Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Документы

НАШИ  КОНСУЛЬТАЦИИ

Имеет ли право администрация школы заставлять дипломированного учителя, окончившего институт русского языка и литературы, подавать на категорию? Я работаю в школе 10 лет, вела предмет в 5–11 классах. Не постесняюсь сказать, что достаточно грамотна и компетентнее многих из тех, кто имеет категории. Как они их получали и подтверждали из года в год, я тоже видела и знаю.
Если внимательно прочитать ваш вопрос, то ответ содержится в нем: диплом – дипломом, а вот оказались же вы компетентнее некоторых из ваших коллег, имеющих такое же образование и равный стаж. Выходит, регулярные проверки профессиональной компетенции (иными словами – квалификации) учителей (равно как и других работников) необходимы? Как устанавливается ставка заработной платы учителю? Во-первых, учитывается профессиональный стаж, который, как считается, характеризует опыт работы, и по стажу устанавливается категория, и, во-вторых, устанавливается надбавка за квалификацию, а она характеризуется категорией. Значит, если профессиональная деятельность учителя не прерывалась, категория ему будет установлена, но определить категорию одним лишь опытом работы нельзя. Поэтому категория (квалификационная характеристика) присваивается только на определенный срок и по результатам специальной проверки (аттестации). Никто не может заставить учителя пройти аттестацию; аттестация – дело добровольное и проводится по личному заявлению учителя. Правда, определенное принуждение имеет место. Например, некоторые, высшие, разряды оплаты труда не могут быть установлены без наличия у работника определенной категории, т.е. определенного уровня квалификации. Вы считаете себя более квалифицированной, чем некоторые из ваших коллег, но это личное мнение. А как считает администрация школы? Вы пишете, что после смены администрации вам предложили пройти аттестацию. Я думаю, что новая администрация просто увидела, что у квалифицированного нужного работника нет необходимого для повышения документа, и попросила вас пройти аттестацию. По-моему, она рассчитывает на вас в работе. Без свидетельства о наличии у вас квалификационной категории администрация не имеет права установить вам соответствующий вашему уровню оклад, да и распределять работу между учителями администрация обязана в соответствии с их квалификацией, подтвержденной документально. Думаю, что вы с этим согласитесь.

Имеет ли право администрация школы запретить мне работать в 10–11 классах? Запрет аргументируют тем, что у меня нет категории. Раньше я работала, но после того как администрация сменилась, меня стали считать недостойной вести предмет, хотя современную литературу и классику, как русскую, так и зарубежную, я прекрасно знаю. Более того, без ложной скромности скажу, что я одна из самых “читающих” учителей, не считая библиотекаря школы.
При распределении работы администрация обязана руководствоваться документально подтвержденным уровнем квалификации работника. Более сложные работы поручаются более квалифицированным работникам. А личное мнение о собственной квалификации и личные обиды не стоит принимать во внимание: речь идет о качестве преподавания, об уровне подготовки учеников выпускных классов. Много есть начитанных людей, но вы согласитесь – мало кому из них можно поручить преподавание литературы. Есть анекдот (я вычитал его у С.Довлатова): Роман Якобсон, литературовед, возражал в ученом совете одного из американских университетов против назначения Владимира Набокова профессором литературы. Ему говорили: “Набоков – крупный писатель”. Он отвечал: “Слон тоже крупное животное, но мы не приглашаем его преподавать зоологию”. А если серьезно, то ответственность за организацию учебного процесса и качество преподавания несет администрация образовательного учреждения. Права она по существу вопроса или не права, но оспорить ее решение можно, только если соблюдены все требуемые по закону формальности.

Имеют ли право против моего желания навязывать мне классное руководство?
Нет. Против вашего желания никакую работу поручить вам не могут, если только это не диктуется какими-то чрезвычайными обстоятельствами (необходимостью устранения последствий аварии, стихийного бедствия и т.п.; понятно, что постоянное отсутствие штатного работника чрезвычайным обстоятельством не бывает). Если же учитель одновременно является и классным руководителем, то работа классного руководителя (классного воспитателя) выполняется в порядке совместительства по отдельному трудовому соглашению (по заявлению работника) за отдельную плату и за пределами рабочего времени по основной работе учителя. Напомню, что согласно КЗоТ рабочее время в нашей стране ограничено 40 часами в неделю; для педагогических работников оно установлено в объеме 36 часов в неделю, из которых учебная нагрузка учителя на одну ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю. Таким образом, обязанностям классного руководителя (воспитателя) учитель, выполняющий полную нагрузку, может посвятить не более четырех часов в неделю. Время, затрачиваемое сверх 40 часов в неделю, должно считаться сверхурочным и оплачиваться по особому (двойному) тарифу по фактическим его затратам.

Обязательно ли (принудительно) посещать учебно-методические семинары, проводимые бездарно (перечитываются статьи из “Учительской” и вашей газеты)? А если мне неинтересно? Если я уже прочитала или прочитаю самостоятельно, не теряя на “посиделках” три-четыре часа после шести проведенных уроков (правда, сокращенных)?
Если содержание семинара сводится только к коллективной читке статей (хотя нам и приятно, что нашу газету читают, хотя бы и “принудительно”), такой семинар интересным быть не может. Я согласен: сидеть на нем – терять время. Но неужели эти статьи или какие-то другие вопросы на этих семинарах не обсуждают? Думается так: если вы пришли на семинар, уже прочитав какую-то статью, вы готовы к ее обсуждению и можете предложить свое видение темы. Если статью вы будете читать после семинара, то сможете обратить внимание на те ее аспекты, которые без предварительного обсуждения могли ускользнуть от вашего внимания. Вот вы задаете нам вопрос: “Обязательно ли составлять поурочные планы, если есть развернутый календарно-тематический? Очень болезненный для всех учителей вопрос!” – пишете вы. На мой взгляд, это вопрос методический, это возможная тема семинара. Конечно, можно привести любые теоретические соображения о соотношении поурочных и календарно-тематических планов, но решить вопрос с пользой для учителя можно только путем коллективного обсуждения конкретного опыта работы в конкретной школе. Может быть, вы придете к выводу, что для самоконтроля молодому учителю или учителю, ведущему новый для себя предмет, поурочные планы необходимы, а опытному учителю они полезны и не всегда обязательны, и администрация согласится с вами. Вы хорошо знакомы с Законом РФ “Об образовании”, но рискну напомнить вам, что за организацию образовательного процесса несет ответственность администрация учреждения образования. Соответственно она имеет право и обязана проводить необходимые семинары, требовать составления планово-контрольных документов. Плохо, если администрация выполняет свои обязанности формально, и тогда семинары скучны, как вы пишете, а планы бесполезны. Но эту беду может поправить только тактичное вмешательство или коллектива образовательного учреждения (в том числе активным участием в семинарах), или вышестоящего руководства.

Засчитывается ли в общий трудовой стаж годичный творческий отпуск без сохранения заработной платы? Ежемесячно я получала пособие на методическую литературу, стаж не прерывается, рабочее место и нагрузка за мной сохраняются – все это я знаю (согласно Закону РФ “Об образовании”).
Нет, в общий трудовой стаж время творческого отпуска не засчитывается, так как в этот период работник обязанностей по основной деятельности не нес. Например, учитель в это время не работал с учениками и не мог выполнить положенную норму учебной нагрузки.

Уборка школьных помещений.
Наши читатели часто задают вопросы об объеме работы школьных уборщиц. Здесь мы излагаем рекомендации специалистов, врачей-валеологов, специально занимающихся санитарным состоянием учебных помещений и его воздействием на здоровье учеников. По их мнению, сами учащиеся должны ежедневно после окончания занятий проводить в классах влажную уборку полов, подоконников, стен, отопительных приборов и мебели. Технический персонал образовательного учреждения (уборщицы) ежедневно проводят влажную уборку рекреаций после каждой перемены, гимнастического зала после каждых занятий в нем, обеденного зала после каждого группового приема пищи. Уборка всех помещений осуществляется при открытых фрамугах или окнах. Умывальные и уборные также убирает технический персонал школы, полы, унитазы и двери протирают 2%-ным раствором хлорамина или 2%-ным осветленным раствором хлорной извести. Для удаления мочекислых солей один раз в месяц унитазы необходимо обрабатывать 25%-ным раствором соляной кислоты при условии немедленной и тщательной промывки их водой во избежание порчи канализационных труб. Генеральная уборка всех помещений производится не реже одного раза в месяц. После нее паркетные полы натирают мастикой, а дощатые покрывают пылесвязывающей смесью. Естественно, при проведении уборочных работ должны соблюдаться санитарные требования к условиям труда лиц, участвующих в уборке.

Окончила исторический факультет университета, работала учителем истории, но из-за профессионального ларингита перешла работать в школьную библиотеку на должность заведующей. Последние два года работала заведующей библиотекой, вела 16 часов истории и обществоведения и классное руководство. Имею ли я право на педстаж, если моей основной работой является должность заведующей библиотекой?
Если речь идет о педагогическом стаже, необходимом для установления пенсии за выслугу лет, то согласно “Правилам исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в должности заведующего школьной библиотекой, библиотекаря в такой стаж не включается. Однако работа по совместительству в педагогических должностях может быть засчитана в выслугу при условии выполнения суммарно по всем местам работы нормы учебной и педагогической работы, установленной на ставку заработной платы. Для учителя эта норма составляет в среднем 3 часа в день, 18 часов в неделю или 720 часов в год. Классное руководство должно учитываться отдельно как работа классного воспитателя (смотрите, например, письмо Министерства образования РФ от 12 января 1993 года № 10/32-т).

Мы много лет проработали учителями-логопедами логопункта при роно. У всех нас подошел срок оформления пенсии по выслуге лет, но оказалось, что эти годы в данный стаж не входят. Мы работали по “Положению о логопедических пунктах Министерства просвещения РСФСР”. В приказе Минпроса РСФСР № 26 от 1979 г. записано: “Для учителей-логопедов логопунктов действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ”.
Согласно действующему в настоящее время законодательству “Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей” утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Сейчас действует постановление от 22 сентября 1999 г. № 1067, вступившее в силу с 1 ноября 1999 г. Периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в выслугу в соответствии со “Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (с дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953). В обоих этих списках указаны должности и учреждения, работа в которых засчитывается в выслугу. В обоих списках есть должность “учитель-логопед”, но ни там, ни там “логопедические пункты” не упомянуты. С этой точки зрения в выслугу работа учителя-логопеда в логопедическом пункте не включается. Однако среди отменяемых документов (в связи с введением постановлений № 463, 953 или 1067) не упоминается указанный вами приказ о льготах и преимуществах для учителей-логопедов, поэтому можно считать его действующим.
Конкретно все вопросы пенсионного обеспечения, в том числе и вопросы льготных пенсий, решаются органами социальной защиты на местах. Их решения могут быть обжалованы в их вышестоящие организации по подчиненности либо непосредственно в суде.

Работаю в профессиональном училище преподавателем русского языка и литературы. Последний год работаю на неполную ставку (640 часов в год) из-за недобора учащихся. Письменного заявления о том, что я согласна работать на неполную ставку, я не писала. Обязана ли администрация училища выплачивать мне полную ставку, если она не в состоянии обеспечить меня часами по моей специальности? Играет ли роль в данном вопросе, что я одна воспитываю дочь?
При заключении трудового договора (при приеме на работу) администрация обязана указать объем работы, который поручается работнику. Простой (отсутствие работы) не по вине работника в пределах этого установленного объема оплачивается в размере 2/3 ставки. Если администрация училища своевременно (до начала учебного года) не заключила с вами соответствующее соглашение (путем подачи вами соответствующего заявления и т.п.), она обязана простой оплачивать. Если же у администрации есть возможность, она может предоставить вам работу не прямо по вашей специальности, а соответствующую ей (учителя, воспитателя), так чтобы вы имели полную нагрузку. Семейное положение на оплату выполняемой работы не влияет.

Администрация училища не выплатила нам пособие на методическую литературу за 1996/97, 1997/98 учебные годы, ссылаясь на непоступление денег из федерального бюджета на эти расходы. Можно ли эти деньги взыскать по суду?
Общий срок, в течение которого могут предъявляться иски (срок исковой давности), установлен статьей 196 Гражданского кодекса РФ в три года. Однако в данном случае суд, если вы туда обратитесь, обязан будет установить, действительно ли средства на эти расходы были исключены из сумм, перечислявшихся из бюджета на содержание училища, или администрация израсходовала их на другие цели. То же относится и к компенсациям на командировочные расходы.

Ежегодно осенью школьники, учащиеся 9 класса, отрабатывают 1–1,5 месяца на школьной картошке и свекле, не получая за это ни копейки. Администрация даже не кормит детей в течение года, ссылаясь на то, что заработанные деньги школа тратит на хозяйственные нужды. Пятую, трудовую, четверть учащиеся, перешедшие в 9 класс, будут отрабатывать в поле на прополке и выполнять одинаковую дневную норму, но оплачивать эту работу будут только тем, кому исполнилось 14 лет.  Права ли администрация? Что это за нововведение?
По правилам, установленным КЗоТом (глава XII. Труд молодежи), дискриминация работников в связи с возрастом не допускается. В указанных вами примерах работодатель (будет ли это школа или другая организация) обязан выплачивать работнику зарплату. Если работник не достиг 14 лет, его зарплата может выплачиваться родителям или иным законным представителям. Если школа направляет учеников на работу в стороннюю организацию (колхоз и т.п.), получаемую ими зарплату с согласия родителей можно перечислять на счет школы, но расходоваться полученные средства должны исключительно на нужды самих учеников (например, на организацию питания). На хозяйственные нужды школа имеет право расходовать средства, получаемые дополнительно к бюджетным за счет предпринимательской деятельности школы (с участием ее сотрудников). Организация дополнительной рабочей силы с учетом законодательства о труде молодежи может быть отнесена к предпринимательской деятельности, но присвоение заработка работника – это уже работорговля.
Если работодателем является школа, она также обязана платить работникам (школьникам) зарплату либо использовать полученные продукты (картофель, свеклу) и невыплаченные школьникам зарплаты в интересах учащихся (например, на организацию их питания). Это же относится и к случаям, когда сельскохозяйственные или иные работы выполняются как часть учебного плана. Разница только в обязательности или необязательности участия в работе. В тех случаях, когда продукция, выработанная учащимися в процессе производственной практики, не может быть признана качественной и использована по назначению, заработную плату им все равно должны платить в порядке, установленном КЗоТом.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru