Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Сергей КАМЕНСКИЙ

Вакансии заполнены.
Руководству не о чем волноваться?

А на самом деле пора объявлять аврал

В идущей из глубины веков культурной традиции самых разных народов учитель как символическая фигура – это старый учитель. В нынешнюю эпоху модернизации, нравится она нам или нет, архетип Старого Учителя весьма болезненно сталкивается с жизненными реалиями дня. Уважение к почтенным годам учителей-ветеранов не должно заслонять суровый факт: совершенно ненормально, когда в лучшем случае каждый седьмой, а в худшем кое-где и каждый второй учитель средней школы – пенсионер.
Тревожных проблем, связанных с постарением школы, множество. Это проблемы и детей, и семьи, и самих учителей-пенсионеров, и собственно школы.
Давайте же обратим наконец внимание на то, что современным подросткам вообще катастрофически не хватает общения с людьми энергичных, активных возрастов. Родители заняты зарабатыванием денег, дети в семье остаются с бабушками и дедушками, учительница – пенсионерка... Идеализированная картина жизни при социализме внушается мальчикам и девочкам, которые судить о тогдашней реальности не могут, зато готовы поверить на слово. Поэтому не приходится удивляться, что подростки подчас поддаются влиянию всяких красно-коричневых, левацких, экстремистских группировок. Идеология этих группировок – только крайнее заострение тех воззрений, которые свойственны многим и многим представителям старших поколений, с ностальгией повторяющих, что “в Советском Союзе жить было хорошо”.
При всем почтении к ветеранам никуда не деться от обоснованного сомнения в том, что старый учитель остается на передовом рубеже научных знаний и новых технологий. Некоторые, конечно, остаются. Но правда в том, что эти некоторые – исключение. Типичный, прямо-таки кричащий пример отставания – отношение к компьютеру и Интернету. Все больше и больше детей воспринимают Сеть и “комп” таким же привычным атрибутом повседневности, как, допустим, радио и телевидение. Старый учитель по понятным причинам не может быть ни авторитетом, ни руководителем, ни проводником в этой области. Она ему просто незнакома. А дети очень нуждаются в проводнике и наставнике, потому что Интернет – сложная, а подчас и опасная сфера жизни. Но в том-то и дело, что для учеников это именно сфера жизни, а для большинства учителей – земля незнаемая. Дети находятся “внутри”, а учителя к ней даже не подступались.
Надоело слышать жалобы: мол, при советской власти у нас было замечательное, лучшее в мире образование, а после перестройки “все развалили”. Кто-то, выходит, все эти годы разваливал и развалил... Но ведь образование – это учителя. А они в значительной степени остались те же самые. Так что никто ничего не разваливал, все осталось, к сожалению, на своем месте. Вместо того чтобы жаловаться, стоило бы признать, что “замечательное образование” советских времен просто вопиюще не соответствует требованиям современности.
Другая больная проблема – дисциплина. Не будем касаться прекрасных исключений, а честно скажем себе, что в силу воспитания и привычек большинство старых учителей практикуют такую дисциплину, которая основана на страхе, подавлении, унижении достоинства ребенка. Учителя обычно не осознают этого, их действия естественны, и зла они, разумеется, не желают. В том-то и дело, что они хотят добра. Но ученики и родители чувствуют жесткое давление и сопротивляются. Отсюда неизбежные конфликты. Особенно тягостные оттого, что каждая сторона права по-своему, причем старый учитель может аргументировать свою позицию более убедительно. На первый взгляд. Он ведь добивается “хороших вещей” – порядка, дисциплины, послушания, аккуратности, исполнительности. А тинейджеры и молодые родители чего хотят? Окончательной разболтанности? Вот и доказывай после этого, что разболтанность, неуместная экстравагантность и всякие подростковые выходки возникают как раз из протеста против палочной дисциплины и неумения достойно пользоваться свободой. Старый учитель не учит опыту свободы, потому что сам его не имеет. Отсюда дополнительная сложность, тоже чреватая конфликтами. Положение учителя-пенсионера особенно зависимое, ведь его могут в любой момент отправить на давно заслуженный отдых, поэтому беспрекословная исполнительность, и без того свойственная старшему поколению, только усиливается. А что это значит? Учителя-ветераны вольно или невольно становятся проводниками точки зрения школьного руководства. А это, согласитесь, не всегда на пользу делу.
И наконец, самая деликатная проблема... Ничего фактически не выигрывая материально, старые учителя работают ради спасения от беспросветного одиночества. Ни для кого не секрет (может, только для девочек, поступающих в педвузы), что именно среди учительниц чрезвычайно высок процент незамужних и бездетных, абсолютно одиноких женщин. Такова специфика профессии с ее узким кругом общения и огромной занятостью. Такие учительницы будут приходить в класс, пока позволяет здоровье, и даже тогда, когда уже не позволяет. Что получается в итоге? Вакансии заполнены, руководству страны волноваться вроде бы не о чем, школьный корабль плывет потихоньку. А ведь на самом деле давно пора объявлять аврал!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru