ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Он между нами жил...
Пушкинские слова, вынесенные в
название, не идут из ума, когда читаешь этот
скорбный сборник. На его обложке фотография
человека с чуть выпуклыми грустными глазами. И с
трубкой – неожиданной, но необходимой; человек о
чем-то задумался, чем-то опечален; трубка, похоже,
погасла.
Это Григорий Горин прощально смотрит на нас с
обложки книги, написанной пятьюдесятью пятью
авторами, которые не смогли не поделиться горем.
ГРИГОРИЙ И ЛЮБОВЬ ГОРИНЫ
Многочисленность вспоминающих на свой
лад отражает многообразие Горина – юмориста и
драматурга, сценариста и новеллиста,
неистощимого импровизатора и театрального
деятеля. Притом надежного друга, заядлого рыбака,
дипломированного медика, мастера, о каких
говорят «золотые руки», человека смелого в
решениях, касались ли они творческих, житейских
или жизненных проблем, естественно сочетавшего
гордость и скромность, уверенность в себе и веру
в осуществляющих его замыслы. Абсолютно
естественный в самых сложных обстоятельствах, в
какие может попасть начинающий литератор и
писатель, при жизни относимый к классикам.
Но и по праву заняв высокое положение, он не
избавился от прежних увлечений, той же, скажем,
рыбалки, не изменил любви к собаке, интереса ко
всевозможным новшествам, будь то компьютер,
Интернет или дигитальный фотоаппарат. Его не
оставляла «охота к перемене мест», интерес к
далеким и ближним странам.
Показателен сам состав авторов этой книги.
Звезды экрана и сцены, журналисты и телеведущие,
критики и прозаики, люди, прожившие жизнь в
искусстве, и неофиты, вступающие в такую жизнь.
Даже один министр...
Одни называют его по фамилии, другие – Григорием
Израилевичем, третьи – Гришей, а кто-то и
Гришастиком.
Читая сборник, минутами думаешь: после этих
воспоминаний добавить уже нечего.
Переворачиваешь страницу и почти обязательно
узнаешь что-то новое, примечательное,
характерное для Горина. Слишком богатая натура,
велики запасы доброжелательства, вызывавшие
отклик едва ли не у каждого, кто с ним
соприкасался. Но каждый ли был ему столь уж
близок? Всеядностью он не страдал и умел, когда
полагал нужным, кого-то держать на определенной
дистанции, не соглашаясь пусть даже с приятелем,
кукиш в кармане не прятал, уверенно отстаивал
собственные воззрения.
Это тоже прочитывается в сборнике, иногда
проскальзывая между строк.
Создавая свою собственную, свою оригинальную
драматургию, Горин предпочитал вечные сюжеты.
Многие из них давно канонизированы, и от Горина
требовалась художническая отвага. Так ли просто
из барона Мюнхгаузена, извечно воплощавшего
вранье, завиральные фантазии, сделать истинного
правдолюбца?
Он сумел, сумели актеры, получившие великолепный
и совершенно своеобразный характер. Можно ли не
понять степень актерской благодарности автору,
который годами оставался их другом-наставником?
Не понять, чем обязан ему театр, чувствуя себя
первопроходцем?
Главную тему сборника позволительно
сформулировать так: новаторство писателя,
стимулирующее новаторство исполнителей,
режиссеров, художников, композиторов. Быть может,
сейчас, вспоминая Григория Горина, они лучше
сознают роль, сыгранную им в их творческих
судьбах. Сознают и глубину утраты.
Прав, пожалуй, один из авторов, один из друзей
Горина, популярный актер и режиссер, когда
настаивает: каждый из вспоминающих должен
обрести запоздалое мужество и попросить у Гриши
прощения. За то, что злоупотреблял его добротой, и
не всегда бескорыстно. За то, что отнимал у
читателей, зрителей и потомков его время
бесконечными юбилеями, «жюрями», презентациями.
Возможно, кому-то следует повиниться за довольно
естественное в подобных ситуациях стремление
преувеличить свое место подле того, о ком
вспоминает...
Однако так или иначе ничто, хочется думать, в
жизни и работе Григория Горина не обойдено
вниманием. Не забыто ничего из им созданного. Не
забыта и трагедия, пережитая Гориным и его
женой-грузинкой, когда вспыхнул конфликт в
Абхазии, пролилась кровь и родители жены
оказались в беде. При первой же возможности Горин
добрался до Сухуми, отыскал опустевший дом. Потом
помог грузинской родне, ставшей беженцами,
приобрести жилье в Тбилиси.
Остается повторить сказанное многими
мемуаристами. Вряд ли кто-нибудь из нас видел и
знал супружескую пару столь неразлучную, почти
неправдоподобно идеальную, как Любовь и Григорий
Горины.
В этих беглых заметках не упоминаются имена
авторов. Но одно необходимо назвать.
Книгу завершают короткие – две страницы –
строки Любови Гориной «Я тебя жду». Приведу лишь
первый абзац:
«Гриша! Я видела, как ты умирал. Я врывалась в
комнату, где ты лежал, но врачи выпроваживали
меня. Когда я вошла в последний раз, ты закрывал
глаза, как оказалось, навсегда. Эта картина
преследует меня, прокручиваясь в моей голове по
сто раз в день. В эту минуту я потеряла все. Все,
потому что ты для меня был мужем, братом, отцом,
другом. А еще я потеряла смысл жизни».
Сборник воспоминаний – дань авторов человеку с
трубкой на обложке. При всей своей искренности
они не вернут Любе Гориной смысл жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|