ОБРАЗ
Владимир Стеклов:
“Человек измеряется не от пяток до макушки, а от
головы до неба”
В биографии Владимира Стеклова были
такие актерские работы, о которых иной может
только мечтать. Но дело даже не в количестве и
масштабности ролей. Дело в широте его
артистического диапазона, позволяющего сыграть
князя Мышкина и булгаковского Азазелло.
Встречаясь с этим человеком, я понял, что и в
жизни он непредсказуем. Твердая воля,
целеустремленность и уверенность сочетаются в
нем с мягкостью и трепетностью, ранимостью
актерской души.
Загадочную природу этого актера не разгадал, как
мне кажется, еще ни один режиссер. И его
“самая-самая” роль, надеюсь, еще впереди.
– Извините, что начинаю разговор с
банальности. Можете ли вы сказать, что любите
театр так, что готовы умереть на сцене?
– Пожалуй, это происходит каждый вечер, когда я
выхожу на площадку. И я отношусь к этому
достаточно серьезно, как бы претенциозно это ни
звучало. “Умирает” Стеклов, а вместо него
рождается другой человек – его персонаж. Я
полагаю, что вы имели в виду именно такую
“смерть”?
– И такую тоже. Но, читая о вас, я понял, что
ради театра вы готовы многое стерпеть. Закончив
театральное училище, вы целый год работали
реквизитором, приехав в столицу, полгода
репетировали в театре без зарплаты, восемь лет в
Москве жили вчетвером в пятнадцатиметровой
коммуналке...
– Да, это все было, но я никогда не задумывался,
что это делается ради чего-то... Ну, наверное,
отчасти в этом было то, что называется “через
тернии к звездам”. Вслух это не формулировалось,
но где-то в подсознании имелось. Не люблю
высокопарных слов, но в этом смысле все время
вспоминаю слова героини чеховской “Чайки”:
“Умей нести свой крест и веруй”.
– В Москву вы приехали уже в зрелом возрасте.
Что вас сформировало как артиста: провинция или
столица?
– И то и другое... Ведь формирование происходило
на разных возрастных этапах. Хотя я не стал бы
говорить об этом процессе в прошедшем времени.
Каждый новый спектакль или фильм продолжает
формировать актера и в профессиональном, и в
личностном плане. Родился я в Караганде, но моей
малой родиной стала Астрахань. Там я вырос и
вышел на “большую” дорогу. Потом была Кинешма и
Петропавловск-Камчатский. К этим городам я
отношусь с огромной благодарностью, равно как и к
ныне родной Москве.
– Трудновато было поначалу в столице?
– Конечно! Ведь Москва не верит не только слезам.
Она очень жестко (если не жестоко) относится к
“варягам”. Но я очень осторожен к таким
понятиям, как “завоевание” или “покорение”
столицы, и никогда к этому не стремился. Если ты
просто делаешь свое дело, она тебя принимает.
Если у тебя есть какие-то другие цели, она может
тебя отторгнуть. Путь мой действительно был
сложный. Но я не исключение. Все его проходят. Но
достижение цели любыми способами – это не мое.
– Вы буквально ворвались в театральный мир
Москвы своим князем Мышкиным в спектакле
Петропавловского театра.
– Мы тогда сыграли всего два раза, и я не думаю,
что многие его помнят. Хотя играли в помещении
Малого театра. А основой моей будущей московской
театральной биографии стал дударевский
“Порог”, в котором я дебютировал и который, смею
надеяться, вызвал определенный интерес людей
театра.
– Да, конечно, но самым сногсшибательным
событием стал, по-моему, все же Полиграф
Полиграфович Шариков. Как в одном человеке
умещается такое количество разных характеров:
Мышкин и алкоголик из “Порога”, Шариков и
Тевье-молочник, Карлсон и Тригорин?
– Я ограничусь одной чудесной фразой: “Мы
думаем, что это мы гениально играем, но это Бог
играет, когда нас выбирают”. Лучше не ответишь.
– Какое место в вашей актерской “кухне”
занимает внешнее перевоплощение и всяческая
атрибутика типа париков, грима?
– Когда я смотрю старые спектакли МХАТа или
Малого театра, записанные на пленку, то всегда
восхищаюсь, как великие актеры умели
пользоваться тем, что вы назвали атрибутикой. Они
были в этом смысле настоящими художниками. Я
отношусь к этому даже как-то завистливо, потому
что сам не обладаю такой способностью, а с
гримерами дело не всегда складывается. Поэтому
грим использую нечасто.
– Есть ли у вас любимые персонажи и своя тема
в творчестве?
– Тема, конечно, есть. Это, наверное, маленький
человек, гоголевские Акакий Акакиевич и
Поприщин. И персонажи любимые тоже есть, но
привязанности с годами меняются. Вот вы
вспомнили князя Мышкина, а я бы сейчас хотел
сыграть Рогожина. Или дядю Ваню. Или Митю
Карамазова.
– Есть роли, которые вы “не потянули” бы?
– Да, конечно. Вот, например, Гамлет – это
совершенно не мое. И Лир тоже. Покойный Павел
Луспекаев говорил, что роль должна “личить”
актеру, то есть, грубо говоря, быть к лицу. Я
прекрасно осознаю, что многие роли мне “не
личат”. Не потому, что неинтересны, а потому, что
не мои. И за них браться не стоит. Иногда мой
художественный руководитель Иосиф Райхельгауз
говорит: “Вы можете выбрать любую роль, все что
хотите”. Но я понимаю, что хочу только
определенного, а не всего.
– Возникают ли у вас какие-то чувства к
персонажам, которых вы играете?
– Да, конечно. Чувства разные: и добрые, и не
очень. Хотя на самом деле я их всех люблю. Вот
сыграл, например, жуткого типа по фамилии
Жутовский в фильме Александра Прошкина “Увидеть
Париж и умереть”. Но и он мне дорог и близок,
потому что с ним было интересно сосуществовать.
Не могу сказать, что вложил все свое гражданское
негодование в обличение этого человека. Никогда
не подхожу к образу с остросоциальных позиций.
Хотя играл и такие типы, как Василий Сталин,
например. Меня всегда интересовали прежде всего
люди, их суть. Ведь в нас намешано много всего: и
божественного, и дьявольского...
– После Жутовского я долго не мог перебороть
отрицательных эмоций по отношению к вам. Вы не
боитесь, что после таких ролей зритель может
перемениться?
– Нет, нет. Даже после “Петербургских тайн”, где
я сыграл не самого приличного и добропорядочного
человека, ко мне подходили немолодые женщины и
хвалили. Я возражал: “Что же вы в нем нашли, он же
такой-сякой?!” Они мне отвечали, расплываясь в
улыбке: “Но это ведь из-за любви!”
– Вы очень серьезно и осторожно говорите об
эзотерической стороне взаимоотношений с
персонажем. Это действительно так сложно и
опасно?
– Да, при соприкосновении с тем или иным
персонажем происходит личностная “мутация”
актера. Можно иногда так заиграться, что даже
утонуть в этом: мы вызываем их фантомов. И они
откликаются и приходят. И даром это не проходит.
Они остаются недалеко, а иногда даже поселяются
внутри тебя. С ними надо быть очень осторожными. Я
нисколько не “шаманю”. Может быть, кто-то
вспомнит в связи с этим булгаковское
“Шизофрения, как было сказано”, но я очень
серьезно отношусь к таким мистическим и даже
инфернальным вопросам. Об этом, кстати, написаны
тома книг.
– В одной из статей о вас прочитал: “Стеклов
реактивен внутренне”. Что это означает и
согласны ли вы с этим?
– Что означает? Ну вот поставьте передо мной
задачу пробежаться по потолку. Я ее выполню. Меня
всегда поражает, когда актеры вместо того, чтобы
загореться режиссерским предложением и тут же
его выполнить, начинают долго объяснять, почему
сделать это невозможно. Впрочем, это касается не
только театра. Приходишь домой, говоришь
рабочим-ремонтникам: “Мне бы хотелось вот так”.
А они отвечают: “Не-е, командир, так низзя...” И я
все хочу понять, где те самые Левши, которые
загорятся и скажут: “Никогда не делал, но сделаю,
потому что твоя идея – супер!”
Актеру порой стыдно сказать режиссеру: “Я не
смогу”. Вот он и ноет: “А зачем, а почему?..” Я бы
назвал это паразитированием в профессии. В таких
случаях даже появляется отвращение к ней.
– Тут еще, наверное, гордость в вас начинает
говорить: “Как же так, я да не смогу!”
– Может быть. Хотя это не гордость, а обычное
мужское тщеславие. Мне претят все эти разговоры о
том, что сейчас нет мужчин. Они есть! И на охоту
ходят на зубров и медведей, и домой добычу
приносят!
– Как настоящий мужчина Владимир Стеклов
пережил несостоявшийся полет в космос?
– Для меня лично кинопроект Юрия Кары, связанный
с моим предполагавшимся полетом, был глобальной
мечтой. Конечно, потребовалось время, чтобы
осознать, что этого не будет. Это был важный
отрезок в моей жизни. Я благодарен Судьбе за то,
что это случилось, за то, что именно меня выбрали
для полета. А могли ведь не выбрать! Подготовке к
полету был отдан целый год жизни. А если со всеми
испытаниями и медицинскими проверками – два с
половиной. Я там познакомился, подружился и даже
сроднился с замечательными людьми. Я имею в виду
не только ребят из отряда космонавтов, но и
инструкторов, педагогов, работников многих
предприятий, имеющих отношение к космической
отрасли. И в первую очередь я благодарен судьбе,
что мне посчастливилось встретиться с ребятами
со “Звезды” из Томилина. Это люди, которые
готовили мой скафандр и ложемент. Они мне
подарили удивительные минуты жизни. Не имею
возможности всех перечислить, но хочу сказать,
что бесконечно их люблю и всегда вспоминаю. То же
самое могу сказать и о Центре подготовки
космонавтов.
Все то, что я испытал за это время, меня
необыкновенно обогатило. Кроме того, я познал
много такого, чего раньше знать не мог. Ну а то,
что не случилось... Значит, не судьба!
– Наверное, вас не зря выбрали для полета.
Ваша физическая форма просто поражает. Помню
какой-то невероятный прыжок через всю сцену в
“Собачьем сердце” или потрясающий танец в
спектакле “Сатирикона” “Жак и его господин”. Я
не мог понять, как два пятидесятилетних мужика –
вы и Константин Райкин – буквально летали по
сцене, как мотыльки. Ну Райкин – это понятно...
– Что значит Райкин – понятно? Я только от Кости
и заряжаюсь. Смотрю на него и думаю, что не имею
права сделать хуже. Да к тому же дочь на сцене. Это
мой главный стимул. Он мне не позволяет играть
плохо. Я отношусь к Гране не только как к дочери,
но и как к очаровательной женщине. Мне хочется ей
нравиться.
– Да, обе дочери у вас удивительные. Граня
выбрала актерскую стезю с вашей подачи?
– Сознательно я ее, конечно, не направлял. Но она
ведь “с младых ногтей” в театре. Вот и маленькая
Глашка, сидящая в соседней комнате, всегда со
мной. Она могла бы в вечернее время с таким же
успехом пребывать за кулисами, когда у меня
спектакль. Она все время твердит: “На съемки
хочу, на гастроли хочу”. То же самое было с
Граней. Все состоялось естественным путем. А
когда все наступило, глупо было бы размахивать
руками, пыхтеть и кричать: “Только через мой
труп”. В случае с Граней, думаю, театральная
“проказа” развивалась нормально.
– Можете ли вы объективно оценить работу
дочери на сцене?
– Я могу судить только субъективно, пристрастно.
Не могу и не хочу быть объективным! Она это знает
и очень хорошо чувствует папино “недоброе”
расположение (профессиональное, естественно). И
порой случаются даже слезы... Иногда она говорит:
“Папа, вот ты со студентами работаешь, какие же
они несчастные! Тебе нельзя преподавать”. Но
вместе с тем она понимает, что все делается ради
нее.
– Какие главные постулаты профессии вы
стараетесь “внедрить” в своих студентов?
– Ой, не знаю! Очень часто я подхожу к
замечательным музыкантам, которые играют в
“Жаке” или в спектакле Михаила Козакова
“Играем Стриндберг-блюз”, и
полушутя-полусерьезно говорю: “Как у вас все
замечательно и понятно: музграмота, гармония,
терция, квинта... А вот мне с чего начать, как
научить?!” Есть, конечно, свои личные ощущения и
терминология. Но твердой методологической базы
нет. Она, может быть, в природе и есть, но я ее не
знаю.
– Вы когда-то сказали: “Человек измеряется
не от пяток до макушки, а от головы до неба.
Человек необъятен. Я пришел в театр, чтобы
сказать об этом”. Вам это всегда удается?
– Начнем с того, что я кого-то процитировал. Мне
нравятся хорошие мысли и фразы. А по сути вопроса
отвечу, что не всегда удается. И это огорчает. А на
прощание скажу, что все наши знания: прошлые,
настоящие и будущие – ничто по сравнению с тем,
чего мы никогда не узнаем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|