... парте,
например. Она у каждого под рукой. Сосредоточенно
пишем несколько минут (и я наравне со всеми),
потом читаем.
Если сложить неповторяющиеся, получилось
несколько десятков, и кроме простых определений
по цвету, материалу, форме встречаются довольно
необычные: скользкая, надежная, сухая, пустая...
Открытие: прилагательные прилагаются! К
названиям предметов (то есть к существительным,
занудливо добавляю я). Еще одно, обрадовавшее
меня несказанно, открытие: разные прилагательные
нужны не только для описания непохожих
предметов, но и для того, чтобы разные люди,
каждый по-своему, описывали один и тот же предмет.
(Чуть ли не через полгода, вспоминая этот урок,
вдруг придумала, что в этот момент можно было
описать болотце, например, с точки зрения
лягушки, комара, грибника, курицы...)
Если прилагательные и вправду прилагаются, это
надо немедленно попробовать. Что каждый из нас
знает лучше всего? Самого себя. Пишем в тетрадях:
“Я...” – и подбираем подходящие прилагательные.
Например: “Я, Костя, толстый, красивый, храбрый,
голодный” (дело шло к обеду).
Ребята вошли во вкус, и на следующий день я,
следуя совету Джанни Родари, предложила им
описать предмет с закрытыми глазами, чтобы
вчувствоваться в него.
Это был чудесный урок: каждый по очереди садился
лицом к классу, ему завязывали глаза, а я
доставала из холщового мешочка под восхищенный
вздох всего класса чудесные нездешние вещи:
гигантскую шишку, отшлифованный причудливый
кусок дерева, старинный медный отвес, плод
магнолии... Короче говоря, каждый предмет был
неузнаваем, у ребят не было шаблонного образа, и
им приходилось действительно исследовать его,
прислушиваться к своим ощущениям. С какой
жадностью, закончив рассказывать, они сдвигали
повязку и рассматривали предметы в своей руке, а
сидящие за партами изнывали от желания его
потрогать, и все дружно требовали объяснить, что
это такое. Не зря много лет подряд я тащила эту
ерунду из всех поездок, от Балтийского до
Японского моря: с пляжа, из леса, с антикварных
развалов.
А потом мы играли: у любых двух наугад выбранных
предметов найти сходство по любому признаку. Что
общего у раковины и... шишки?
Сначала растерялись, но быстро, раньше меня,
сообразили:
– Они обе не сделаны человеческими руками!
– А еще это домики, чтоб внутри сохранить
моллюска или сберечь семена.
И так было жаль расставаться с “открытием”
самых простых вещей, что потом захотели
описывать предметы, принесенные из дома, не
называя их. А слушатели-дошкольники угадывали, о
чем рассказ. И что б мы делали без прилагательных?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|