Идеи и пристрастия
ЗНАК ПОВОРОТА
Время почувствовать горечь
К сожалению, память нельзя унаследовать,
как биологические гены.
В октябрьском номере «Дружбы народов» читателей
самых разных поколений не может не
заинтересовать публикация фрагментов из книги
Говарда Фаста «Как я был красным». В начале 50-х
годов член коммунистической партии США Говард
Фаст был в Советском Союзе «назначен на
должность» главного американского писателя
современности. Когда он вышел из компартии, то,
естественно, выпал и из американской литературы
в ее советской интерпретации. С тех пор писатель
стал классиком, его произведения входят в
американские школьные хрестоматии, и в мемуарной
книге престарелый, но до сих пор активно
работающий мэтр самокритично рассказал о своей
слепой очарованности коммунистической идеей, о
последующем перерождении, о знаковых встречах с
выдающимися современниками. «Жан-Поль Сартр
располагал к себе сразу же. Я с первого взгляда
влюбился в этого славного коротышку с толстыми
очками на носу, который укрепил меня в
уверенности, что в компартию я вступил не
напрасно. Заговорили о русских. Сартр заметил,
что им свойственна глубокая сострадательность к
людям, но и какая-то крестьянская жестокость. С
его точки зрения, мы, американцы, плохо понимаем
крестьян – что европейских, что русских. Наши
фермеры совсем на них не похожи. Подобно мне, он
не верил страшным рассказам про Россию, где якобы
всех, кто не согласен со Сталиным, лишают
элементарных человеческих прав. Увы, эти
рассказы оказались правдой. Впрочем, о Сталине мы
тогда думали мало, лично меня куда больше
занимало то, что происходило в Америке. Стачки в
Чикаго. Впечатление было такое, будто бастует вся
страна. Как легко забывается, каково это – быть
бедным! Как легко, не будучи бедным, рассуждать о
бедности!».
Журнал «Звезда» № 10 публикует лекцию «Право
литературы на существование», прочитанную на
торжестве в Стокгольме нобелевским лауреатом
прошлого года Гао Синцзянем. Политический
эмигрант, китайский писатель, живущий во Франции,
размышляет о проблемах, завещанных наступившему
веку трагическим ХХ столетием: «Ужасные
катастрофы, постигшие мир в прошлом столетии, не
создали иммунитета у столетия, которое только
что началось. Память нельзя унаследовать, как
биологические гены. Несмотря на интеллект, у
человечества не хватает ума заставить себя
учиться у прошлого. Напротив, интеллект человека
может привести к страшным вспышкам, угрожающим
его существованию. Несомненно, история – я
говорю об истории цивилизации – не всегда
двигалась вперед. Застой в средневековой Европе,
регресс в развитии Азиатского континента в наше
время; кульминацией этого хаотического развития
стали две мировые войны в XX веке, когда техника
убийства делалась все более изощренной. Ни
научные методы, пытающиеся объяснить историю, ни
попытки анализировать ее с помощью обманчивой
диалектики не могут дать объяснение действиям
человека. Когда угас фанатический интерес к
утопиям, продолжавшийся более ста лет, когда
улеглась пыль, поднятая постоянными революциями,
не настало ли время для тех, кому выпало счастье
выжить, почувствовать горечь?»
Печальную картину поверхностной эксплуатации
актуального философа вскрывает Михаил Безродный
в статье «Древний философ из пяти букв, не Маркс»
(«Новое литературное обозрение», № 50).
Познакомиться с этой статьей необходимо, хотя
это и очень грустное чтение: «Ницше предстает в
позднесоветское время анти-Марксом –
наставником, не навязанным начальством, а
свободно избранным. На деле, конечно, выбор был
предопределен: в число претендентов на роль
главного анти-Маркса входили только вчерашние
изгнанники, и среди них Ницше выделялся
легкостью эксплуатации его учения и
запоминающейся наружностью. Когда Владимир
Филиппов, министр образования России, рисуя
будущее средней школы, заявил: “Как вы будете
преподавать философию – по Ницше или по Марксу,
– это ваш вопрос”, он обозначил не возможную, а
наличную оппозицию. И пока педагоги дожидаются
методических рекомендаций, нижегородский
победитель конкурса “Одаренные дети” объявляет
Ницше своим любимым философом, юная норильская
сатанистка, заглянув в редакцию “Заполярной
правды” (название подлинное), разъясняет суть
доктрины о сверхчеловеке, а учащийся сургутского
ПТУ ради Ницше забывает даже Стивена Кинга»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|