ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Вакансии заполнены.
Руководству не о чем волноваться?
А на самом деле пора объявлять аврал
В идущей из глубины веков культурной
традиции самых разных народов учитель как
символическая фигура – это старый учитель. В
нынешнюю эпоху модернизации, нравится она нам
или нет, архетип Старого Учителя весьма
болезненно сталкивается с жизненными реалиями
дня. Уважение к почтенным годам
учителей-ветеранов не должно заслонять суровый
факт: совершенно ненормально, когда в лучшем
случае каждый седьмой, а в худшем кое-где и каждый
второй учитель средней школы – пенсионер.
Тревожных проблем, связанных с постарением
школы, множество. Это проблемы и детей, и семьи, и
самих учителей-пенсионеров, и собственно школы.
Давайте же обратим наконец внимание на то, что
современным подросткам вообще катастрофически
не хватает общения с людьми энергичных, активных
возрастов. Родители заняты зарабатыванием денег,
дети в семье остаются с бабушками и дедушками,
учительница – пенсионерка... Идеализированная
картина жизни при социализме внушается
мальчикам и девочкам, которые судить о тогдашней
реальности не могут, зато готовы поверить на
слово. Поэтому не приходится удивляться, что
подростки подчас поддаются влиянию всяких
красно-коричневых, левацких, экстремистских
группировок. Идеология этих группировок –
только крайнее заострение тех воззрений, которые
свойственны многим и многим представителям
старших поколений, с ностальгией повторяющих,
что “в Советском Союзе жить было хорошо”.
При всем почтении к ветеранам никуда не деться от
обоснованного сомнения в том, что старый учитель
остается на передовом рубеже научных знаний и
новых технологий. Некоторые, конечно, остаются.
Но правда в том, что эти некоторые – исключение.
Типичный, прямо-таки кричащий пример отставания
– отношение к компьютеру и Интернету. Все больше
и больше детей воспринимают Сеть и “комп” таким
же привычным атрибутом повседневности, как,
допустим, радио и телевидение. Старый учитель по
понятным причинам не может быть ни авторитетом,
ни руководителем, ни проводником в этой области.
Она ему просто незнакома. А дети очень нуждаются
в проводнике и наставнике, потому что Интернет –
сложная, а подчас и опасная сфера жизни. Но в
том-то и дело, что для учеников это именно сфера
жизни, а для большинства учителей – земля
незнаемая. Дети находятся “внутри”, а учителя к
ней даже не подступались.
Надоело слышать жалобы: мол, при советской власти
у нас было замечательное, лучшее в мире
образование, а после перестройки “все
развалили”. Кто-то, выходит, все эти годы
разваливал и развалил... Но ведь образование –
это учителя. А они в значительной степени
остались те же самые. Так что никто ничего не
разваливал, все осталось, к сожалению, на своем
месте. Вместо того чтобы жаловаться, стоило бы
признать, что “замечательное образование”
советских времен просто вопиюще не
соответствует требованиям современности.
Другая больная проблема – дисциплина. Не будем
касаться прекрасных исключений, а честно скажем
себе, что в силу воспитания и привычек
большинство старых учителей практикуют такую
дисциплину, которая основана на страхе,
подавлении, унижении достоинства ребенка.
Учителя обычно не осознают этого, их действия
естественны, и зла они, разумеется, не желают. В
том-то и дело, что они хотят добра. Но ученики и
родители чувствуют жесткое давление и
сопротивляются. Отсюда неизбежные конфликты.
Особенно тягостные оттого, что каждая сторона
права по-своему, причем старый учитель может
аргументировать свою позицию более убедительно.
На первый взгляд. Он ведь добивается “хороших
вещей” – порядка, дисциплины, послушания,
аккуратности, исполнительности. А тинейджеры и
молодые родители чего хотят? Окончательной
разболтанности? Вот и доказывай после этого, что
разболтанность, неуместная экстравагантность и
всякие подростковые выходки возникают как раз из
протеста против палочной дисциплины и неумения
достойно пользоваться свободой. Старый учитель
не учит опыту свободы, потому что сам его не
имеет. Отсюда дополнительная сложность, тоже
чреватая конфликтами. Положение
учителя-пенсионера особенно зависимое, ведь его
могут в любой момент отправить на давно
заслуженный отдых, поэтому беспрекословная
исполнительность, и без того свойственная
старшему поколению, только усиливается. А что это
значит? Учителя-ветераны вольно или невольно
становятся проводниками точки зрения школьного
руководства. А это, согласитесь, не всегда на
пользу делу.
И наконец, самая деликатная проблема... Ничего
фактически не выигрывая материально, старые
учителя работают ради спасения от
беспросветного одиночества. Ни для кого не
секрет (может, только для девочек, поступающих в
педвузы), что именно среди учительниц
чрезвычайно высок процент незамужних и
бездетных, абсолютно одиноких женщин. Такова
специфика профессии с ее узким кругом общения и
огромной занятостью. Такие учительницы будут
приходить в класс, пока позволяет здоровье, и
даже тогда, когда уже не позволяет. Что
получается в итоге? Вакансии заполнены,
руководству страны волноваться вроде бы не о чем,
школьный корабль плывет потихоньку. А ведь на
самом деле давно пора объявлять аврал!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|