Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
ДОВОЛЬНО ЖДАТЬ ЗВОНКА НА ПЕРЕМЕНУ!
ВСЕ НА БОРЬБУ СО СКУЧНЫМ УРОКОМ!

Рустам КУРБАТОВ
г. Красногорск

Как выучить 3136 историй,
научиться думать и не потерять интереса к жизни

Любые знания могут запоминаться сами собой,
нужно только добавить в них немного сюжета

Что сделать, чтобы ребенку было интересно учиться? Речь не идет о методических трюках, разгадывании кроссвордов или игре в мяч на уроках истории – и так ясно, что это его жизнь, его стихия. А может ли именно изучение истории стать для ребенка жизнью и стихией?
Что сделать, чтобы дети на уроке сами научились думать? А учитель не передавал бы знания, а создавал условия для зарождения мысли? Как такое организовать?
И наконец, что сделать, чтобы услышанное и прочитанное хранилось в головах наших учеников не до следующего урока, а значительно дольше и ребенок, услышав или прочитав какую-нибудь историю, запомнил бы ее на всю жизнь? С одного раза и навсегда, как, впрочем, и бывает с некоторыми событиями, которые мы не стараемся специально запомнить, но и не можем забыть...

О “псах-рыцарях” и римлянах без штанов

Начнем с третьего вопроса.
История состоит из фактов – ничего, кроме фактов, в ней нет. Необходимость запоминать даты, имена, непонятные слова делает этот предмет нелюбимым для ученика. С другой стороны, факты – это и есть истории из жизни. Так, может быть, мы представляем их на уроке в форме, которую не воспринимают дети?
Что взрослый человек помнит из школьного курса истории? Такой опрос был проведен среди преподавателей нашей школы. Нужно было назвать несколько «историй», запомнившихся со школьных уроков. И вот результаты. На первом месте – рассказ о том, как немецкие «псы-рыцари» шли «свиньей». Речь идет, понятно, о Ледовом побоище, рассказ о котором изложен в учебнике 5 класса. На втором месте – история об отмене крепостного права, в результате чего земли у крестьянина стало меньше и он разорился. И особо отметим признание учителя истории(!): единственное, что он запомнил из школьного курса, – это забавный факт: оказывается, римляне не носили штанов.
Почему же из сотен историй, рассказанных за семь лет изучения истории в школе, нашим учителям запомнилось не больше десяти? Сознание, память не «уловили» все остальные факты, словно они передавались учителем на «другой волне», где не работает «воспринимающее устройство» ребенка. На какой же «волне» оно работает?
Ребенок лучше воспринимает не отвлеченные мысли, а информацию, либо нарисованную (картинки в учебнике), либо такую, которая как бы рисуется в голове. Иначе говоря, мы воспринимаем образы. И если вы, прочитав эту статью, не согласитесь с мнением автора, но вспомните слова о «воспринимающем устройстве», значит, здесь написаны правильные вещи. Вы, взрослый читатель, запомнили не рассуждение, а картинку: приемник, антенна, шкала частоты...
Вернемся к рейтингу запомнившихся историй. Отмена крепостного права: слова об отрезках, величине земельного надела и выкупных платежах остались бы словами, если бы не карикатура в учебнике – на земле размером с лапоть стоит мужик на одной ноге и чешет затылок. Помните?
Ледовое побоище. Тут дело даже не в иллюстрации (хотя какая-то схема была). Слова сами рисуются в голове – это гениальный образ, даже два образа. Первый – «псы-рыцари»! И десятилетний ребенок на всю жизнь представляет себе крестоносцев, а заодно и немцев в военном снаряжении, построенных “свиньей”, то есть клином.
Третий рассказ, о том, что римляне не носили штанов, думаю, теперь не нуждается в комментариях.

“О память сердца, ты сильней...”

Что делать учителю? Вывод прост: если ученик запоминает не рассуждения, а образы, значит, учитель должен, очистив свою речь от всяческих оценок и комментариев (все равно не запоминается!), рассказывать только «истории».
Вместо того чтобы, говоря о Древнем Китае, рассуждать о конфуцианских ценностях, четырех добродетелях и сыновней почтительности, стоит просто рассказать историю...

Это было в Старом Китае. В провинции Чжунь, уезде Яо жил некий человек по имени Вэн Шуй. Он был уже в почтенном возрасте: волосы его были цвета рисовых зерен, а спина прогнулась, как коромысло. Он жил вместе с отцом, который был настолько стар, что никто в деревне не мог назвать его возраста. Однажды отец заболел. Тогда Вэн Шуй оделся в одежду маленького ребенка – майку и короткие штанишки – и стал прыгать на деревянной лошадке во дворе дома. Сосед, проходя мимо, поинтересовался у него о причинах столь странного поведения. «Дело в том, – ответил Вэн Шуй, – что мой отец очень стар и болен, а я никак не могу облегчить его страдания. Я хочу, чтобы он, посмотрев в окно и увидев меня, прыгающего на деревянной лошадке, вспомнил те годы, когда я был ребенком, а он был молодым и сильным...»

Или, говоря о декабристах, вместо рассуждений о различии программ Северного и Южного обществ, о спорах сторонников республики и конституционной монархии, о радикальности Пестеля и «ограниченности» Никиты Муравьева рассказать историю о том, как...

Никита Муравьев, написавший проект Конституции, по которому следовало полностью упразднить царскую власть и провозгласить республику, однажды участвовал в военном параде, который принимал император. И когда Александр гарцевал перед строем, один солдат, не в силах сдержать своего восхищения императором, выскочил на плац, бросился под копыта царской лошади. Никита Муравьев после увиденного переписывает свою Конституцию: требование установления республиканского строя заменено на более осторожное – ограничение монархии.

Или вместо рассказа о том, что средневековый человек не имел часов, а церковь противилась попыткам точного измерения времени, рассказать о том, что...

Однажды – это было в конце XII века в городе Вормсе, на севере Франции – один рыцарь вызвал другого на поединок. Прождав до полудня, он потребовал, чтобы сопернику, так и не явившемуся в указанное место, было засчитано, как полагается по закону, поражение. Но действительно ли был полдень? И кто из свидетелей мог точно сказать, сколько времени? Тогда рассмотрение этого вопроса было передано судебной коллегии. Судьи, детально изучив суть дела, вынесли приговор: действительно ждали до полудня.

Почему эти истории запоминаются? Слушая или читая такую историю, мы как бы видим ее: видим старика-китайца на деревянной лошадке, солдата, бросающегося под копыта лошади, судей, споривших о том, когда был полдень.
Эти истории как будто рисуют в нашей голове картинки, вызывают образы. И, видимо, такие образы лучше проникают в нашу память и прочнее оседают в ней.
Возможно, более научное объяснение дадут нейропсихологи, понимающие, как функционирует наш мозг, как происходят процессы восприятия, кодирования, хранения и извлечения информации. Нашу память, особенно детскую, можно сравнить с фотоархивом, где в виде фотографий – картинок хранится все услышанное и увиденное в течение жизни. Можно представить себе этот гигантский архив с пленками, фотографиями, бесконечными стеллажами, системой каталогов, перекрестных ссылок. И это еще одно доказательство, что даже самые неясные понятия доступны нам, если они представлены наглядно, в виде картинки. Язык раскрывает нам загадку восприятия: хорошо запоминается то, что удивляет, производит впечатление. И если на образном языке эмоции и чувства человека называются словом сердце, то свойство нашего сознания воспринимать информацию в виде образов можно было бы назвать памятью сердца, которая, оказывается, значительно сильнее памяти рассудка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru