Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КИНОПРОБЫ

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Рекламная пауза – лучшая цензура?

О том, куда пропадают 30 минут фильма

Как известно, в фантастической комедии «Новые амазонки» (в оригинале – «Секс-миссия») польского режиссера Юлиуша Махульского полностью феминизированное общество будущего строго следило за процессом размножения, не допуская появления мужских особей, пока весь порядок вещей не нарушили двое авантюристов, воспротивившихся поголовной стерилизации, а также оболваниванию масс рассказами о свершившейся ядерной катастрофе. Как ни забавно, эта лента успела подвергнуться цензурной обработке в советском кинопрокате, в результате чего была очищена от ряда предосудительных деталей и слишком смелых фраз.
С тех пор наша киноцензура проделала стремительную эволюцию, вроде бы вообще отказавшись от вмешательства в вопросы нравственности. Хотя иногда (особенно на телевидении) в пору вводить ее специальным указом, поскольку даже днем можно обнаружить на любых каналах такие откровенные сцены с насилием и сексом, которые совершенно не годятся для показа детям и пенсионерам, составляющим в это время основную телеаудиторию. Впрочем, встречаются ретивые чиновники, например, на ОРТ, которые режут по мелочам фильмы даже из ночной программы, видимо, считая, что этого никто не заметит, а если и обратит внимание, то все равно ничего не докажет. Пара минут ведь погоды не делает!
В свое время весьма активный «комплекс кастрации» владел службой кинопоказа на НТВ, которая умудрялась вырезать до сорока (!) минут в ленте, чтобы впихнуть ее в тесную сетку вещания. Теперь же подобными акциями увлекается канал РТР, который запросто сокращает классические картины (допустим, «Филадельфийскую историю») в утреннем эфире или современные фильмы в прайм-тайм. Причем это легко доказывается по телевизионной программе. Например, американская лента «Легенды осени», демонстрировавшаяся 17 сентября 2001 года с 20.55 до 23.00 (то есть всего 125 минут), имеет в оригинале 134 минуты. А ведь еще на рекламу приходится как минимум минут двадцать! 25 сентября абсолютно в тот же отрезок вечернего времени не повезло другой американской картине – «Доктор Т. и его женщины», хронометраж которой – 121 минута.
Как-никак можно понять телевизионщиков, берегущих драгоценное эфирное время, когда они отрезают длинные финальные титры. Но жертвовать целыми сценами отнюдь не по причине великой заботы о моральном здоровье нации, а исключительно в целях экономии?! Спрашивается, зачем же тогда с помпой рекламировать у себя на канале и в различных газетах показ этих «фильмов-евнухов»?! Оказывается, РТР кичится тем, что билеты на эти просмотры бесплатные, а вот в полном виде ленты можно посмотреть в кинотеатрах или на лицензионном видео только за деньги. Так что выбирайте: сегодня у нас бесплатное, но “вырезанное” кино – или же где-то в другом месте “невырезанное”, но за деньги.
Однако практика современного российского телевидения, к счастью, дает возможность познакомиться с теми же картинами на других каналах. Надо лишь проявить принципиальность и терпение, внимательно следя за телепрограммой. Глядишь, уже на следующей неделе можно обнаружить целый и невредимый фильм где-нибудь по соседству с РТР. Так что советую фильмами на этом канале не увлекаться!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru